– А сухой закон какого х..ра?! – возмущается молодой человек в пабе на Спасской.
– Потому что тебе в армию идти, а ты нажрался! – объясняет ему кто-то из собеседников, которого я не могу разглядеть.
– Мне? У меня три жены, и четвертая на подходе...
– Млять, запрет на продажу оружия, как я буду жить? – продолжают за соседним столиком.
– Из-за этого пункта я переживаю больше всего! – раздается дружный смех.
Прислушавшись к диалогу, я понимаю, что компания смотрит новости в интернете и стебется над возможностью введения в Украине военного положения.
Эта "свежая", как осетрина в буфете театра Варьете, мысль посетила депутатские головы с обострением в Авдеевке. И хотя эксперты не верят, что власть на это решится, полагая, что страшилки о военном положении запускаются накануне поездки Порошенко в Вашингтон и участия в Мюнхенском форуме по безопасности, где ему могут сказать "или выполняйте Минск, или идите на перевыборы", многих украинцев, тем не менее, эта идея если и не взволновала, то во всяком случае, заинтересовала.
Как ни крути, но военное положение многое изменит и в повседневной жизни украинцев.
Корреспондент "Страны" послушала, что говорят в Киеве с возможным введением военного положения.
"Видимо, запахло жаренным"
– Если отключат Wi-Fi, то я против.
– Если не смогу стричь, то идите в жопу, – продолжаются шутки за соседним столом.
Всего их четверо: три девушки и парень. Его, как я могу догадаться из их диалога, зовут Вова. Их – Лена, Яна и кто-то еще. Всем не больше 25-30.
Напомним, как уже писала "Страна", объявление военного положения чревато рядом "неудобств": возможностью конфискации имущества (например, авто), введением сухого закона и комендантского часа, запретом неугодных СМИ, митингов и других массовых мероприятий.
– Интересно, с чего бы? – обсуждают за соседним столиком. – Видимо, запахло жареным и перевыборами. Думаю, это уже конвульсии, надо удержаться на плаву. Вот и посмотрим, ждет ли нас военная диктатура.
– А если ждет?
– Тогда на нас косо будут смотреть, как на Северную Корею.
– Ага. Дикими раскосыми глазами. Пороху-то что? Вон Чуп Ча Мыр, или как его там, правит уже сотый год. И Порох тоже хочет похазяйнувати.
– Янек тоже хотел. Вспомни, он рассматривал вопрос то ли о военном, то ли о чрезвычайном положении. Но юридически никак не получалось, плюс давление внешних партнеров.
– Яныку смелости не хватило. Юридически, Лен, в нашей стране можно даже Закон всемирного тяготения отменить. Было бы большинство в Раде.
– Не примут. Разве что в первом чтении, для мобилизации электората. Это как закон о языке. Чтоб жути нагнать и возмущения. Но вообще, понятно, что шатают. Авдеевка – не вечная. Надо постоянно какую-то халепу под рукой иметь. То есть, к чему-то они, конечно, ведут. Но я, честно говоря, думала, что начнут после Евровидения.
– Вообщем, девочки так, Майдан-3 будет по-настоящему Евромайданом, потому что совпадет с Евровидением. И в нем вынуждено примут участие гости из Европы, – присоединяется к разговору парень, пытаясь, кажется, покончить с этой темой при помощи иронии.
– Нет, все начнется в мае-июне. После Евровидения. Вспомни, Евро-2012 дали же провести! А потом на следующий день – "мовный майдан".
– Словом, закончим с Евровидением, а дальше – либо Майдан-3, либо военное положение.
– Либо все сразу, – смеется компания, и переходит к теме кино.
"Согласен, но есть условие"
Беглый опрос украинцев показал, что к инициативам властей мало кто относится всерьез, если это только не касается очередного "усовершенствования" в коммунальной сфере, ростом курса доллара и другими "реформами".
– Хм... Военное? Я бы лучше ввел "чрезвычайное". Оно как-то больше соответствует состоянию страны. Или "плачевное". Еще "жалкое" тоже подойдет. Представьте, как хорошо звучит: "Правительство ввело "ЖП", – рассуждает научный сотрудник КПИ Юрий.
– Соглашусь только при одном условии, – говорит офисный сотрудник Дмитрий. – Если военное положение объявят на одном участке фронта и туда отправят всех, кто выступает за военное положение. Причем желательно заранее известить сепаратистов о прибытии этого батальона. А после этого можно сразу проводить досрочные выборы в Раду.
– Я, честно говоря, не исключаю, что они его введут, – говорит преподаватель английского языка Инна. – Но не сейчас. Вспомните, Янукович тоже ввел то ли чрезвычайное положение, то ли АТО объявил – и просуществовало оно дня три. И тогда уже Майдан был в самом разгаре. Вот и здесь может быть что-то подобное. Когда уже совсем запахнет жаренным, и надо будет спасать собственную шкуру, – тогда они что-нибудь введут, но просуществует оно не долго.
– Если бы это было всерьез, то надо было вводить военное положение после Крыма. Тогда многие люди готовы были поддержать эту идею. В нашем доме в Голосеево едва ли не все пенсионерки (!) отсылали смс – помните, "поддержи армию", – вспоминает строитель Владимир. – Все, помню, обсуждали, помощь пересылали. А потом тарифы, доллар, коррупция, декларации, постоянные драки и склоки... И сегодня уже все, что исходит от власти, воспринимается враждебно.
Тем временем, эксперты не исключают, что Порошенко может на это решиться.
– Люди, пришедшие к власти в результате трагических событий, понимают, что тем, кто придет после них, ничего не останется, кроме как пересажать своих предшественников, – говорит политолог Андрей Золотарев. – Потому что экономических ресурсов не будет, останется единственный ресурс – зрелища. Поэтому нынешняя власть сделает все, чтобы удержаться. Абсолютно все. Сейчас идет общая игра на обострение: на разделение электорального поля на "патриотов" и "агентов Кремля". Языковой закон, референдум по НАТО, военное положение – все это накаляет ситуация и раскалывает общество. И если нынешние представители власти окажутся совсем на краю пропасти, – то они введут военное положение. Другое дело, что это может привести к обратным последствием. И стать началом их собственного конца.