В четверг со второй попытки народные депутаты приняли в первом чтении проект закона о Конституционном суде Украины. Этот документ был подготовлен Советом по судебной реформе при президенте Украины и в целом одобрен Венецианской комиссией. После жарких дебатов проект был принят.
Какие последствия будет иметь новая трактовка положений о Конституционном суде, разбиралась "Страна".
Конституционная жалоба
30 сентября 2016 года в силу вступили конституционные изменения в части правосудия и новая редакция закона "О судоустройстве и статусе судей". В частности, был введен институт конституционной жалобы при исчерпании всех других национальных средств правовой защиты - то есть жалобы на то, что примененный в конечном судебном решении закон противоречит Конституции.
Но пока парламентарии гордились созданием института конституционной жалобы, оказалось, что сама суть этого механизма никак не была описана. Такое "белое пятно" законодательства привело к тому, что с момента действия новых норм в КС поступило более двух десятков конституционных жалоб, ни одна из которых по сей день не может быть рассмотрена из-за отсутствия процедуры, выписанной в законе.
И вот, парламентарии со второй попытки приняли определенный президентом как безотлагательный проект, где все-таки содержится этот механизм.
"Среди основных плюсов - конституционная жалоба, - говорит "Стране" один из соавторов проекта, член фракции "Народный фронт" Леонид Емец. - Она предусмотрена Конституцией, но теперь она будет прописана в законе как действенный механизм. Теперь не только 45 народных депутатов (минимально необходимое количество), президент или спикер имеют прав обратиться в КС с вопросом, отвечает ли тот или иной закон единому высшему нормативному акту - Конституции Украины. После принятия законопроекта любой гражданин, который прошел все стадии судебного процесса, и считает, что закон, на основании которого было принято решение в отношении него, противоречит Конституции, может обратиться в КС с конституционной жалобой. Это одна из тех новаций, которые вместе с Венецианской комиссией обсуждали еще на стадии подготовки данного законопроекта. Кроме того, к сожалению, сегодняшняя редакция регламента работы КС не ставит жесткие рамки для рассмотрения вопросов этим органом. Например, закон Колесниченко - Кивалова, дается месяц на рассмотрение, но уже более года находится в КС. И это нарушение. И сейчас мы прописываем регламент телом закона".
Но вместе с созданием механизма конституционной жалобы в документе затесались нормы, которые, как считают опрошенные "Страной" законодатели и юристы, значительно расширяют возможности президента влиять на Конституционный суд. Более того, Главное экспертное юридическое управление Верховной Рады рекомендовало вернуть этот проект коллективу авторов на доработку.
Как президент усилит свое влияние
Документ предусматривает, что судей Конституционного суда будет отбирать целых три конкурсных комиссии - их будут созывать президент, Верховная Рада и съезд судей (а в перерыве между съездами - Совет судей Украины). Создание этих конкурсных комиссий - главная новация в части назначения судей. По результатам конкурсного отбора президент издает Указ о назначении судей КСУ из числа рекомендованных ему президентской конкурсной комиссией, парламентской конкурсной комиссией и судейской конкурсной комиссией. Именно этот пункт более других возмутил многих депутатов.
"Три комиссии - это просто показать обществу, что, вот, мы проводим конкурсы. Но мы-то знаем, кто эти конкурсы выигрывает. 18 членов КС - от президента, рады и совета судей. Все равно от парламента будет назначать большинство, которое ориентируется на президента. И даже съезд судей, который будет избирать - кто-то будет независим, а с кем-то будут, так сказать, разговаривать", - говорит "Стране" депутат-мажоритарщик Сергей Мищенко.
"В законопроекте не прописано, как будут создаваться эти комиссии, как они будут действовать, критерии, процедуры… ничего нет. Только в общем написано, что они будут создаваться", - говорит "Стране" Елена Сотник.
При этом Венецианской комиссии такая новация ничуть не показалась сомнительной. Они просто не понимают политических реалий в Украине, парирует адвокат, бывший замминистра юстиции Юрий Иващенко.
"Это особенности наших реалий, что все три конкурсные комиссии будет контролировать один человек - президент Украины. А следовательно и всех будущих членов КС тоже будет он контролировать. Венецианская комиссия смотрит на форму законопроекта. Она не понимает, что здесь идет шулерство. В европейских странах гарантируется независимость разных ветвей власти. Они же не знают, что у нас парламент контролируется президентом, что Совет судей не пойдет наперекор воле президента. Они думают, что в КС будет идти прозрачное назначение, а наши внутренние перипетия политической жизни их не интересуют", - считает адвокат.
Сомнительные нормы
Интересен момент, что вопреки Конституции, которая дает четкий перечень требований к судьям КС, законодатели решили в законе прописать норму, что судьей, в частности, не может быть назначено лицо, которое на день назначения или в течение двух лет ранее было членом или занимало должность в политической партии, было кандидатом или избиралось в органы государственной власти или местного самоуправления. "Необходимо отметить, что соответствующие ограничения не соответствуют ч. 4 ст. 36 Основного Закона Украины, согласно которой никто не может быть ограничен в правах за принадлежность к политическим партиям", - говорится в выводе экспертного управления по проекту.
Даже в механизме конституционной жалобы существует парадоксальная формулировка. Суд отказывает в открытии конституционного производства, признав конституционную жалобу неприемлемой, если имеется злоупотребление правом подачи жалобы. "Не совсем понятно, каким образом еще на этапе решения вопроса об открытии конституционного производства можно установить факт наличия злоупотребления правом подачи жалобы", - говорится в выводе экспертного управления ВР.
И, наконец, вопреки процессу децентрализации законодатели решили запретить территориальным общинам подавать конституционные жалобы.
"То есть, мы убираем норму в отношении подачи жалобы в КС территориальными общинами. Так ведь у нас децентрализация?! То есть, местное самоуправление лишается такого права. А в Конституции это написано", - говорит "Стране" депутат Сергей Мищенко.
На все обвинения коллег в том, что проект позволит президенту еще больше узурпировать власть, народный депутат Леонид Емец отвечает, что к принятию документа в целом еще можно внести поправки.
"Усилит ли проект влияние президента на КС? Если кто-то так считает, он может внести свои правки в законопроект", - говорит "Стране" Емец.
Зарплаты судей превысят 200 тысяч
Интересно, что обсуждение законопроекта в сессионном зале было чрезвычайно бурным, многих депутатов возмутил заложенный в документе пункт об окладе судей КС в 75 минимальных зарплат (на текущий момент это 240 тысяч грн в месяц), с надбавками сумма могла вырасти вдвое. Кроме того, согласно проекту, судья Конституционного Суда в отставке также будет получать ежемесячное пожизненное денежное содержание, выплачиваемое в размере 80 процентов оклада.
Депутат от "Самопомощи" Елена Сотник во время рассмотрения проекта призвала депутатов пересмотреть эти цифры. В комментарии "Стране" Сотник сообщила, что согласно проекту пенсия экс-судьи КС, если отталкиваться от сегодняшней минимальной зарплаты, составит порядка 330 тысяч грн. Хотя соавторы законопроекта обещают "привязать" пенсию к прожитому минимуму.
"Даже в этом случае пенсия составляет 180 тысяч гривен, а какая у учителя, врача? Я считаю, что такой подход нарушает принцип общественной справедливости. Я не против, чтобы судьи получали высокие заработные платы. Потому что они являются ключевым органом в любой системе. Но к чему тут пожизненное содержание?" - говорит Сотник.
Леонид Емец, комментируя замечания своей коллеги, говорит "Стране", что такое финансовое обеспечение судей КС еще может быть пересмотрено. "Мы сможем внести правки на стадии подготовки к голосованию в целом. Никто из авторов законопроекта не настаивал на принятии в целом сразу", - обещает он.
Впрочем, оппоненты принятия этого закона коллегам не верят. "Я думаю, что инициаторы законопроекта будут стараться как можно скорее провести его через зал, пока коалиция еще хоть как-то работает", - считает Елена Сотник.