В четверг, 23 февраля, парламентарии приняли за основу изменения к Уголовно-процессуальному кодексу, которые касаются процедуры заочного осуждения. Сам президент Украины Петр Порошенко накануне призвал депутатский корпус поскорее принять эти изменения, чтобы появилась возможность осудить его предшественника.
Законопроект поддержали 233 депутата. По словам генпрокурора Юрия Луценко, который представлял закон в Раде, цель документа - добавить к статьям, которые подлежат заочном осуждению ст. 255 "создание преступной организации". Сейчас такой статьи нет, что делает невозможным наказание за экономические и военные преступления.
"В этом законе вводится точное правило расчета сроков, что делает невозможным старания адвокатов Януковича и его компании в европейских судах", - отметил Луценко.
Впрочем, это лишь вершина айсберга предлагаемых изменений к УПК. К чему они приведут и кого коснутся, разбиралась "Страна".
Что сулят нововведения
Разговоры о необходимости совершенствования закона о заочном осуждении тесно связаны с буквой предыдущего закона, описывающего эту процедуру. Документ был принят весной прошлого года и в нынешнем виде действует до 15 апреля текущего. Собственно, это и имел в виду Петр Порошенко, пояснив, что если не принять изменения к УПК до 15 апреля, то бывшее руководство страны может уйти от ответственности.
В пояснительной записке к документу перечисляются изменения, которые предлагается внести в Уголовно-процессуальный кодекс Украины.
1. Предусматривается возможность осуществления вызова лица, находящегося за пределами Украины, путем направления повестки по последнему известному месту его жительства и обязательной публикации в официальных изданиях Кабинета Министров или Верховной Рады и на официальном сайте органа, осуществляющего досудебное расследование - фактически, таким образом граждане будут вынуждены регулярно проверять информацию о себе в официальных источниках органов власти.
2. Максимально допустимый срок содержания под стражей увеличивается до восемнадцати месяцев для случаев, когда речь идет об особо сложных уголовных производствах - то есть лица, подозреваемые в совершении преступления, но чья вина еще не доказана, будут намного дольше держаться в изоляторах, где очень часто нечеловеческие условия содержания.
3. Разрешение суда на задержание лиц будет действовать не шесть месяцев, как в настоящий момент, а пожизненно.
4. Предусматривается возможность заключения соглашения о признании вины между прокурором и обвиняемым в производстве по особо тяжким преступлениям.
5. Продлевается срок на создание Национального бюро расследований, а уголовные производства, созданные следователями органов прокуратуры, продолжают осуществляться следователями органов прокуратуры.
6. Вводится понятие "особо сложное уголовное производство" - причем "особо сложными" производства будут признаваться на усмотрения следователя или прокурора.
В чем подвох
Сам документ был подвергнут жесткой критике специалистами Главного экспертного юруправления Верховной Рады, которое делает анализ всех выносящихся в зал голосования проектов.
Юристы Рады отмечают, что фактически предлагается создать отдельную стадию, которая не относится ни к досудебному расследованию, ни к судебному разбирательству. При этом до окончания этой стадии судебное разбирательство начать будет невозможно, а у органов досудебного расследования будет отсутствовать стимул расследовать дело в сжатые сроки.
Также юристы раскритиковали медийную новацию законопроекта, которая гласит, что при наличии информации о нахождении лица за пределами Украины повестка такому лицу направляется по последнему известному месту его жительства или пребывания и обязательно публикуется в официальных печатных изданиях и на официальном сайте органа, осуществляющего досудебное расследование.
"Предложенное нововведение непоследовательно. Выглядит нелогичным направления повестки по последнему известному месту жительства, если заранее известно, что он не сможет ее получить, так как находится за пределами Украины. Кроме того, на сегодня разработан и успешно реализуется механизм извещения лица, проживающего за рубежом, согласно договору о правовой помощи, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, а при отсутствии такового - с помощью дипломатического (консульского) представительства", - отмечается в критике к проекту.
"Во-первых, момент опубликования и распространения официальных печатных изданий различаются во времени. Во-вторых, вряд ли лицо, находящееся за пределами Украины, регулярно оперативно знакомится с содержанием всех изданий "Голос Украины" и "Урядовый курьер", а также пересматривает официальные сайты органов, осуществляющих досудебное расследование в Украине. Поэтому для случаев обычного (не специального) досудебного расследования более обоснованной, на наш взгляд, является действующая редакция части первой статьи 136 УПК, согласно которой надлежащим подтверждением получения лицом повестки о вызове или ознакомления с ее содержанием другим путем является роспись лица о получении повестки, в том числе на почтовом сообщении, видеозапись вручения лицу повестки, любые другие данные, подтверждающие факт вручения лицу повестки о вызове или ознакомления с ее содержанием", - считают юристы главного юруправления ВР.
В конце экспертного заключения по проекту руководитель юруправления настойчиво рекомендовал отправить документ на доработку, но вместо этого профильный комитет по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности под руководством Андрея Кожемякина рекомендовал проект вынести в зал.
Десять шагов назад
Особые вопросы вызывают изменения в процедуре заочного (в законе оно называется специальным) расследования. Исходя из текста документа, значительно расширяются возможности следственных органов начать досудебное расследование без ведома человека.
Именно это с иронией прокомментировал бывший замглавы Администрации президента Андрей Портнов.
"Самому Януковичу и тем, кто находится с ним в розыске этот проект ничем не грозит, так как нет большой разницы, просто разыскиваться у себя в резиденции или разыскиваться там же, но с заочным приговором. Кроме того, это поможет бывшему президенту, потому что заявление главы государства о необходимости принять специальный закон под приговор для конкретного обвиняемого - это его отложенная победа в ЕСПЧ, отмена приговора и компенсация из бюджета, - заявил Портнов. - А вот для остальных граждан - это десять шагов назад. Документ сконструирован так, чтобы правоохранители по факту получили право бессрочно расследовать и разыскивать всех, на кого режим укажет пальцем. Это закон о тотальном наступлении на права и свободы граждан и запугивании всего делового населения страны. Каждый, кто станет политическим или бизнес-заложником властей больше не сможет ни оспорить ни обжаловать их действий".
Законопроект #5610 "О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины", прежде всего, следует рассматривать через призму психической адекватности авторов, написавших его, говорит "Стране" известный адвокат Андрей Смирнов.
"Авторами законопроекта предлагается не засчитывать в сроки досудебного расследования время, потраченное на ознакомление стороной защиты с материалами уголовного производства. Таким образом создается отдельная стадия уголовного процесса, не относящаяся ни к досудебному расследованию, ни к судебному рассмотрению. Разумеется, в отдельных случаях это сыграет "на руку" адвокатам, но явно не лицу, содержащемуся в тюрьме. Необоснованной и противоречащей статьи 5-ой Конвенции о защите прав человека является предложение о возможности продления сроков содержания под стражей и, как следствие, сроков досудебного расследования с 12 до 18 месяцев. Подобное нововведение, с учетом сроков, потраченных на ознакомление с материалами дела приведет к очевидному нарушению принципа разумности сроков следствия и способно затянуть их до бесконечности", - считает Смирнов.
Управляющий партнер адвокатского объединения "Лекс энд баклер", адвокат Олег Бабич, комментируя "Стране" проект закона, напоминает о том, что в более мягкой форме его аналог был среди так называемых диктаторских законов 16 января 2014 года.
"Продвигаемый провластными депутатам проект, является усовершенствованной калькой одного из "диктаторских законов 16 января". Два года назад, парламент его отменил, но теперь, видимо, уверовав в собственную безнаказанность, власть решила использовать весь репрессивный арсенал старого "преступного режима". Суть нововведений сводится к банальному увеличению возможностей следственных органов начать досудебное расследование без ведома человека, при этом наложив арест на его имущество или принять решение о его задержании", - разъясняет "Стране" адвокат.
Другие нормы проекта он также считает "диктаторскими".
"О каком верховенстве права может идти речь, когда прокуратура будет держать подозреваемых в застенках следственных изоляторов, теперь уже полтора года? - спрашивает адвокат. - После такого многие сознаются в том, чего не совершали, особенно с учетом нечеловеческих условий содержания. Часто люди случайно узнают, что суды постановляют против них решения в гражданских процессах без их уведомления. Отныне это реально и в уголовном процессе, но на кону не только имущество, но и годы жизни граждан".
"Пропустил свежий выпуск "Голоса Украины" - welcome в тюрьму"
Серьезную критику адвокатского сообщества вызвало и стремление законодателей наделить юридической силой публикацию повесток в официальных печатных изданиях органов власти.
"Еще одним ярким проявлением психических отклонений у законодателей является предложение по отправке повесток. Согласно предлагаемому проекту изменений в часть 2 ст.135 УПК " в случае наличия информации о местонахождении лица за пределами Украины повестка такому лицу направляется по последнему известному месту его проживания и обязательно публикуется в официальных печатных изданиях." Никакого подтверждения вручения не требуется. Согласитесь, нужно быть юридическим извращенцем, выписывая такую конструкцию уведомления, при которой очевидно зная о местонахождении лица за границей и о том, что лицо не получит повестку по последнему известному месту проживания в Украине, направлять её именно туда. Тоже самое касается и публикаций повестки в официальных печатных изданиях. Если я правильно понимаю, по версии депутатов, каждый находящийся за пределами страны выписывает себе печатную версию "Голоса Украины" и всегда может оперативно прочесть собственную повестку. Но страшно совсем другое: фактически данной нормой упрощённый порядок уведомления лиц, характерный для специального досудебного расследования, предлагается применять для общего порядка досудебных расследований, то есть для всех нас. Выехал в Австралию, пропустил свежий выпуск "Голоса Украины", международный розыск, и welcome to jail. Добро пожаловать в Северную Корею на карте Европы", - говорит "Стране" Андрей Смирнов.
Вся база для заочного осуждения давно готова
Интересно и то, что не смотря на призывы президента к депутатам скорее принять этот закон для заочного осуждения его предшественника, вся законодательная база для вынесения такого решения уже существует. Подтверждая это, адвокат Олег Бабич добавляет, на самом деле, громкие лозунги о том, что принимается проект остро необходимый для осуждения высших чиновников команды Янукович, - это откровенная ложь.
"Во-первых, институт специального (заочного) расследования, распространяется на всех граждан, которые например, подозреваются в нанесении телесных повреждения, хищении имущества, а не только коррупции топ уровня. При этом следствие и суд могут пройти за несколько недель. Приехав из командировки или туристический поездки, можно оказаться уже без пяти минут осужденным. Во-вторых, Генеральная прокуратура Украины, просто скрывает, что уже более чем два года существует вся законодательная база, необходимая для осуждения любого чиновника "преступной банды". При этом нет ни одного приговора, а дела которые передаются в суд, сырые и непроработанные", - заявил "Стране" адвокат.
Против принятия этих изменений также выступили в Реанимационном пакете реформ, заявив, что документ противоречит Конституции Украины и Европейской конвенции по правам человека, а значит Украину вновь может ждать критика со стороны международных институций.
"Законопроект существенно сужает конституционные права граждан, противоречит стандартам, закрепленным в Европейской конвенции по правам человека, и основам производства, гарантированным УПК", - говорится в заявлении РПР.
"Предложенные законопроектом №5610 изменения в УПК - контрреформа уголовного производства. Он убивает все достижения в сфере уголовного правосудия, которые получила Украина с 2012 года и которые признаны нашими международными партнерами", - отмечают в Реанимационном пакете реформ.
Пока не известно, какие выводы по этому документу сделает международная общественность, но в резолюции ПАСЕ 2077 (2015) от 1 октября 2015 года "Злоупотребление досудебным задержанием в государствах - участниках Европейской конвенции по правам человека" европейские парламентарии как раз касались вопросов досудебного задержания. ПАСЕ призвала государства принять меры для сокращения случаев досудебного задержания, и потребовала освобождения задержанных, которые сейчас находятся под стражей в унизительных условиях.