Во фракции БПП – бунт. Как уже писала "Страна", после того, как партия решила лишить мандата Егора Фирсова и Николая Томенко, о своем намерении выйти из БПП заявил и нардеп Виталий Чепинога. Не смолчали и самые главные "внутренние критики" БПП – Мустафа Найем и Сергей Лещенко. "Страна" разбиралась, будет ли во фракции раскол и сколько еще нардепов могут выйти из ее рядов.
Накинулись с критикой
"Официально заявляю, про выход из фракции БПП, как ублюдочной, тупой структуры, вплоть до лишения мандата", - написал в Facebook Чепинога вечером субботы. Правда, уже утром воскресенья, у него появился новый пост, где он попросил журналистов не названивать ему. "Я никогда не поливаю г*вном тех, с кем работал", - написал нардеп, видимо, не считая употребление слов "ублюдочная" и "тупая" по отношению к собственной фракции актом "поливания г*вном".
Насколько серьезно желание Чепиноги выйти из фракции – пока сложно сказать. В конце концов, от поста в соцсети мало что зависит. С другой стороны, для БПП он фигура далеко не знаковая, поэтому, терять его не жалко. Да и в Раде нардеп не появлялся уже давно, о чем ему, кстати, однопартийцы сразу же написали в комментариях.
"Ходят слухи, что Чепинога живет в Индии на Гоа. И, возможно, таким образом, решил уйти из политической жизни, хлопнув дверью. К тому же, не стоит забывать, что раньше Чепинога был в БЮТ. Возможно, он, как и Томенко, ожидал, что его роль во фракции будет более весомая и не получил этого", - говорит "Стране" политолог Владимир Фесенко.
А вот Ирина Геращенко, которая тоже резко осудила лишения мандатов Фирсова и Томенко, фигура для БПП более знаковая.
"Я не поддерживаю лишение мандатов Томенка и Фирсова и не буду голосовать за это в ВР. Это не выход. Хотя и их определенные шаги не разделяю. Но расправами этого не решить, наоборот, это путь раскола фракции и поиска новых врагов и оппонентов", - написала она в Facebook.
Не стали молчать и главные "внутренние критики" БПП – Мустафа Найем и Сергей Лещенко. Они синхронно осудили решение партии, назвав его "ошибкой". И заявили, что будут отстаивать мандаты коллег.
"Раскол во фракции уже давно"
События последних дней дали повод говорить о грядущем расколе в президентской партии. В БПП "Страну" уверили, что никакого раскола нет. Хотя признают, что ситуацию нужно обсуждать.
"Завтра у нас будет заседание фракции, где мы будем обсуждать сложившуюся ситуацию. Но, я не думаю, что во фракции есть раскол", - сказал нам нардеп Валерий Пацкан.
"Я не вижу в этом событии ничего сверхъестественного, - добавляет его коллега Алексей Гончаренко. – В процентном соотношении фракция "Самопомощи" потеряла 20% состава, Радикальная партия – 15%. Событие вполне нормальное для украинской политической жизни и никаких тенденций в нем нет".
С другой стороны, определенное напряжение во фракции, чувствовалось еще давно. Тот же Мустафа и Лещенко давно выступают оппозицией внутри БПП. А еще разъезжают по антикоррупционным форумам вместе с Михаилом Саакашвили. А он сейчас работает над созданием своей партии. Естественно, что для них "мандатное рабство" означает, что если они захотят открыто примкнуть к новой политической силе Михо, то их тут же лишат маната.
Впрочем, группа поддержки Саакашвили внутри фракции - это еще полбеды. Главная проблема в десятках депутатов, которые хотя и прошли по спискам БПП, но реально подчиняются не президенту, а тем людям (политикам и олигархам), которые их в эту фракцию поместили. Таких, по разным данным, наберется от 30 до 50% всей фракции. Естественно, в таких условиях президент не может реально управлять своей "именной" фракцией в Раде, что время от времени срывает важные для Порошенко голосования. Поэтому показательное удаление фрондирующих депутатов на примере Томенко и Фирсова должно стать, по задумке стратегов с Банковой, первым шагом к установлению президентского контроля над БПП. Что особенно важно накануне голосований за нового премьера и правительство. Такой перспективе, естественно, далеко не все рады.
Поэтому сопротивление этому процессу будет предельно жестким. К чему оно может привести?
"Раскол может быть ближе к выборам"
Политолог Кость Бондаренко считает, что конфликт внутри партии может намного глубже, чем кажется на первый взгляд и последствия нынешних потрясений могут оказаться весьма серьезными.
"Есть противоречия между Константином Григоришиным и Игорем Кононенко. Думаю, у Григоришина есть свои аппетиты в энергетической сфере, за которые он борется с Кононенко. Поэтому, группы депутатов, подконтрольные им, ведут борьбу друг с другом. По моим данным, в сфере влияния Григоришина – до 18 депутатов. Есть еще депутаты, ориентированные на Фирташа, на Коломойского и на других бизнесменов. Фракция БПП никогда не была монолитной и любые встряски типа попыток лишения мандата депутатов, могут окончательно дезорганизовать ее деятельность", - сказал "Стране" эксперт.
Владимир Фесенко уверен, что так называемая внутренняя оппозиция БПП может выйти из фракции, но пока еще не готова к этому.
"Речь идет о Лещенко, Мустафе, Залищук и других. Думаю, что они могут выйти из фракции, когда впереди замаячит перспектива реальных перевыборов и активисты могут уйти к Саакашвили. Я, кстати, задавал Мустафе такой вопрос – и он мне не ответил. К тому же, у них нет сильного лидера, который бы собрал вокруг себя людей", - заключает Фесенко.