Премьериада достигла апогея
Вопрос о старом или новом премьере остается нерешенным, но противостояние команд президента и премьера достигло апогея. Фракция Блока Порошенко перестала говорить намеками и поставила конкретный ультиматум: или Яценюк пишет заявление об отставке, или БПП выходит из коалиции.
В «Народном фронте» же все еще прикрываются правильными фразами о единстве и даже говорят, что согласны на Гройсмана, если соберется настоящая коалиция из трех фракций. Правда, говорят это, зная, что Ляшко не сторговался с Банковой и заявил, что Гройсмана не поддержит, что в БПП брожение достигло критической отметки и что, собственно, «фронтовики» в любой момент могут «спрыгнуть».
Что касается ультиматума от Блока Порошенко, то им Яценюка нельзя было испугать. Выход БПП из коалиции, в которой уже даже формально осталось 216 человек, ни на что не влияет. Единственная суть, которая заложена в этом ультиматуме: ни в какую новую коалицию, сохраняющую Яценюка премьером, президентская партия не пойдет. Но пока нет никакой коалиции, Арсений Петрович может спокойно занимать свое кресло.
Есть, правда, более серьезный способ шантажа: объявить об отставке всех министров, назначенных по квоте БПП (а это больше половины правительства!). Но ответом Яценюка наверняка станет обращение к народу по поводу «камикадзе-дезертиров». Народу, конечно, будет все равно, а вот Запад может отреагировать не в пользу президента.
Тем не менее, Порошенко что-то нужно делать. Менее чем через сутки он вылетает в США, а вопрос о коалиции и премьере все еще висит в воздухе. По неофициальной информации, торги на Банковой вчера продолжались до полной ночи. Будет ли от них результат, узнаем очень скоро.
ЦИК начал «люстрацию» депутатов
То, что вчера считалось маловероятным, сегодня стало фактом: Центризбирком отреагировал на решение съезда БПП и отобрал депутатские мандаты у Николая Томенко и Егора Фирсова. Нельзя сказать, что у ЦИКа не было оснований. Томенко и Фирсов действительно невнимательно читали Конституцию, где записано, что депутат лишается мандата в случае выхода из фракции. Но по чьему решению – об этом в Конституции не говорится.
Томенко еще до решения ЦИК пообещал, что все равно будет ходить в парламент. С учетом того, что Центризбирком уже зарегистрировал на две освобожденные им вакансии Бригинца и Белоцерковца, в парламенте стоит ожидать скандалов из-за мест, на которые продано два билета.
Но это мелочи по сравнению с тем, как может измениться парламент, если номер с лишением мандатов через ЦИК пройдет. Императивный мандат, о котором давно мечтала Тимошенко, станет реальностью. Хотя для президента он может оказаться бумерангом, потому что коалицию с помощью «тушек» сформировать не удастся.
Результат Вилкула превзошел экзитпол
В Кривом Роге подсчитали все бюллетени. Вопреки заявлению Семена Семенченко, назвавшего воскресный экзитпол технологией Юрия Вилкула, итоговые результаты оказались еще более печальными для него. Мэр Кривого Рога переизбран в первом туре, набрав 74% (а не 71, как показал экзитпол), а Семенченко взял всего 11%.
Единственной ложкой дегтя во вчерашней бочке меда Вилкула было заявление Комитета избирателей Украины о том, что выборы в Кривом Роге не имели ничего общего с демократическими. Однако само заявление ссылалось всего на два факта: раздачу мэрией по 500 гривен малообеспеченным семьям еще в феврале (то есть до начала кампании) и подвоз избирателей на участки, организованный ветеранскими организациями.
Ни то, ни другое по законодательству нарушениями не является, так что заявление КИУ носит чисто политический характер. Что касается юридической фиксации нарушений, то здесь наблюдатели предъявить практически ничего не могут.
Президент заговорил о выборах на Донбассе
Серьезными заявлениями отметился президент, который вчера слетал в Донецкую область. Самое существенное из них: центральная власть готова сотрудничать с региональной властью, которую выберет себе народ Донбасса. Это заявление можно расценивать как намек на то, что выборы на неконтролируемых территориях, которых требует от Киева Запад, все-таки состоятся.
Но не исключено и то, что само заявление сделано как раз для того, чтобы Запад именно так его и услышал. Перед поездками в Штаты такое обещание будет не лишним. А после поездки можно будет сказать, что президента неправильно поняли. Ведь в заявлении ни слова не было сказано о том, что, во-первых, выборы состоятся по специальному закону, во-вторых, что они состоятся и на неконтролируемых территориях Донбасса.
Так что все будет зависеть от того, каким смыслом наполнить свои слова Порошенко. Или какими смыслами его заставит наполнить это заявление Запад.
Зона несвободной торговли в действии
Министерство экономики озвучило первые итоги по экспорту в 2016 году. Итоги печальные: в январе нынешнего года экспорт упал, по сравнению с январем-2015, на 32%, составив $3 млрд.
Поскольку сравнение было с месяцем, когда вокруг Дебальцево шли активные бои, такое падение не объяснишь потерей Донбасса или, тем более Крыма. Объяснение тут другое, и МЭРТ его не скрывает: с 1 января Россия ограничила ввоз украинских товаров. А сделала она это в ответ на начало полноценного действия зоны свободной торговли Украины с ЕС. Так что в тот момент, когда у нас началась свободная (правда, в рамках квот) торговля с Европой, с Россией она закончилась.
Результат – потеря трети экспорта. Это и есть та цена «зоны несвободной торговли», которую пытался избежать Янукович, отказавшись подписать в 2013 году ассоциацию с ЕС.
Кушанашвили – персона нон грата за оскорбление Яценюка
В число россиян, ставших персоной нон грата в Украине, попал скандальный журналист Отар Кушанашвили, который собирался работать на Радио "Вести". СБУ оперативно запретила ему въезд после заявления Мустафы Найема. Правда, в самом заявлении не было достаточных оснований, как не было его и в заявлениях самого Кушанашвили.
Он не высказывался в поддержку аннексии Крыма или сепаратизма на Донбассе. Он лишь высказался о «высоком уровне психопатии» у премьер-министра. В остальном же Отар был типичным представителем околооппозиционной либеральной тусовки в России, которая осуждает политику Путина и с симпатией относится к Майдану и постмайданной Украине. Однако, политика украинских властей в последнее время в отношении этих товарищей существенно поменялась. К ней начинает применяться простой постулат: "критикуй Путина, но не смей критиковать Киев". И в отношении тех, кто его нарушает, следуют меры быстрые и суровые.
Вспомним, например, судьбу Анастасии Леоновой, российской оппозиционерки, соратницы убитого "Лесника", которой "шьют" диверсионно-террористическую деятельность в пользу России. Хотя вся ее вина, насколько можно судить, заключалась в критике действующей украинской власти. Кроме того, что немаловажно, любые репрессивные меры в отношении россиян, а особенно журналистов с российским паспортом, встречаются на ура значительной частью национал-патриотической общественности, с которой власть пытается заигрывать.
Поэтому время от времени и находится жертвы, чтобы эту общественность хоть немного потешить на фоне всеобщей зрады и ганьбы. Из недавних примеров - высылка продюсера "Интера" Столяровой, теперь вот Отар. Не исключено, что это не последние примеры подобного рода.