На днях в Украине разразился новый этап образовательной войны. Целый ряд изданий сообщили о том, что из учебной программы курса "Зарубежной литературы" для 5-9 классов уберут "Войну и Мир" Льва Толстого и неназванное произведение Федора Достоевского.
За разработчиков программы вступился известный журналист Сакен Аймурзаев, сообщив, что в 5-9 классах Достоевского и Толстого не учили и раньше, тогда как в программе 10-11 классов они, по-прежнему, остались.
На самом деле же, "Война и мир" исчезла из программы и 10 класса. Правда, не в этом году, а гораздо раньше.
"Страна" выяснила, что сегодня читают современные школьники.
Вместо "Войны и мира" – "Анна Каренина"
– У меня был случай: я рецензировала учебник по христианской этике для школ. Это факультативный курс. И вот прихожу я в министерство – а у них накануне скандал случился. Департамент среднего образования в рамках какого-то международного проекта, который финансировали западные страны, провел опрос школьников. Детям давали огромную анкеты – каким вы видите будущий путь Украины. И среди всех вопросов было что-то вроде: "вы видите Украину с Америкой", "с Европой", или "с Россией". Ну, и понятно, какие-то активисты сразу подняли хай, сепаратизм и так далее. Хотя это был стандартный опрос. И вот прихожу я в этот момент в министерство, а за столом сидит не будем говорить кто, и вычеркивает из учебника имя Александра Меня. Я говорю: "Что вы делаете?!" – "Ой, у нас тут такой скандал, такой скандал, вы бы знали..." Потом из этого же учебника вычеркнули Толстого. То есть, они просто боятся правых активистов. И программы они здорово переписывают! – возмущается известный поэт Евгения Бильченко, которая и сама преподает в вузе.
Тем временем, преподаватели говорят, что изменения в программе начались задолго до Майдана.
– Скажем, "Войну и мир" убрали из программы 8 лет назад, и заменили на "Анну Каренину" – потому что там меньше букв. – рассказал "Стране" преподаватель литературы одного из киевских лицеев Вадим В. – То есть, логика такая: убирают большие форматы, потому что дети плачут, что не могут их читать. Это касается не только русской литературы, но и западной.
Действительно, не сложно заметить, что в программах и 5-го, и любого другого класса – вплоть до 11 – огромное количество классики вынесено в графу "Для уроков внеклассного чтения". Это и Жюль Верн "Дети капитана Гранта", и "Двадцать тысяч лье под водой", и Диккенс, и О.Генри, и Дюма. Сюда же относятся "Зверобой" и "Последний из Могикан" Фенимора Купера, Агата Кристи, Джэк Лондон, Оруэлл, Герберт Уэллс, Ремарк, Сенкевич, Стругацкие, Шиллер, Мэриме, Гюго, Грибоедов, Фонвизин.
При этом, на внеклассное чтение отводится ... 2-4 часа в год! Есть еще, правда, "резервное время" – 4-6 часов в год, которые преподаватель может потратить на внеклассное чтение. Итого, 6-10 часов на то, чтобы вкратце освоить всю классику.
Словом, старая шутка "Вы читали Шота Руставели?" – "Ну шота, вроде, читали...," – скоро перестанет быть смешной.
– Что касается русской литературы, остались только самые основные вещи: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Но большие по формату произведения убирают. Понимаете, в сегодняшней школе учителю очень сложно конкурировать с Интернетом и "Синими китами", – говорит учитель Вадим В.
"Зато они учат предметы ни о чем!"
– О чем вы говорите? Какая классика? 9-й класс. "Вы басни Крылова читали?" – спрашиваю. Смотрит на меня круглыми глазами. Я не знаю, что они учат, но они даже времена года не знают. Я не шучу. Я смотрю, на свою дочь, на ее сверстников – они не знают, какие месяцы – весенние, а какие – осенние. Они не могут пересказать прочитанное. Они не знают английского. Вообще. Но при этом, они живут в школе! Каждый день по 6 уроков, плюс два часа факультативных занятий. Какие-то предметы а-ля "Я у світі". Это просто ни о чем! То есть, ребенок проводит по 8 часов в школе, приходит домой выжатый, как лимон, и ни она, ни ее одноклассники ни черта не знают! Зато как родительское собрание – так по тысяче неси. Кому нужна такая школа?! – возмущается мать девятиклассницы Анна.
Сейчас на сайте МОН представлена концепция "Новой украинской школы". Правда, ни концепция, ни презентация, что весьма характерно, не загружаются (по крайней мере, на момент написания статьи).
Параллельно до 4 апреля МОН проводит публичное обсуждение учебных программ для 5-9 классов по всем предметам. В обсуждении на сайте www.ed-era.com уже приняли участие тысячи людей.
По итогам обсуждения, в обязательную программу 9-го класса могут, например, вернуть "Мастера и Маргариту" Булгакова (решение будет приниматься в мае). В целом же, многие родители просят сделать учебную программу проще.
– Я недавно видела какой-то пост в facebooke: не знаю, правда или шутка. Мужчина пишет: "в 12 ночи набираю нашу учительницу. Она: "вы что, с ума сошли? Ночь уже. Я сплю". – "Поздравляю вас, а мы еще уроки учим", – смеется мама пятиклашки Алена. – Я сама с дочкой делаю каждый день уроки до 22-23. Мне, взрослому человеку, это до ужаса нудно!
– Сегодня в мире существует множество новых методик: "школа устного счета", например. Там 6-летки уже двух и трехзначные числа складывают. И при этом, они светятся, им учиться нравится. А у нас дети идут в школу, как на каторгу. Первый класс, 28 человек, учительница на детей постоянно орёт – именно, орет, притом, совершенно не по делу. Ребенок спрашивает: "скажите, пожалуйста, какой у нас следующий урок – математика или письмо?" – "У нас сейчас столовая!!! Ты что, не понял?!" И это не старая тетка. Ей всего 20 лет, она еще сама учится, – рассказывает мама первоклашки Валерия. – Министерство – это просто до одного места. Все, что они там придумывают, никто не выполняет. Есть новое распоряжение: учителя не могут писать в тетрадках красной ручкой. Потому что это раздражающий цвет. Приходит наша учительница, и говорит: "по закону, красной ручкой писать нельзя, но я буду писать красной. Если вас это раздражает – скажите мне". В общем, я уже начинаю задумываться о домашнем обучении. Но это надо, чтобы доход на каждого члена семьи был не меньше 20 тысяч.
– У нас та же проблема: учительница детей ненавидит, просто отбывает наказание до пенсии. Хотя "заслуженная учительница", – рассказывает мама учениц 4-го и 7-го классов Ульяна. – Вроде бы в школе есть и компьютеры, и проекторы, и телевизоры. Но в плане учебы это ничего не дает... Разве что поборы с родителей. За младшую больше двух тысяч, и за старшую столько же. В год.
Учителя, тем временем, говорят, что к современным ученикам очень сложно найти подход.
– Я постоянно об этом думаю: возможно, мы как-то не так читаем. Не знаю. Но нынешние дети совершенно не такие, как 15 лет назад. Они не могут ничего проанализировать, не в состоянии пересказать прочитанное. Вот буквально, они не могут сказать три предложения. Я не говорю обо всех, но это средний уровень. И мы – лицей. Может, они мыслят какими-то другими категориями, или системами, или я не знаю, чем они мыслят. То ли это какая-то общемировая тенденция, то ли к этим детям нужны решительно новые подходы. Я не знаю. Я вижу только, что я каждый год упрощаю для них результаты тестов, – рассказывает преподаватель Светлана В. – Что касается реформ, то они не прекращаются. Говорят, скоро вообще все предметы объединят: историю Украины и всемирную историю, физику и биологию. В мире куча разных систем преподавания. Мы пока идем по старой академической. Плюс престижность профессии – сами понимаете. У начинающего учителя зарплата 3-4 тысячи... Словом, я не знаю, куда мы идем: у меня больше вопросов, чем ответов.
"Воровать стали больше"
Тем временем, министр образования Лилия Гриневич в интервью изданию "Лига" объясняла, что реформа призвана сменить цель школы.
"Сегодняшняя школа начиняет детей огромной суммой знаний, но не формирует целого ряда компетенций и умений, которые нужны современному человеку в XXI столетии. Комплекс таких компетенций уже четко определен, например, в ЕС. И нам изобретать украинский велосипед не надо. Просто пора признать, что наша школа находится в кризисе и не может идти дальше по пути воспроизведения знаний. Раньше основным источником знаний был учитель. Теперь наши дети совсем другие, они живут в информационную эпоху и начинают пользоваться гаджетами раньше, чем идут учиться.
Поэтому проблема не в том, как получить знания, а в том, как критично оценить информацию, использовать, где ее правильно искать. В связи с этим меняется и роль учителя, и содержание образования – все усилия должны быть направлены на формирование компетенций. Это такая сумма основного ядра знаний, умений и навыков, которые позволяют решать жизненные проблемы. Например, математика нужна не только как голая теория, а и на практике: чтобы правильно рассадить сад, или посчитать семейный бюджет, или спрогнозировать доходы от размещения денег в банке. То есть мы должны сохранить основу фундаментальной науки, а она была хорошей в советской школе, но при этом избрать ядро знаний, необходимых ребенку, и научить их применять в жизни.
Понятно, что дети обязательно должны изучать родной язык, один - а лучше два европейских языка, математическую грамотность, важен акцент на изучении естественных наук. Но есть то, что наша школа упускает. Это финансовая и предпринимательская грамотность, работа в команде, умение учиться в течение жизни. И очень важно, чтобы школа смогла это дать. Для этого нам нужно новое содержание образования. Мы уже начинаем работу над новыми стандартами образования, которые должны заработать с начальной школы в 2018 году".
Родители, тем временем, не против, чтобы их дети изучали финансовую грамотность, и предметы, которые могли бы пригодиться им в жизни. Но пока замечают иные перемены.
– Но пока что единственное изменение, которое я вижу за последние три года: участилось воровство, а значит – ужесточилась охрана. Добавили какие-то предметы а-ля "Я у світі". И стало больше "патриотичности": то есть, на каждый утренник – вышиванку, – суммирует перемены мама семиклассницы Татьяна.