"Не так давно мы с партнером заключили пари. Спасет ли Facebook, когда у нашего бизнеса вдруг возникнут проблемы. Год я ишачил на своих подписчиков. Рассказывал им анекдоты, писал о лыжном курорте. Куртку лыжную даже купил. Модную. В FB любят модных и находчивых, — рассказывает "Стране" предприниматель-блогер Станислав. — Я начал больше читать, и работать со слогом. Даже в спортзал записался, потому что понял: аудитория хочет позитивное и мотивационное. Бегуны, прыгуны, интеллектуалы. И все это ради одного дня".
Однажды чиновник по землеотводу на одном из этапов строительства потребовал у бизнесменов взятку. "Я сперва думал порешать, как принято у нас решать, а после написал короткий ироничный пост — без имен, но с очевидными намеками, о ком идет речь. Проблема решилась за полдня, мужика того уволили".
Станиславу так понравился опыт, что блогер "подсел", и даже купил несколько книг по теме "Как научиться писать просто". А когда научится, будет давать интервью журналистам.
Станислав такой не один. Появление в соцсетях новой касты бизнесменов-блогеров - тренд современной информационной эры. Они используют соцсети для защиты своего бизнеса, решения вопросов и лоббирования интересов. И нередко это оказывается куда более эффективно, чем традиционные способы.
Блог как дорожка в ленты новостей
Предпринимателей, совмещающих бизнес с блогерством, эксперт по управлению репутацией Борис Тизенгаузен ранжирует по двум группам: "Те, кто ведет блог самостоятельно, и те, кто писать не умеет, но блогером стремится стать", — отмечает он. Такие "авторы" с амбициями, по его словам, нанимают журналистов или пишущих пиарщиков. Надиктовывают им свои мысли, а те красиво оформляют их в лаконичные посты — работа сделана.
Как правило, собственники крупного бизнеса быстро набирают подписчиков из-за своей узнаваемости. Стоит только зарегистрироваться, как на блогера налетает ворох подписчиков, однако на каком-то этапе "счетчик" останавливается, и чтобы двигаться дальше, нужно писать, причем регулярно и увлекательно.
По мнению Тизенгаузена, эффективным для пользователя Facebook становится лишь тогда, когда количество подписчиков переваливает за три тысячи. Ну и главное: когда в числе друзей и подписчиков блогера числятся представители ведущих СМИ.
"С учетом того, как контент из социальных сетей попадает в СМИ, Facebook это эффективный канал для общения с целевой аудиторией и журналистами напрямую", — говорит "Стране" PR-консультант Даниил Ваховский. При такой аудитории бизнесмену достаточно опубликовать один пост, пожаловаться и описать проблему. В течение часа новость о случившемся появится в ленте одного из центральных СМИ, прогнозирует он.
"Facebook — удобная площадка, чтобы донести мысли до нужной владельцу бизнеса аудитории и получить быстрый резонанс", — подтверждает Борис Тизенгаузен. Благодаря блогу, бизнесмен может расставить четкие акценты, которые не всегда понятны, или умышленно не освещаются журналистами, считает он.
В интервью "Стране" столичный бизнесмен Александр Деркач описывает пример, как в сентябре прошлого года против его компании, выпускающей молочные продукты, конкуренты организовали атаку с использованием возможностей Фейсбука. Сначала показали "заказуху" в одной из раскрученных передач и тут-же, синхронно, начали разгонять в сетях посты с "черным пиаром". "Сначала мы были в шоке", — рассказывает Деркач. — К такому откровенному и наглому вранью трудно быть готовым. Но на другой день всё стало понятно. Добрые люди прислали нам подробный план всей этой компании. С конкретными ссылками и расценками. Что, за чем, как, почём и тд. Стало и понятней и проще".
Деркач ликвидировал последствия информатаки несколькими постами. Он сделал то, что до него собственники компаний никогда раньше не делали. Не побоялся персонифицировать свой бизнес. "Я обратился напрямую к потребителям со страницы в ФБ. Три дня начинал свой день в шесть утра и заканчивал в час ночи. Ответил на все вопросы. Из которых 30% был негатив, а 10% — чернуха. Дал, как говорится, зуб [что с качеством продукции все в порядке, вопреки заявлениям недоброжелателей]. И мне поверили", — рассказывает Деркач "Стране".
Фото: страница Александра Деркача в Facebook
Свой блог Александр Деркач ведет самостоятельно. В мирное время пишет ироничные посты о политике и политиках, комментируя их высказывания и поступки, а также текущую политическую повестку дня. Не обходит острые вопросы, и не боится открыто высказывать свое мнение. Иногда делает небольшие аналитические обзоры по экономическим и банковским вопросам. С постами не частит и планомерно наращивает свою аудиторию. С апреля 2014-го года работы в Facebook нарастил аудиторию до 7 873 подписчиков. По мнению бизнесмена, глупо допускать к своему Facebook посредника. "Аудитории важно, что в прямой и личный диалог вступил не пиарщик, не безымянный сотрудник call-центра, а лично совладелец компании", — рассказывает бизнесмен. Хотя это и чревато: "Вам могут в одиннадцать вечера написать в мессенджер что-то о вашей продукции или вашем сервисе, и вы должны отвечать".
Facebook как тест самооценки
Похожая история защиты своих интересов приключилась с днепропетровским бизнесменом Максом Бужанским, позиционирующий себя в Facebook как совладелец рекламно-маркетингового агентства. В комментарии "Стране" он подчеркивает, что Facebook ведет не в целях защиты бизнеса, а баловства ради. Впрочем, это популярный ответ среди бизнесменов. "Я из тех, кому ничего не нужно от Facebook, которые ничего не пытаются в нём продать и не пытаются никого привлечь. Для меня это просто возможность поделиться мыслями, поболтать с интересными людьми", — рассуждает Бужанский. Для бизнесмена Facebook — тест самооценки.
Фото: со страницы в Facebook Макса Бужанского
"Если я пишу паршиво, глупости, меня никто не читает. Если умные люди, которые сами пишут блестяще, остро, проявляют интерес к моим постам, мне это льстит. Значит, я чего-то стою", — рассказывает Бужанский и уточняет: партнер не читает его посты принципиально и раздражается из-за новой формы активности Бужанского. Не так давно предприниматель применил Facebook и для бизнеса.
Сотрудники компании "Новая почта" при доставке груза из пункта "А" в пункт "Б" повредили товар. Бужанский "переключил" интересного блогера на бизнесмена. Несколько скандальных постов и он решил проблему. "Сотрудники компании "Новая почта" здесь, в комментариях к предыдущему посту на эту тему и в телефонном разговоре сообщили, что компания пересмотрела своё решение, признала ошибку в действиях своих сотрудников, приносит извинения и подтверждает свои обязательства компенсировать заявленную стоимость груза и перевозки”, — радостно сообщает он читателям и подчеркивает, что получил удовольствие не так от финала, как от поддержки друзей и подписчиков.
В комментариях “Стране” Бужанский признается: у эффективного блогерства есть и обратная сторона — зависимость от FB. В последнее время он стал много писать, и совсем мало читать книг. Итог работы за два года — 6737 подписчиков.
У бизнесмена Дмитрия Розенфельда, известного маркетолога, блогера и владельца компании RozenfeldOFFICE, подписчиков больше — 15 тысяч. "Они помогают мне в конфликтных любых ситуациях с сервисом. Все вопросы, от хамства кассиров до любого инцидента в любой торговой точке, или, тем более, банке, страховой компании и т.п. — решаются молниеносно. Везде, где бизнес зависит от репутации — зеленый свет и ковровая дорожка", — рассказывает он "Стране".
Обратная сторона блогерства для Розенфельда — высокая узнаваемость, что не всегда удобно, говорит он. "Это приятно, но не очень приятно понимать, что если ты, допустим, ковыряешься в носу в торговом центре, сидя на лавочке или пытаешься быть инкогнито, что в этот момент тебя вполне могут знать люди вокруг, которых не знаешь ты. Сижу во Львове, в ресторанчике "Амадеус". За соседним столиком кто-то обращается: Вы же Розенфельд? Мы вас читаем. Тешит самолюбие", — кокетничает Розенфельд.
"Маленькая армия фанатов"
Чтение и работа с языком — атрибуты успешного блогера. Большая часть опрошенных "Страной" бизнесменов подчитывают хороших авторов, чтобы развить стиль и баловать аудиторию интересными текстами. Некоторые выписывают афоризмы, анекдоты и время от времени воруют интересные обороты из книг, чтобы при случае украсить чем-то новым пост в Facebook. В качестве примера владельца бизнеса, у кого получилось лучше всех, приводят совладельца фитнес-центра "Аквариум" и ТРЦ "Dream Town" Гарика Корогодского. Его стиль не перепутаешь.
Фото: со страницы в Facebook Гарик Корогодский
"Гарик Корогодский — человек необычайного юмора и таланта. Я читал его первую книгу, сильная вещь. В его FB, правда, часто многовато скабрезных шуток, но это тоже часть образа. Его эксцентричность действует на людей магнетически", — отмечает Даниил Ваховский.
Интересно, что Гарик стал вести личный блог не так давно. Еще несколько лет назад столичный бизнесмен избегал публичности, редко давал интервью и вообще высказывался на публику со своим, отличным от других, мнением. Однако потом "включился", и моментально "нарастил" аудиторию. Гарик рекордсмен на фоне остальных: у него в FB — 72 975 подписчиков.
Знающие люди шутят: теперь у Гарика есть своя маленькая армия фанатов, которая любит его книги, театральное творчество, благотворительность, а потом уже — бизнес. И если власть передумает с ним дружить, одной кнопкой в FB Корогодский устроит проблемы для власти.
От таких проблем не застрахован никто. Из примеров, когда Facebook в последнее время использовался для атаки на бизнес, можно вспомнить Сергея Мильмана из YouControl. Он попал в перечень IT компаний, которые в последнее время подвергаются набегам силовиков. Пример Мильмана показательный, так как его компания оперирует открытыми данными, которые в т.ч. предоставляет для журналистов, чтобы им было легче искать взаимосвязи с политиками.
Кроме инструмента защиты, социальные сети могут стать бездонным источником обратной связи по продукту и сервису. Об этом отлично знают директор Rozetka.ua Владислав Чечеткин (8 тыс подписчиков) и президент компании "Киевстар" Петр Чернышов (11 тысяч подписчиков).
Кстати, Чернышов — один из немногих бизнесменов-блогеров, кто использует личную страницу в Фейсбуке почти исключительно для продвижения своего бизнеса. У него в профиле не найдешь личных, семейных или мировоззренческих постов. Чернышов следит за инфоповодами и не упускает случай лишний раз прорекламировать свою компанию.
"Петр Чернышов — классический СЕО-бренд. Он открыт к общению, критике, сам становится источником важной информации, особенно в ситуации ЧП. Все, что он делает, как по учебнику. Это правильные вещи, но довольно скучные", — характеризует Facebook-поведение бизнесмена Даниил Ваховский.
"Должен быть баланс личного и бизнесового"
А вот у собственника и директора ООО "Мир реабилитации" Алексея Давиденко другая стратегия поведения в соцсетях. О своем бизнесе он рассказывает время от времени, ситуативно, лишь в тех случаях, когда хочет отметить тенденцию, либо же когда возникает по-настоящему серьезная угроза деятельности компании. По его словам, если слишком часто использовать личную страницу в Facebook для решения бизнес-проблем, она перестанет работать. Людям скучно читать о чужих проблемах, рано или поздно они начинают понимать, что их используют.
"FB сегодня — лучшая защита от нападения и лучшая площадка для публичной реакции и позиционирования во время нападения. Но тут важно не переборщить с самопиаром, - говорит "Стране" предприниматель. — Например, в прошлом году с банковского счета моей фирмы прямо на моих глазах украли три миллиона гривен. Я написал об этом в Facebook, попросил помощи, через секунду ко мне в "личку" сообщили телефоны глав правлений тех банков, в которые "ушли" мои деньги. Об этом вышло сотни публикаций в разных СМИ, а деньги в итоге нашли и вернули".
Чтобы сделать ленту своего Facebook красочной и разнообразной, в остальное время Давиденко часто пишет о личном: публикует свои воспоминания, семейные фото, высказывается на мировоззренческие, глобальные темы, делится личным.
Фото: Алексей Давиденко с сыном. Фото — Facebook Давиденко
"Должен быть баланс личного и бизнесового. До момента, пока не понадобится публичная площадка для защиты. Тогда личный блог становится эффективным инструментом для привлечения внимания к проблеме", — считает Давиденко. У него почти 12 тысяч подписчиков, каждый пост собирает по несколько сот лайков, иногда — больше двух тысяч.
Подобный стиль ведения страницы в Фейсбуке и у Евгения Черняка, главы наблюдательного совета холдинга Global Spirits. За его мировоззренческими, философскими размышлениями и фотографиями из заграничных путешествий следит 33600 подписчиков, иногда посты собирают под две тыс "лайков".
В комментарии "Стране" Черняк уточнил, что в ФБ он проводит около часа в день.
Фото: со страницы Евгения Черняка в Facebook
Бизнес у Черняка специфический, водочный. И время от времени владельцы таких компаний становятся объектами “черного легендирования”, бизнесменов, делающих состояние на злых напитках.
Активность в Facebook действительно помогает смягчать грани: дает понять, что руководитель и такого предприятия — живой человек: читает Жванецкого, удит рыбу, а если что-то смущает, ему всегда можно напрямую задать вопрос. Для стирания граней сакрального многие бизнесмены разбавляют свою ленту фотографиями из спорт-зала, или обложками книг, которые читают: показывают, что кроме бизнеса и коммерции, их в жизни интересует что-то светлое, человеческое.
Для таких как Черняк ФБ это и обратная связь, когда, например, плохо сработала дистрибуция. Клиент может пожаловаться в личку владельцу бизнеса, и будет уверен, что сообщение его прочтут.
Бизнесмены-блогеры, опрошенные "Страной" шутят, что иногда за Черняка пишет посты кто-то другой, мол, за его текстами кроется женский стиль. Черняк это опровергает.
"Я понимал: если меня взломают, банк рухнет"
Дмитрий Дубилет, бывший ИТ-директор "Приватбанка" в его бытность частным, а не государственным, в интервью "Стране" также рассказывал о важности Facebook для топ-менеджеров предприятия. VIP-клиенты привыкли держать с Дубилетом прямой контакт через соцсеть, жалуясь на недочеты в сервисе. Facebook — инструмент и ответственность для владельца или топ-менеджера, а в редких случаях — большая проблема.
"Facebook — место, где концентрируются лидеры мнений, источник, где создаются новости для СМИ. Одно дело, слухи о национализации банка из источника, другое дело пост топ-менеджера с прямым намеком, что завтра это может случится. Помню день, когда все руководство решило поменять пароли на ФБ. Я понимал: если меня взломают и напишут о национализации — банк рухнет", — вспоминает Дмитрий Дубилет в интервью "Стране".
Фото: Дмитрий Дубилет хвастается новым рюкзаком для транспортировки кота. "Теперь он очень гордо смотрит на мир и мнит себя космонавтом", - написал Дубилет и собрал 41 тысячи лайков.
Но при всех достоинствах Facebook, социальная сеть — не панацея от проблем с ведением бизнеса в Украине. "Если у бизнесмена совсем плохая репутация, соцсети не помогут в случае проблем, а только усугубят их. Все будут наблюдать за расправой в прямом эфире и, заедая попкорном и скандироваь: "Повесьте его!". Доказано Насировым", — отмечает Даниил Ваховский.
Эксперты солидарны во мнении: если "наезд" властей серьезный и обоснованный, бизнесмен действительно нарушил закон, блог, даже самый раскрученный, не спасет. И подписчики не выйдут с акцией в защиту любимого автора. "Facebook просто дает шанс отыграть и быстро проинформировать общественность, попросить о помощи. И уже "втихую" бизнес отжать не получается", — объясняет Борис Тизенгаузен. По словам высокопоставленного сотрудника в Службе безопасности Украины, время от времени перед обыском серьезных персон ответственные лица заглядывают на страницу жертвы в ФБ и прикидывают степень возможного резонанса после визита. "Иногда фактор раскрученного ФБ является сдерживающим, но это бывает редко", — рассказывает он "Стране".
"Для защиты бизнеса важно не только иметь большое количество подписчиков, но и доступ к телевидению. Для бизнесмена вопли в Facebook — лишь способ сделать решение вопроса более дорогим. Он не поможет в суде, если вопрос решается там, и озлобит сторону, осуществляющую давление. Если дело о рэкете, то никакой Facebook не поможет власти "отжать" у вас бизнес — она ничего не стесняется и ничего не боится, скандал ей лишь на руку. На нее пост в соцсети не подействует", — считает Бужанский.