21 человек. Именно такое число нардепов и чиновников поручилось за Николая Мартыненко. Суд счел их личные поручительства достаточным основанием, чтобы не брать Николая Мартыненко под стражу. Правда, потом выяснилось, что есть еще один поручитель - депутат Данилин. Он возмущался, что не попал в обнародованный список. "Нас тут 21. Это типа "очко", а ты как два туза", - шутили остальные депутаты. В общем, в историю уже вошло "очко", подписавшееся за Мартыненко. В соцсетях его уже назвали "братство Очка".
Ну а если серьезно, то стоит разобраться, почему Мартыненко не взяли под арест (как того требовала антикоррупционная прокуратура), в отличие от недавнего случая с Романом Насировым. При том, что если по Насирову выдвигались обвинения трудно доказуемые (его обвиняют в том, что давал рассрочку компаниям беглого нардепа Александра Онищенко, что, в принципе, законом не запрещено), то против Мартыненко, с юридической точки зрения, обвинения были намного более проработанные, а преступления вменялись куда более тяжкие. Но, тем не менее, суд решил Мартыненко выпустить. Почему?
Можно выделить несколько причин и спрогнозировать последствия.
1. Сильная политическая поддержка
Случай с Мартыненко показал, что в нынешних условиях в судебных спорах в Украине побеждает тот, кто сильнее давит. Не какие-то договорняки и кулуарщина в высоких политических кругах (что тоже, конечно, играет свою роль), а грубое давление.
В случае с Насировым давление в максимальной форме осуществлялось группой поддержки стороны обвинения. На защиту Насирова не встал никто. Родная партия БПП смогла прислать лишь нескольких нардепов (включая не очень трезвых), ни на что не повлиявших. Президент, человеком которого считался Насиров, самоустранился от дела, заявив публично, что оно его не касается.
Совсем другим было поведение "Народного фронта". На защиту Мартыненко были мобилизованы депутаты и даже министры. Арсен Аваков выразил в твиттере недоверие к справедливости процесса.
Также "Народный фронт", депутаты которого профессионально занимаются организацией различного рода уличных акций начиная от митингов и заканчивая погромами, сумел парализовать уличную активность. По Киеву пустили слух, что если кто-то попытается организовать около суда митинги, то будет иметь дело с рядом хорошо организованных радикальных группировок.
В итоге "Народный фронт" просто передавил САП и НАБУ. В НФ это воспринимают как свою победу. С другой стороны, эта "победа" в очередной раз показала деградацию правовых механизмов в Украине, где закон подменяется правом сильного, где судебная система стала подобной флюгеру, который можно повернуть в любую сторону.
На будущее это знак всем силам, которые попадут под пресс правосудия, что они могут также передавить ситуацию, если подтянут достаточные ресурсы.
2. Позиция президента
Несмотря на то, что, по одной из версий, именно президент Петр Порошенко дал команду начать дело против Мартыненко, действия его команды свидетельствуют об обратном. Большинство депутатов от БПП, скорее, с осуждением комментировали дело против Мартыненко. Более того, сам по себе вердикт вряд ли был бы столь мгяким, если б президент запустил свой механизм давления.
"Мартыненко отпустили на поруки. Судя по всему, единство правящей коалиции для президентской вертикали оказалось важнее", - написал известный журналист Сергей Щербина.
А политолог Дмитрий Корейчук считает, что освобождением Мартыненко Порошенко послал сразу несколько месседжей: "Первое - Порошенко не позволит Вашингтону его шантажировать с помощью НАБУ внутри страны. Украина - это вотчина Порошенко и он тут "царь и Бог" для всех. Включая и Мартыненко. Второе - Порошенко показал Вашингтону, что он не позволит развалить коалицию и дать повод для досрочных выборов в Раду. Третье - Порошенко успокоил истерику "Народного фронта", который в испуге собирался бежать из коалиции".
Еще один мотив Порошенко рассказал "Стране" источник в бизнес-кругах. "По схемам Восточного ГОКа, по которым возбудили дело, люди Порошенко являются партнерами Мартыненко, - говорит предприниматель. - Поэтому Банковая приложила усилия, чтоб помочь Николаю. Вообще позиция президента такова, что он, используя влияние Грановского на суды, будет вытаскивать любых крупных подозреваемых, которых возьмет в оборот НАБУ. Потому что они все потенциально могут дать показания против него".
3. Что будет дальше
Депутаты от "Народного фронта" успокаивают себя тем, что злоключения Мартыненко - это всего лишь издержки пиара НАБУ, глава которого Артем Сытник якобы действует на свой страх и риск, не имея сильной "крыши" ни в Украине, ни в Штатах (вопреки расхожему мнению).
Как уже писала "Страна", в НФ считают непосредственным куратором НАБУ заместителя главы дипломатической миссии США в Украине Джорджа Кента. "НАБУ - это его детище, Сторч (претендент по должность аудитора НАБУ американец Роберт Сторч - Прим.Ред.) тоже. У него была программа по созданию этого бюро, и если оно успешно, то и он успешен", - сказал нардеп-фронтовик, утверждая, что Кент в определенный момент начал курировать НАБУ сам по себе, не оглядываясь на своих руководителей.
Исходя из этой теории, "Народный Фронт" и БПП намерены уже после майских праздников начать войну на уничтожение против Сытника, полагая, что их не будут останавливать грозным окриком из Вашингтона. Сменив (или приструнив) руководство Бюро, правящие партии затем похоронят и уголовные производства против важных лиц во власти.
Но если их теория не верна и США будут жестко настроены продолжить линию НАБУ, то тогда перспективы не столь радужны. Против Мартыненко есть еще дело, которое расследуется в Чехии и Швейцарии по поводу отката, якобы заплаченного ему компанией "Шкода". Да и о том, что он видный "решала" по многим вопросам связанным с деятельностью госкомпаний, всем хорошо известно. И, при желании, новые дела можно возбудить в весьма большом количестве. Тоже, впрочем, относится и к бизнес-окружению Порошенко.
При нынешнем курсе страны и при продолжении войны на востоке, зависимость Украины от западных партнеров слишком сильна, чтобы украинская элита могла их игнорировать. Для сопротивления "руке Вашингтона" нужно в целом менять курс государства, заканчивать с войной, восстанавливать отношения со своими соседями, чтоб было больше пространства для маневра. Но пока ничто не указывает, что нынешняя власть решится на такой поворот.
Скорее движение может пойти в ином направлении - рост напряженности на востоке и в отношениях с Россией, чтоб убедить Запад прекратить антикоррупционные эксперименты в усложнившейся ситуации.