Украина получила нового главу Люстрационного департамента Минюста. Эту должность заняла 28-летняя Анастасия Задорожная, которая ранее была официальным консультантом Олега Барны, депутата от "Блока Петра Порошенко", а также помощником Элины Шишкиной от "Блока Юлии Тимошенко" в парламенте 6 созыва.
Кто теперь отвечает за люстрацию в Украине, как изменится политика власти в этом вопросе и на что надеются люстрированные чиновники, разбиралась "Страна".
Дочь адвоката
Украина уже привыкла к высокоскоростным социальным лифтам, когда должности в исполнительной власти занимают молодые специалисты без должного опыта. Впрочем, новоназначенный люстратор Анастасия Задорожная (девичья фамилия Варишко) себя к таким не причисляет. В момент назначения рассказала присутствующим, что всего в жизни добивалась сама, а в Департаменте по люстрации работает уже больше года.
Выиграть конкурс на Главу департамента у девушки получилось только со второй попытки.
Анастасия Задорожная родилась 4 июля 1988 года. Высшее образование получила в Киевском национальном университете внутренних дел по специальности "правоведение". В 2010 году получила диплом и вышла замуж. В политической сфере оказалась во время 6 созыва парламента - работала помощником депутата Элины Шишкиной от БЮТ (отец Элины Шишкиной - Виктор Шишкин ранее был судьей Конституционного суда). А в нынешнем созыве Анастасия Задорожная стала помощницей депутата Олега Барны от БПП.
Примечательно, что у этого же депутата помощником на общественных началах служит ее отец, адвокат Петр Варишко. Его имя хорошо известно в адвокатских кругах. В 2015 году Петр Варишко был одним из претендентов на должность Главы НАБУ. Он также состоит во Временной специальной комиссии по проверке судей судов общей юрисдикции.
Согласно декларации чиновницы, родители приобрели для дочери жилье в Киеве в 2008 году за 700 тысяч гривен. Квартира ее мужа в декларации оценена всего в 8 тысяч гривен. Также в документе не указан доход ее мужа, несмотря на то, что, по сообщениям в СМИ, он владеет двумя фирмами автосервиса.
Страница нового люстратора в социальной сети Facebook закрыта от постороннего внимания, а вот в социальной сети Одноклассники пестреет фотографиями.
Фото: ok.ru
В архиве девушки есть и фото с главой БЮТ Юлией Тимошенко.
Фото: ok.ru
На чем сосредоточится Минюст
Анастасия Задорожная уже обрисовала видение своей работы на новом посту. По ее словам, ведомство сосредоточится на ведении судебных разбирательств.
"Актуальными остаются такие направления работы департамента, как ведение судебных дел... Ведется мониторинг нормативно-правовых актов с целью выявления и устранения возможных коллизий", - сказала победительница конкурса, отметив, что в люстрационный реестр внесены сведения относительно 935 лиц.
Также она рассказала, что ведомство участвует не менее чем в полсотне судебных процессов, в которых люстрированные чиновники пытаются обжаловать свое увольнение.
Сами же люстрированные чиновники ведут другую статистику. "В "люстрационном" реестре нас - 938. В админсудах припадает пылью примерно 800 дел по нашим искам о возобновлении на работе", - говорит "Стране" уволенный прокурор из Черниговской области Олег Подгайный.
Почему же суды не рассматривают эти дела?
"Все репрессированные - в ЕСПЧ"
Бывший пограничник, а ныне руководитель ВОО "Всеукраинская ассоциация ветеранов и сотрудников пограничной разведки "Щит и меч" Игорь Глова поясняет, что иски не рассматриваются судами, пока не будет вынесено решение на эту тему Конституционным судом. КС действительно рассматривает обращение народных депутатов по закону о люстрации не первый год, но решение до сих пор не принял. Поэтому в Минюсте активизировались со встречными исками против тех, кто судится за свое восстановление на работе.
"Минюст, там где он соответчик (третья сторона), в последнее время действительно активно судится с целью отменить решения окружных и/или апелляционных административных судов по приостановке их решений до решения КСУ. Это - установка! Они посчитали и... прослезились: время идет, потенциальные финансовые обязательства перед истцами по админ искам катастрофически объективно нарастают, решения КСУ (в существующих реалиях) очевидно ожидать не следует, растет количество принятых исков в ЕСПЧ - стремно - надо что-то делать! Выход - встречные иски! Такой подход уже успела подтвердить и новый директор департамента люстрации", - говорит Игорь Глова. - Минюст считает, что суд первой инстанции вправе рассмотреть эти иски до решения КС и вынести по ним решения и отказать люстрированным чиновникам в восстановлении в должности".
Поэтому, по его словам, многим из тех, кто попал под люстрацию, стало очевидно, что восстановить справедливость в рамках национального правосудия при существующих реалиях - невозможно.
"Выход и лозунг один: "Все репрессированные - в ЕСПЧ"! Тем более, что Украина упорно не выполняет январскую резолюцию (в т.ч. относительно люстрации) Совета Европы", - делает вывод эксперт.
ЕСПЧ уже рассматривает более 30 обращений от украинцев, которые считают, что они были уволены незаконно. Уведомления о принятии к производству новых обращений от украинцев поступают из Страсбурга регулярно. Заявители требуют от ЕСПЧ признать, что государство Украина нарушило статьи 5 и 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (право на частную жизнь и справедливое судебное разбирательство). После решения ЕСПЧ моральная компенсация может составить 5-8 тысяч евро каждому заявителю, а если предположить, что зарплаты обратившихся в суд госслужащих составляли 5-10 тысяч гривен ежемесячно, то за два с лишним года вынужденной безработицы, государство Украина должно будет выплатить сотни тысяч гривен каждому люстрированному чиновнику.
Кроме того, в случае положительного решения Европейского суда по этим искам, Украина будет обязана восстановить в должностях этих чиновников.
Две недели назад "Страна" обратилась с официальным запросом в Министерство юстиции относительно массовой подачи исков люстрированными украинцами в ЕСПЧ, но до сих пор ответ не был получен. "Страна" готова опубликовать позицию Минюста, как только ведомство ответит на наш запрос.
Что показала люстрация?
Изначально к люстрации было много вопросов. И ее итоги эксперты оценивают негативно.
Глава правления Института украинской политики Константин Бондаренко считает, что люстрация стала одним из главных провалов украинской власти.
"Чем обернулась люстрация можно рассказать благодаря популярному анекдоту: "Больного везут на операцию. Он спрашивает, кто его будет оперировать, а ему отвечают, что Петр Порошенко. - Так он же политик, а не хирург! - Ну и что, зато человек хороший". Вот такие хорошие, а часто совсем нехорошие, люди и поприходили на те должности, где нужен был опыт и квалификация. Но это еще не все. Из-за того, что этот закон был написан наспех, непрофессионально, сегодня с государством Украина судятся десятки людей, и в итоге Европейский суд их поддержит, потому что уже была не одна резолюция ПАСЕ на эту тему, и потом государство Украина выплатит всем этим люстрированным чиновникам тысячи евро каждому".
Политолог Андрей Золотарев говорит, что главной проблемой является низкое качество закона, который противоречит европейским нормам.
"Гражданам много рассказывали об очищении власти, - говорит Золотарев. - В итоге что все увидели? Только громкие увольнения разных заместителей министров, которые не были никакими важными фигурами режима Януковича. Потом было заключение Венецианской комиссии по закону о люстрации, в котором четко было сказано, что этот закон противоречит европейскому праву и противоречит Конституции. Ее можно без проблем оспорить, и все люстрированные этим пользуются, подавая заявления в ЕСПЧ и имея хорошую перспективу выиграть это дело".