Эхо 9 мая: угрозы радикалов и "откат" власти
Как ни старается власть принизить значение 9 мая, но эта дата и в 2017 году оказалась настолько глобальной, что весь день 10 мая также прошел под знаком прошедшего Дня Победы. Только теперь речь шла о реакции власти и радикалов на то, что произошло.
Как мы уже писали, в День Победы власть заняла нейтральную позицию, из-за чего полиция одновременно отбирала запрещенную (и не только) символику и защищала праздновавших от нападений радикалов. То есть вряд ли полиция получила команду "мочить" именно радикалов, но поскольку порядок нарушали, в основном, именно они, то им и досталось.
Противостояние полиции и "активистов" происходило сразу в нескольких городах, но в центре внимания оказался Днепр, – видимо, потому, что там от полиции досталось радикалам, имеющим отношение к мэру города Филатова, который с утра пораньше и поднял волну о "полицейской зраде". Плюс к нему прибавился также имеющий отношение к Днепру экс-лидер "Правого сектора" Ярош, выступивший с угрозами в адрес власти.
В принципе, заявления Яроша тянули на статью о насильственном свержении власти ("заговорить вулиця, а можливо, і стволи"). А пост Филатова содержал призывы к созданию незаконных вооруженных формирований (по типу немецкого фрайкора, действовавшего в Германии после Первой мировой войны). Однако и Луценко, и Аваков, видимо, посчитали это дружеской дискуссией, потому что один тут же оперативно стал заводить дела по "полицейскому беспределу", а другой – напропалую увольнять руководство днепровской полиции.
Хотя, повторимся, противостояние полиции с радикалами происходило не только в Днепре, но и в ряде других городов. Что является лучшим свидетельством того, что речь идет не о самодеятельности днепровских копов, а об общей разнарядке свыше. И руководители полиции Днепра с областью теперь просто играют роль стрелочников.
На этом фоне объяснения требует поведение Авакова. Если разнарядка по полиции шла от него (что вполне вероятно), то что означает вчерашний "откат"? Вполне возможно, что министр внутренних дел просто устроил пробу сил полиции, понимая, что рано или поздно с националистами придется столкнуться. И заодно показал им, кто в доме хозяин.
Но возможно и другая версия: власть попыталась "подмять под себя" 9 мая (учитывая популярность праздника в народе), выступив его защитником, но просчиталась и получила то, что националисты назвали "ватным реваншем". В этом случае днепровские репрессии против полиции – это попытка быстрой смены курса, чтобы успокоить свой электорат, а заодно и устрашить сторонников антимайдана, которые воспрянули духом после Дня Победы.
Но, так или иначе, празднование 9 мая показало, что настроения в обществе уже далеко не те, что были в 2015-16 годах. Недовольство нынешним политическим и идеологическим курсом власти проявляется открыто и массово, что стало общим страхом и власти, и националистов, выразившимся в призывах Яроша к физическому террору против оппозиции. Однако террор, как известно, способен лишь затормозить течение, но не повернуть его вспять.
Пенсионная реформа для МВФ
Пока вся страна была занята противостоянием вокруг Дня Победы, Минсоцполитики втихомолку подготовил пенсионную реформу. Об этом объявил сам министр Рева – но вовсе не для того, чтобы представить проект общественности. Это, пожалуй, было бы слишком не по-украински – подготовить проект, обсудить его с обществом, а потом уже принимать. Поэтому украинская власть в качестве экзаменатора выбрала для себя МВФ, ясно показав, для кого, собственно, эта реформа и готовится.
Вчера Рева объявил, что 16 мая в Киев прибудет делегация фонда, которая будет изучать законопроект. И это при том, что, по его словам, основные параметры и так согласованы с МВФ. И только после одобрения заокеанскими инспекторами Гройсман представит реформу "украинской общественности".
Что будет в окончательном варианте, пока представить сложно, но ясно, что ничего хорошего для украинцев там не окажется. Потому вся надежда на парламент, который заблокирует правительственные новшества. Правда, есть опасения, что после лишения нардепа Артеменко гражданства многие народные избранники станут послушнее. Однако вчера ЦИК немного развеял эти опасения, заявив, что, хотя Артеменко уже и не гражданин Украины, депутатом он остается. Нужно 226 голосов, чтобы отобрать мандат, а их еще попробуй собери.
Гонтарева прощается и уходит. В отпуск
Вчера председатель Нацбанка Гонтарева официально попрощалась со своей должностью. То есть формально она уходит в отпуск, но тон ее заявления по этому поводу не оставлял сомнений, что оно прощальное.
Она подвела итог своей почти трехлетней деятельности, сняв с себя вину за главный провал этого периода – падение курса гривны с 12 до 26 за доллар. Сделала это ушедшая на заслуженный отдых глава Нацбанка образной фразой, приравняв себя к стюардессе в терпящем крушение самолете.
В общем-то, сравнение недалеко от истины, если не считать того факта, что сама "стюардесса" большую часть своей деятельности вела финансовую политику не в интересах страны, а в политических интересах "командира экипажа". Только так можно объяснить, например, искусственное сдерживание официального курса доллара на уровне 13 гривен осенью 2014 года, во время парламентских выборов (что привело к фактически двум курсам – официальному и черного рынка).
Место Гонтаревой временно займет ее первый зам Смолий. Насколько продлится это "временно", зависит от того, как быстро Порошенко сформирует новую конфигурацию власти и определит, кому достанется Нацбанк. А поскольку нынешний провластный лагерь известен своим умением затягивать торги до бесконечности, то временный статус Смолия (как и отпуск Гонтаревой) может затянуться надолго.
Расширится ли еврозона свободной торговли для Украины?
Сегодня Совет ЕС должен рассмотреть вопрос о расширении некоторых квот на беспошлинную поставку украинской продукции в Евросоюз в рамках зоны свободной торговли. Об этом попросил официальный Киев, поскольку наши производители уже полностью выбрали квоты на поставку в страны ЕС меда, сахара, круп и муки, обработанных томатов, виноградного и яблочного сока, кукурузы, мяса птицы и сливочного масла.
Минагрополитики не сообщает, какого результата он ожидает от Совета ЕС. За исключением того, что профильный комитет Европарламента выступил против увеличения квот на томаты и пшеницу. Также министерство не сообщает, когда вообще эти квоты могут быть расширены.
А ведь последнее, по сути, самое главное. Ведь расширение квот – это внесение изменений в приложение к Соглашению об ассоциации, которое должно быть утверждено Советом ЕС, Европарламентом, а потом ратифицировано всеми парламентами стран ЕС. Если вспомнить, что даже процесс первой ратификации до сих пор не завершен из-за Нидерландов, то можно представить, сколько придется ждать новой ратификации. Из всей перечисленной продукции расширения квот может дождаться разве что сахар, да и то при надлежащих условиях хранения.
До "безвиза" – месяц
"Безвизу" назвали окончательные даты. Пока неофициально, но вполне уверенно говорят о том, что Совет ЕС утвердит безвизовый режим для Украины 17 мая, а вступит он в силу 11 июня – то есть ровно через месяц. Однако объявление окончательных дат не вызвало никакого ажиотажа в стране и даже не попало в топ-новости. Как оказалось, ожидание было для многих важнее результата. А его получение даже для многих станет негативной новостью, поскольку исчезнет последняя евроцель. Кандидатство в ЕС Украине не светит, не говоря уже о членстве.
Конечно, нельзя сказать, что для Украины с 11 июня ничего не изменится. Ажиотаж последнего месяца вокруг биометрических паспортов показывает, что для определенной части населения этот вопрос важен. Вот только изменится вовсе не то, чего хотят европейцы. На отдых ездить чаще не станут – зато будут больше ездить в поисках работы. Сначала легальной, а потом уже какая найдется. Так что "безвиз" может привести к ухудшению имиджа Украины в Европе, и к этому надо готовиться.