Кабинет министров первым из цепочки "президент-парламент-правительство" заполнил свою квоту, избрав одного из трех, положенных по закону, аудиторов НАБУ. Решение назначить на должность ревизора ведомства хотя и известного в академических кругах украинца, но без опыта ведения антикоррупционных расследований и негативным шлейфом в виде участия в грантовом скандале, вызвало неоднозначную реакцию у заинтересованных сторон.
Кто такой Михаил Буроменский, с помощью каких аргументов ему удалось достичь единогласной поддержки у министров, кто станет его коллегами по аудиту Антикоррупционного бюро, и какие сценарии готовятся для его директора Артема Сытника, разбиралась "Страна".
Кабмин собирался в авральном порядке
26 мая на внеочередном заседании правительства премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что Кабмин завершил работу по выбору члена комиссии внешнего контроля для проведения независимой оценки аудита эффективной деятельности Национального антикоррупционного бюро. До этого на Грушевского рассмотрели кандидатуры 12 претендентов, среди которых были семь украинцев и пять иностранцев. На кандидатурах последних настаивали ряд представителей неправительственных организаций Украины, но все собравшиеся министры единогласно поддержали в качестве выдвиженца на пост ревизора юриста Михаила Буроменского.
Буроменский - профессор, доктор юридических наук и член-корреспондент Национальной Академии правовых наук. С 2008 по 2015 годы возглавлял кафедру международного права в юридической академии имени Ярослава Мудрого. Ученый также преподает на кафедре международного права Института международных отношений Киевского национального университета имени Тараса Шевченко.
В послужном списке Буроменского также значатся 4 года работы судьей ad hoc в Европейском суде по правам человека, с 2012 года он является членом Конституционной ассамблеи Украины. Он более 10 лет входил в состав постоянной делегации Украины в GRECO (Группу государств Совета Европы в борьбе против коррупции), которую возглавил в 2016 году. Параллельно с академической деятельностью ученый, который проходил стажировку в университетах Великобритании и Венгрии, регулярно привлекается в качестве эксперта рядом международных межправительственных организаций. Именно на этом поприще Буроменский и оказался замешан в громком скандале, который был связан с проведением конкурса на замещение вакансий в органах прокуратуры в 2015 году.
Скандал с тестами для прокуроров
На эту реформу было выделено 200 тысяч долларов от правительства США, распорядителями которых формально значились ГПУ и Одесская ОГА, возглавляемая на тот момент Михаилом Саакашвили. Саму работу по подготовке тестов курировал заместителем главы ГПУ Давидом Сакварелидзе, который передал на Резницкую подготовленный пакет вопросов. Но его забраковали - ученые Национальной академии прокуратуры выразили свои претензии и замечания почти к 25% тестов. Их в спешном порядке пришлось перерабатывать, чтобы не сорвать само проведение отбора прокуроров.
Встал вопрос о правовой квалификации случившегося, заговорили о возможном разворовывании средств, полученных в виде помощи от США на реформу ГПУ. Параллельно на Резницкой было назначено служебное расследование, которое курировал руководитель аппарата генпрокурора Шокина Александр Кондратенко. Он пытался выяснить у Сакварелидзе - кто был заказчиком и выполнял разработку программного обеспечения для системы тестирования, какова его стоимость и кем она была оплачена? И хотя соратник Саакашвили уклонялся от ответов на эти вопросы, было установлено - вопросы для прокуроров подготовил харьковский Институт прикладных гуманитарных исследований, президентом которого значится Буроменский.
Сам он в этот момент находился за рубежом, и всячески отрицал факт каких-либо правонарушений, охарактеризовав скандал как "истерию". В то же время опрашивавшим его в телефонном режиме прокурорам он признался, что никакие договорные отношения с ГПУ при подготовке тестов не заключались (якобы закрыть этот вопрос намеревались позднее).
В конечном счете в тесты спешно вносили правки сотрудники Академии прокуратуры, а не института Буроменского. В начале 2016 года на фоне попыток смещения с должностей Саакашвили и членов его команды, по мотивам этой истории было открыто уголовное производство. Впрочем, сразу же после назначения на пост генпрокурора Юрия Луценко, дело закрыли и претензии вроде как были исчерпаны.
Фаворитов назвали заранее
Зато их оказалось в избытке уже сегодня, но со стороны коллег Буроменского из среды общественников. В частности, руководитель Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин утверждает, что выбор Михаила Всеволодовича на пост аудитора НАБУ от Кабмина был предопределен заранее. При этом, сам отбор ревизора от Кабмина был фикцией, конечной целью чего должно стать увольнение директора Бюро Артема Сытника. Который в целом ряде аспектов свой работы идет вопреки линии президента Порошенко и Народного фронта, и создает проблемы их ставленникам.
По словам Шабунина, фамилии как Буроменского, так и будущих, еще не назначенных, аудиторов в кулуарах озвучивались еще три недели назад. И вслед за харьковским юристом от правительства, по квоте парламента на должность аудитора НАБУ будет назначена Александра Яновская. Сам же президент при этом останется вне поля критики общественников и зарубежных посольств, внеся кандидатуру поддерживаемого ими иностранца Роберта Сторча.
Согласно якобы вырабатываемому на Банковой сценарию, личности аудиторов-украинцев от различных органов власти заранее утверждаются в Администрации президента, а правительство лиш выполнило пожелания Порошенко. Главной целью, к которой идут на Банковой, значится вынесение негативной оценки работы Антикоррупционного бюро. После этого делом времени станет дальнейшее смещение с должности его директора Артема Сытника.
Отметим, что если действительно реализуется сценарий, описанный Шабуниным, то у главы НАБУ, деятельность которого будут оценивать три аудитора, действительно могут быть проблемы. Так как вердикт утверждается большинством голосов. И из трех человек два поставят "неуд".
Буроменского пытаются сбить на старте
"КМУ - Буроменский. Далее последует: от ВРУ - украинец (Яновская?), от президента - международник (Сторч?). Первые два организуют негативный вывод (о результатах деятельности НАБУ - Прим.Ред.), а после этого парламент снимет Сытника. Таймер отсчета по уничтожению НАБУ запущен", - написал Шабунин на своей странице в Facebook.
Впрочем, бывший заместитель генпрокурора Виталий Касько полагает, что операцию по смещению Сытника с должности будут делать более филигранно, и растянут во времени. "Все будет не так прямолинейно, как описано. И даже первый вывод не будет негативным. Но конечный результат станет именно таким, это многоходовочка уже запланирована", - отметил он.
Как бы там ни было сдаваться оппоненты Буроменского не намерены, и активно намереваются использовать международное лобби для того, чтобы поломать сценарий АП. Так, заместитель Шабунина по "Центру противодействия коррупции" Дарья Каленюк привела юридическое обоснование для отмены решения правительства по отзыву кандидатуры аудитора от Кабмина. Она ссылается на текст Меморандума, подписанного в феврале 2015 года Украиной с Международным валютным фондом об условиях получения внешнего кредитования. В общем перечне этих требований есть отсылка к аудиту НАБУ и указывается, что ревизоры должны иметь "опыт антикоррупционных расследований в иностранных государствах".
"Этот критерий имеет уровень prior action - без его выполнения Правление МВФ даже не собиралось для рассмотрения возможности выделить Украине деньги. Назначение аудитором НАБУ Буроменского или кого-то другого, кто не имеет опыта антикоррупционных расследований за границей, является прямым нарушением обязательств Украины перед МВФ", - резюмирует Каленюк.
Противоположной точки зрения придерживается другой общественник - эксперт в сфере медиа-права Виктор Таран, который в последнее время весьма лояльно высказывается в отношении власти. Он выразил поддержку Буроменского, утверждая: это один из немногих кандидатов-украинцев на пост аудитора НАБУ, которому он выражает полное доверие. "Главное - не национальность аудитора, а добропорядочность. Хочу верить, что украинцы также способны выполнить качественную работу, за которую не будет стыдно", - подчеркнул Таран на своем странице в Facebook.
В целом же можно констатировать, что борьба вокруг Национального антикоррупционного бюро и его аудита, обозначенного на законодательном уровне, продолжается. В марте это противостояние происходило в парламенте, где депутаты со скандалом так и не смогли выразить поддержку ни одному из перечня предложенных кандидатов. После этого процедуру запустили на второй круг, но названный "фаворитом Банковой" Найджел Браун повторно значится в списке претендентов на пост аудитора.
Его противника, генерального инспектора Минюста США Роберта Сторча (за его кандидатуру агитировали общественники и ряд депутатов, например Егор Соболев) якобы намерен назначить по своей квоте президент Петр Порошенко.
Однако, на сегодняшний день официально назначен только один ревизор - Буроменский от правительства. И, если верить активистам-"антикоррупционерам" это первый шаг к отстранению Сытника. Но решающее значение будет иметь избрание аудитора от Верховной Рады. Если им также окажется лояльный к властям человек, то для главы НАБУ действительно наступят трудные времена.