Экс-советник по нацбезопасности президента США Джимми Картера, известный американский политолог Збигнев Бжезинский скончался в возрасте 89 лет в одной из больниц штата Вирджиния. Это одна из знаковых фигур, которая оказала огромное воздействие на мировую политическую мысль.
"Страна" вспоминает вехи большого пути знаменитого человека
Американская мечта польского мальчика
Патриарх американской политологии родился в 1928 году в семье польских дипломатов. Ореол таинственности и цепи связей с Украиной сопровождал его биографию уже тогда. Согласно канонической версии, он появился на свет в Варшаве. Но есть и версия, что рожден Збигнев был на территории польского консульства в Харькове.
Как бы там ни было, но в его метрику в качестве места рождения была вписана Польша. В детстве Бжезинского его родители немало поколесили по Европе, но в конце концов в 1938 году перебрались за океан, поселившись в Канаде. Здесь Збигнев получил степень бакалавра и магистра в Университет Мак-Гилла, но в начале 1950-х он перебирается в США, навсегда связав свою жизнь с этим государством.
Бжезинский стал доктором философии в Гарвардском университете, его диссертация была посвящена формированию тоталитарной системы в СССР. В 1958 году он получает американское гражданство, а через три года - становится во главе нового Института по вопросам коммунизма при Колумбийском университете.
Борец с "комми" и плохой отец
Опираясь на тему своей докторской диссертации, пропагандировал изучение стран соцлагеря с позиции концепции тоталитаризма. Своими взглядами во многом подпитывался от жены Эмили Бенеш (внучатой племянницы бывшего руководителя Чехословакии Эдварда Бениша), которая родила ему троих детей. Позднее дочь Бжезинского Мика признается, что взаимоотношения в семье оставляли желать лучшего - в детстве она испытывала унижение, когда отец бил её расческой и делал это прямо на улице на глазах у прохожих.
Во многом благодаря Бжезинскому была сформирована стратегия мировой гегемонии США нового типа и технотронной эры, которую активно поддерживали на Капитолийских холмах со второй половине 1960-х годов. В рамках реализации этой стратегии Бжезинский был привлечен в состав специальной группы планирования Государственного департамента США.
Он выступал советником в администрациях президентов Джона Кеннеди и Линдона Джонсона, где занимал жесткую линию по отношению к Советскому Союзу, и резко критиковал их преемника Никсона.
Знакомство, предопределившее судьбу
На этой волне Бжезинский сблизился с влиятельными представителями крупнейшего американского капитала, и с лета 1973 года был назначен исполнительным директором основанной Дэвидом Рокфеллером Трехсторонней комиссии.
После выдвижения на пост президента США ее ставленника Джимми Картера, возглавляет группу его советников по вопросам внешней политики. В список его заслуг входит организация переговоров и налаживание диалога между странами-участниками арабо-израильских конфликтов, он активно коммуницировал по вопросам выработки правил сосуществования стран Запада, Китая и СССР.
Бжезинский курировал ведущие вопросы нацбезопасности в администрации Картера, выступая проводником интересов Трехсторонней комиссии. Стал одним из идеологов реализации секретной программы ЦРУ по изматыванию СССР путем вовлечения его в вооруженный конфликт в Афганистане. В то же время, признавая роль США в подготовке афганских моджахедов, открещивался от приписываемой ему идеи выпестовывания таким образом "Аль-Каиды".
"О чём я должен сожалеть? Эта тайная операция (поддержка исламских фундаменталистов в Афганистане) была замечательной идеей. В результате русские попались в афганскую ловушку, а вы хотите, чтоб я об этом сожалел? Что важнее для мировой истории? Талибан или крах Советской империи?", - утверждал он.
Шахматы геополитики
В эпоху администрации Рональда Рейгана Бжезинский входил в состав совета по вопросам внешней разведке при президенте. А в годы президентства Билла Клинтона, уже после окончания холодной войны и распада СССП, представил в дальнейшем реализованную концепцию расширения НАТО на Восток, которое, в перспективе, должно было охватить все постсоветское пространство включая Украину.
Свои основные постулаты Бжезинский изложил в знаменитой книге "Великая Шахматная доска. Главенство Америки и её геостратегические императивы" (1997 год), которую на сегодняшний день изучают в большинстве вузов мира.
Если вкратце, то Бжезинский описывал геополитические механизмы, которые позволят США в долгосрочной перспективе сохранить мировое господство в качестве единственной сверхдержавы. Ключевое значение в этом смысле Бжезинский придавал контролю над Евразийским пространством и недопущению появления здесь мощного конкурента США, которым когда-то был Советский Союз.
Важнейшую роль в решении этой задачи Бжезинский отводил Украине.
Роковая концепция
"Россия может быть либо империей, либо демократией, но не тем и другим одновременно… Без Украины Россия перестает быть империей, с Украиной же, подкупленной, а затем и подчиненной, Россия автоматически превращается в империю", - именно так сформулировал геополитическое значение нашей страны Збигнев Бжезинский.
Концепция более чем спорная. В конце концов почему для возрождения России как империи ей нужно подчинять Украину, хотя РФ и в нынешних границах самое большое государство на планете, обладающее ядерным оружием и огромными природными ресурсами.
Тем не менее, эта яркая и простая концепция завоевала огромную популярность как на Западе, так и в России (особенно в националистическо-проимперских кругах). В Украине же вообще стало предметом великой гордости - "смотрите, какая мы важная страна, как высоко ценят наше геополитическое значение!".
Хотя, на самом деле, радоваться тут было особо нечему. Вооруженные "концепцией Бжезинского", страны Запада и Россия, вместо того, чтоб оставить Украину в покое и дать нам жить, как мы хотим, развернули за нашу страну жесточайшее соперничество. Итогом которого, в конечном итоге, и стал Евромайдан и последовавшая за этим аннексия Крыма и война, которой пока ни конца ни края не видно.
Конфедеративный Крым и финский сценарий для Украины
Любопытно, что сам Бжезинский, после начала войны на востоке Украины, призвал выйти из кризиса через реализацию "финского сценария" - то есть через отказ Украины он вступления в НАТО (после Второй мировой войны Финляндия приняла на себя обязательство не вступать в НАТО, что стало залогом ее добрососедских отношений с СССР).
Правда, параллельно с этим он убеждал власти США оказывать максимальную поддержку властям Украины (вплоть до летального оружия) и пугал их перспективой расширения зоны влияния РФ. По его словам, если Россия одержит военную победу в войне с Украиной, то нужно будет готовиться к неприятностям и в Прибалтике.
Что же касается Крыма, то его будущий статус Бжезинский описывал в виде некой триединой конфедерации: "на основе нового российского слоя, существующего несколько десятилетий слоя украинского, а также части, о которой до этого времени не говорили совсем - крымских татар, которые имеют право на самоопределение".
В последнее годы жизни "гроссмейстер" руководил Центром стратегических и международных исследований, активно предлагал свои идеи администрации президента Дональда Трампа.