За полтора года работы "закона Савченко" мир криминала и связанные с ними бизнесмены и политики получил от процедуры льготного зачета сроков свою выгоду. Теперь ее свернули. Во многом из-за того, что она мешала заниматься вымогательством денег у новых партий арестованных, которые отправляют сейчас в СИЗО.
В ситуации разбиралась «Страна».
Субботняя подпись
Сегодня стало известно, что президент Петр Порошенко подписал ранее принятый парламентом законопроект, который отменяет принцип зачисления арестантам в СИЗО их срока отбытия наказания в пропорции "день за два". Именуемый как "закон Савченко", этот нормативный акт действовал полтора года и назывался юристами самым неудачным примером законотворчества последних лет.
Его номинальный автор – нардеп Надежда Савченко в день отмены "именного закона" в парламенте не находилась, а инициативу коллег повторно повернуть время вспять встретила скептически.
Как сообщала "Страна", она же требовала от президента Петра Порошенко ветировать закон, отменяющий льготы для арестантов. Сам глава государства, кстати, тоже не спешил с реакцией на документ. Он принял решение по нему только через месяц. У президента считают, что данный закон направлен на укрепление правопорядка и позволит повысить уровень безопасности в обществе.
Бывший заместитель главы Администрации президента Андрей Портнов это оспаривает. По его словам, эта отмена уже никому не нужна и ни на кого не распространяется.
"Законом успели воспользоваться и вышли на свободу самые жестокие, осуждённые к длительным срокам лишения свободы убийцы, и насильники", - написал он на своей странице в Facebook.
Источник: facebook.com/portnov.andrey.ukraine
Как из УК изымали правку. Первые оценки новшества
"Страна" уже писала, как 18 мая Верховная Рада приняла закон №5534 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины (относительно правила сложения наказаний и зачета срока предварительного заключения)". Отменив тем самым норму о приравнивании периода содержания в СИЗО в счет отбытия наказания из расчет "день предварительного заключения за два дня лишения свободы". Нормативный акт утверждался по сокращенной процедуре, и уже традиционно, он только со второго раза нашел нужное число симпатиков.
В конечном счете данную инициативу, которая отменяет собой нормы так называемого "закона Савченко", поддержали 227 народных избранников, трое выступило против, 15 - воздержались, а 94 парламентария не голосовали.
После сегодняшней визы президента вернулись вспять нормы ч.5 ст.72 УК Украины, действовавшие до декабря 2015 года. Они предусматривают зачет срока предварительного заключения в итоговое время отбытия срока по принципу "один день к одному". Сам же закон Савченко, действовавший полтора года, был подвергнут публичной обструкции.
За время этой "амнистии" бывшими заключенными, вышедшими на свободу благодаря его нормам, было совершено 760 разбойных нападений, 22 изнасилования и 55 убийств. На свободу вышли осужденные за особо тяжкие преступления члены ОПГ, и уровень криминала резко пошел вверх. А каждый десятый из "откинувшихся" зэков не пошел на путь исправления, и уже вернулся на тюремные нары.
Представители прокуратуры и судейского корпуса в соцсетях положительно встретили отмену закона, хотя и конкретизировали - инициатива является крайне запоздалой.
Против отмены "закона Савченко", кроме его автора, выступили представители радикальных националистических организаций, которые имеют регулярные проблемы с законом. И, что естественно, сами заключенные. С их позицией можно ознакомиться в публикации "Страны".
На официальном уровне возвращение нормы ч.5 ст.72 УК Украины подается как некий факт восстановления справедливости. Это резко контрастирует с теми заявлениями, которые звучали во время процедуры принятия закона в конце 2015 года.
Кто протянул норму "день за два" в парламенте. А затем ее отменил
Тогда, выставляя в качестве "уголовного законодателя" летчицу, инициаторы новаций остались в тени. Ведь сам по себе "закон Савченко" писала не только и не столько "Пуля", которая на тот момент находилась в заключении в России, и лишь прислала письмо со словами поддержки новшеств (они якобы должны были привести к началу судебной реформы). В комитетах парламента и через зал законопроект "провели" более опытные коллеги Савченко, которые на тот момент просто воспользовались ее популярным именем для утверждения скандального новшества без обсуждения.
Осенью 2015 года соавторами правок в УК, которые парламент несмотря на разгромную критику юридического аппарата ВР, утвердил 26 ноября 2015 года, были:
- нардепы от "Батькивщины" Андрей Кожемякин и Иван Крулько;
- парламентарий из Блока Петра Порошенко Николай Паламарчук;
- представитель "Народного фронта" Леонид Емец;
- внефракционный Олег Осуховский.
Сегодня "застрельщиком" ситуации, спровоцировавшей разгул преступности, ими же была "назначена" Савченко. Хотя без "помощи" прочих коллег и молчаливого согласия большинства депутатов этого не случилось бы. Характерная деталь - более 150 нардепов отметились тем, что сначала поддержали норму "день за два", а спустя 18 месяцев - они же выступили за ее отмену.
"Наибольшая заслуга" в этом принадлежит президентской фракции. 69 ее депутатов голосовали "за" при рассмотрении вопроса как в ноябре 2015, так и в мае 2017 года. При каждом из волеизъявлений БПП давала около 100 голосов.
Нельзя обойти сторонй и роль политсилы, которую представляет в правительстве глава МВД Арсен Аваков. 50 "фронтовиков" сначала поддержали "закон Савченко", а потом они же потребовали его отмены. На каждом из голосований "Народный фронт" обеспечивал для прохождения вопроса свыше 60 голосов.
Не меньшая ответственность за последствия закона лежит и на самом Порошенко. Сначала подписал утверждение закона, а сегодня и его отмену.
Под кого утверждались правки в 2015 году
Изначально звучали версии, что "закон Савченко" был принят в угоду отдельным высокопоставленным экс-чиновникам и депутатам, которые были осуждены при Януковиче и отбывали наказание.
Эта версия основывалась на прецедентах выхода на свободу бывшего нардепа Виктора Лозинского, судьи-колядника Игоря Зварыча и аккордеониста Игоря Завадского. Но сами тюремщики изначально говорили, что "откидка" ВИП-ов - лишь вершина айсберга. А правки в УК инспирированы миром криминала, имеющим тесные связи в парламентской среде.
"Думаю, что этот закон не принимался под конкретного Зварыча или конкретного Лозинского. Если взять случай Лозинского, то у него конец срока был в 2020 году. Досрочно он мог выйти в 2016 году. Вышел весной, а мог выйти осенью. Это слишком дорого, чтобы принимать отдельный закон для человека, чтобы перекрыть полгода разницы", — говорил журналистам бывший глава Государственной пенитенциарной службы Украины Сергей Старенький.
По его словам, закон принимался в интересах криминалитета. И часть представителей власти знала о возможных последствиях.
"Амнистия" и ее последствия
Преступный мир воспользовался искусственно созданной законодательной уловкой для организации амнистии и пересмотра сроков заключения. Суды оказались буквально завалены заявлениями осужденных за самые разные преступления.
Зэки требовали сократить им сроки или даже выпустить на свободу, исходя из новой нормы уголовного права. Среди счастливых просителей нашлись даже "пожизненники". Так либерализация коснулась даже таких известных в криминальных кругах представителей ОПГ, как члены банд Мариянчука и Шпинды.
Уже через 4 месяца после вступления в силу "закона Савченко" его положениями воспользовалось почти 40 тысяч заключенных, из которых около 6 тысяч лиц, совершивших тяжкие преступления, были досрочно освобождены. При этом, в ГПУ констатировали - сама идея либерализации уголовного права не сработала.
Главное - закон не распространился на лиц, которые совершили менее опасные преступления и к которым не применялось содержание под стражей. Зато "скостили" себе сроки лица, осужденные за преступления против основ национальной безопасности, преднамеренные убийства, совершавшие разбои и кражи. Таких оказалось около 10 тысяч.
К концу прошлого года ситуация усугубилась. Из отчета Нацполиции: "досрочно освобожденные в 2016 году совершили 29 убийств, 19 изнасилований, 84 разбойных нападения, угнали 31 автомобиль, совершили 760 краж, в 22 случаях нанесли тяжкие телесные повреждения". Многие освобожденные снова угодили за решетку, потому как снова совершили убийства, но уже с особой жестокостью.
Суммарно от дальнейшего отбытия наказания по "закону Савченко" с момента его действия было освобождено 8,2 тысячи осужденных. 10% (в Минюсте говорят о 11%) уже были изобличены в совершении новых преступлений. Из примерно 80 тысяч "сидельцев" в Украине "льготами" в том или ином виде успели воспользоваться более 60 тысяч.
Три главных вывода
Теперь, во-первых, правило зачисления судом срока предварительного заключения из расчета один день за два дня лишения свободы отменено. "Последний этап" для заключенных, которые не успели подать заявление в суд о пересчете срока, уйдет сразу после опубликования указа в официальной печатной прессе.
То есть даже у тех "сидельцев", которые на данный момент находятся под судом и еще не выслушали приговор, есть ровно день для подачи на пересчет.
Во-вторых, отмена закона Савченко не означает ликвидацию его последствий. То есть, те десятки тысяч заключенных, которые уже подали на пересчет срока или которым пересчет уже сделан по суду, не прекратят досрочно выходить на свободу.
Эта тенденция будет продолжаться в течение ближайших 2–5 лет. Ведь по Конституции, закон в Украине не имеет обратной силы действия, поэтому отмена Верховной Радой "закона Савченко" никак не скажется на судьбе тех, кто воспользовался его нормами или даже вышел по нему на свободу.
Утверждать, как это трактуется на сайте президента, что таким образом сумели закрыть окно возможностей для массового освобождения рецидивистов не приходится. "Нужные люди" уже давно оказались на воле, где продолжают свою деятельность. А потому рассчитывать на улучшение или стабилизацию криминогенной ситуации в сложившихся условиях не приходится.
Зато фактически, и это в-третьих, была усилена еще одна преступная пирамида. После отмены закона полноправно заработает распространенная схема по вымогательству денег у арестантов. Особенно из числа бывших чиновников и бизнесменов, которых регулярно "пакуют" сотрудники прокуратуры и СБУ.
Официально им инкриминируется совершение преступлений, мера пресечения по квалификации которых не предусматривает даже денежные залоги. Самые "любимые" статьи УК сотрудниками СБУ и прокуратуры касаются сепаратизма, госизмены и тому подобное.
По этим статьям УК сегодня, например, проводятся обыски даже у айтишников.
Нередко люди попадает в СИЗО по совершенно надуманному обвинению. И им, как правило, предлагается альтернатива - или сидеть на нарах все время пока длится следствие (а оно может вестись долго), или заплатить и выйти на свободу. Закон Савченко, при всех его недостатках, во-многом снижал привлекательность этой коррупционной схемы.
Теперь же, когда почти все нужные люди, которых посадили при прежней власти вышли на свободу, пора закрутить гайки тем, кого сажает власть нынешняя.