"Страна": новые преследования
Хотя власть уже несколько дней молчит о "деле Гужвы", интернет-издание "Страна" остается в центре внимания. Уже без широкой публичной огласки главреда издания вызывают на допрос в Генпрокуратуру в качестве свидетеля по делу об убийствах на Майдане в 2014 году, а журналистов "Страны" допрашивают по неизвестному делу о якобы вмешательстве в личную жизнь нардепа от "Народного фронта" Геращенко. Вчера на пресс-конференции об этом сообщили руководители издания Гужва и Крюкова.
Очередные попытки надавить на "Страну" имеют столь же мало общего с реальностью, как и дело о "взятке" от нардепа-радикала Линько. Генпрокуратуре понятно, что никаких свидетельств расстрелов на Майдане Гужва дать не может, равно как и то, что журналисты не вмешивались в личную жизнь Геращенко. И что нелепо преследовать корреспондентов "Страны" за публикации об имуществе советника министра МВД в то время, когда, к примеру, радикалы безнаказанно блокируют дом председателя Нацбанка и публикуют фото и видео в информпространстве.
Разница в том, что радикалы в кавычках и без – союзники власти, которым прощается выход за рамки законности. А независимым СМИ не позволяют даже то, что в рамках закона именно из-за их независимости. "Страна" обратилась к посольствам Евросоюза и стран "Большой семерки" потому, что ее вопрос – это вопрос сохранения свободы слова в целом. В ситуации, когда даже парламентский комитет по свободе слова находится в руках власти, иностранное влияние – единственный способ остановить правовой беспредел в отношении СМИ.
Власть возобновила войну с Коломойским
В финансовой сфере тем временем возобновляется другая война – между властью и бывшими собственниками "Приватбанка".
Вчера НБУ объявил, что Коломойский и Боголюбов не выполнили к 1 июля взятые на себя обязательства по реструктуризации многомиллиардных кредитов, которые они раздали нескольким коммерческим структурам накануне национализации их банка. Сам Коломойский ответил, что переговоры по реструктуризации идут, просто Нацбанк о них не знает и потому занимается самодеятельностью.
Однако не похоже, чтобы возобновление войны было инициативой руководства Нацбанка, у которого даже нет полноценного руководителя. Появившееся одновременно с этим заявление генпрокурора о делах против сотрудников НБУ, "проспавших" эти кредиты, свидетельствует о спланированной атаке. Но главное в его заявлении – сообщение об аресте имущества, принадлежавшего группе "Приват". Поскольку все понимают, что кредиты перед национализацией давались не для того, чтобы их возвращать, то результатом возобновления войны власти с "Приватом" может стать полное уничтожение бизнеса этой группы в Украине.
Естественно, что Коломойский вряд ли это будет молча терпеть. А значит нас ждет весьма интересный политический сезон.
Дейдей останется неприкосновенным
Помимо вопроса "Привата", Луценко занимался вчера и своими обычными обязанностями – то есть обосновывал в Раде представление по одному народному депутату и обещал новое уголовное дело другому. Генпрокурор пришел в регламентный комитет парламента с представлением на члена фракции "Народный фронт" Дейдея. И все заседание отбивался от другого члена той же фракции – Пинзеника, – возглавляющего комитет. В такой ситуации ничего удивительного, что представление на Дейдея не получило одобрения.
Впрочем, похоже, что генпрокурор действует по олимпийскому принципу "не побеждать, а участвовать". В прошлом году в отношении нардепа от Оппозиционного блока Новинского и представление одобрили, и даже неприкосновенности лишили по так называемому "церковному делу". А результат? Его Луценко озвучил вчера: оказывается, на Новинского готовится еще одно представление – по новому, "экономическому" делу. Вот только непонятно, чего хочет добиться генпрокурор этим представлением – неужто еще раз снять неприкосновенность, которую уже сняли?!
Саммит G-20: мир в ожидании
До начала саммита G-20 в Гамбурге еще три дня, но он уже находится в центре внимания всей международной политики. Вчера стало известно о том, что Меркель, Макрон и Путин утром 8 июля встретятся за завтраком, чтобы обсудить украинский вопрос. Больших ожиданий от этой встречи нет, поскольку Макрон с Путиным на ножах. Но Меркель накануне начала своей предвыборной кампании будет пытаться играть миротворца, и если от кого и ждать каких-либо реальных предложений по Украине, то только от нее.
Но главный обсуждаемый вопрос – это, безусловно, предстоящая встреча Трампа с Путиным. Несмотря на то, что, по заявлениям Белого дома и Кремля, американо-российские отношения сейчас на очень низком уровне, западные СМИ пишут о настойчивом желании президента США их улучшить, – и Путин, естественно, будет не против. А поскольку у Трампа превалирует бизнес-подход, то встреча, по сути, превратится в торги. И Украина в них будет одним из главных лотов наравне с Сирией, борьбой с ИГИЛ и многомиллиардными контрактами.
Мир уже знал случаи, когда американо-российские (тогда еще советские) переговоры переворачивали на 180 градусов всю мировую политику. Так было в 1962-м, когда Карибский кризис после переписки Кеннеди с Хрущевым привел к серьезному потеплению, которое прервалось только из-за убийства президента США. Так было в 1972-м, когда Никсон и Брежнев открыли эру разрядки, длившуюся семь лет. Так было в 1987-м, когда переговоры Рейгана и Горбачева в Рейкьявике дали старт процессу прекращения Холодной войны. И Трамп, и Путин вдохновляются примерами из прошлого. Потому, вполне возможно, что они тоже захотят оставить свой след в истории.
Марадона пойдет по пути Депардье?
А пока Путин готовится к встрече с Трампом, ему преподнесли приятный сюрприз: в Москву прибыл легендарный аргентинский футболист Марадона, который изъявил желание встретиться к российским президентом, назвал его своим кумиром и вообще объявил, что хочет принять российское гражданство.
Если это произойдет, то история с "российским гражданином Марадоной" затмит историю с российским гражданином Депардье. Француз, конечно, имеет громкое имя в своей стране и на постсоветском пространстве, но в мировом масштабе известен гораздо меньше. Марадона – мегазвезда футбола, он имеет огромное влияние в Латинской Америке и широкую известность во всем мире.
Если только аргентинец подтвердит серьезность своих намерений, можно не сомневаться, что Кремль воспользуется этой ситуацией для своего международного пиара.
Тем более, что Марадона уже изъявил желание тренировать российскую сборную по футболу. То ли в шутку, то ли всерьез.