Согласно последней социологии почти 70% украинцев считает, что для прекращения войны на Донбассе Украине стоит пойти на компромиссы. И лишь 18% полагает, что сепаратистские территории нужно возвращать военным путем. Правда, с другой стороны, за "мир любой ценой" также выступают те же 18%.
Но все же 70% за компромиссы означает, что большинство населения страны готовы принять путь примирения, который, пусть и в довольно размытом виде, предлагают Минские соглашения.
Впрочем, они уже как два года находятся в глубоком тупике. О выходе из него вновь заговорили на прошлой неделе после встречи президентов США и России, а также после назначения американского спецпредставителя по вопросам Украины Курта Волкера. Последний на прошлой неделе был в Киеве, вскоре собирается еще раз к нам наведаться, а затем поехать в Москву.
К каким результатам может привести эта челночная дипломатия разбиралась "Страна".
Волкер еще вернется
Новый спецпредставитель США по Украине Курт Волкер приехал в Киев вместе с госсекретарем США еще в прошлое воскресенье, но в отличие от Рекса Тиллерсона задержался на несколько дней. Ежедневно он проводил десятки встреч.
И на некоторых из них, как рассказали "Стране" их участники, озвучивал общее мнение Вашингтона - Белый дом не устраивает ситуация в Украине - полное отсутствие прогресса в борьбе с коррупцией и пробуксовка мирного процесса на Донбассе.
Причем на последнем он делал особый упор. Один из участников беседы с Куртом Волкером за круглым столом сообщил "Стране", что американец повторил тезис о том, что США поддерживает Минские договоренности, как самый эффективный рецепт преодоления конфликта на востоке страны. Впрочем, другие собеседники говорят, что Волкер заверил украинские власти, что Америка не намерена ни о чем договариваться с Россией за спиной Киева и что Вашингтон считает, что нужно учитывать украинскую позицию при обсуждении реализации Минских соглашений.
Как рассказал в эфире одного из каналов замглавы Администрации президента Константин Елисеев, при отъезде спецпредставителя США была достигнута договоренность, что в ближайшие дни Волкер снова приедет в Украину.
"Он хочет интенсивно войти в процесс не только консультацией с украинской стороной, но и, в частности, с нашими партнерами по "нормандскому формату", - отметил Елисеев. - Я не могу пока некоторые вещи разглашать, но, действительно, у президента с Куртом Волкером состоялась довольно откровенный и, я бы сказал, такой интенсивный и стратегический разговор, где были обсуждены некоторые инновационные элементы, которые мы могли бы с нашими партнерами совместно принять для того, чтобы все-таки принести мир на Донбасс", - отметил заместитель председателя АПУ.
Кремль тоже ждет Волкера в гости
В российских СМИ, тем временем, уже обозначили будущего визави Волкера - это советник президента России Владислав Сурков. Он готов встретится с американским коллегой, но пока дата встречи не обозначена.
Формат общения между российским и американским спецпредставителями по Украине отнюдь не ноу-хау Трампа. Он был опробован еще предыдущей администрацией Белого дома в течение 2015-2016 годов.
Особо активизировался диалог между Россией и США по поводу урегулирования кризиса в Украине к лету 2015 года. Уполномоченной по обсуждению этих вопросов была заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд, которая регулярно связывалась по телефону с замглавы МИД РФ Григорием Карасиным, а также провела с ним несколько личных встреч.
Кроме Карасина Нуланд встречалась и с помощником президента РФ Владиславом Сурковым. Одна из самых известных их встреч состоялась в январе 2016 года в Калининграде.
На более чем 6-часовых переговорах обсуждались варианты окончательного согласования плана по будущему Донбасса. В частности, что граница должна перейти под контроль Украины только после изменений в Конституцию по предоставлению особого статуса неподконтрольным районам Донбасса, проведения выборов и амнистии (все эти положения записаны и в Минских соглашениях).
По итогам встречи Сурков отмечал, что "по некоторым чувствительным вопросам, как например, конституционная реформа (в Украине), безопасность и выборы, выдвигались идеи, которые могут быть обсуждены в контактной группе, в "нормандском формате" (РФ, Германия, Франция, Украина)".
Однако, с тех пор никаких подвижек не произошло.
Последняя встреча в "нормандском формате" на высшем уровне состоялась в Берлине осенью прошлого года, где за круглым столом по левую руку от российского президента находился все тот же Сурков. Несмотря на то, что он находится под санкциям, советник Путина смог посетить столицу Германии.
В Берлин Суркова пустили несмотря на персональные санкции. Фото: ria.ru
Та встреча обозначила окончательный тупик, в который зашел Минский процесс. Стороны договорились к концу года составить дорожную карту, однако об этом быстро забыли.
Наоборот - на Донбассе началось очередное обострение связанное с блокадой непризнанных республик со стороны радикалов.
После нескольких месяцев увещеваний снять блокаду, украинские власти решили сами возглавить процесс и объявить ее официально. А сепаратисты взяли под контроль остановившиеся предприятия украинских собственников.
С тех пор события развивались исключительно по пути эскалации - периодические обострения на фронте, ужесточение риторики, углубление блокады. Все это, естественно, не способствовало мирному процессу.
Сумеют ли стороны сейчас устроить прорыв?
"Есть задача договориться"
Опрошенные "Страной" эксперты полагают, что спецпредставитель от Белого дома попытается выйти на диалог с Москвой.
"Во-первых, поскольку канал создан в рамках "Большой сделки" Трампа-Путина, Волкер и Сурков будут быстро и эффективно решать организационные вопросы в рамках "Минска", - считает политический аналитик Дмитрий Корнейчук. - И вряд ли стоит ожидать какого-либо саботажа, поскольку в эффективности данного дипломатического канала заинтересованы и Вашингтон, и Москва. Во-вторых, мы должны понимать, что Волкер-Сурков не принимают стратегических решений по "Минску". Это прерогатива Трампа и Путина, которые уже вышли на прямой контакт в Гамбурге. И дальше будут координировать свои позиции по каналу Тиллерсон-Лавров. А вот задача Волкера и Суркова проконтролировать выполнения совместных решений на Донбассе украинской стороной и ЛДНР. Иными словами, Волкер-Сурков - это главные "орговики" Минского процесса, который договорено "разморозить" в рамках "Большой сделки".
Политолог Вадим Карасев отмечает, что поскольку у Запада нет других идей, как найти компромисс по Донбассу, кроме выполнения Минских соглашений, теперь новый спецпредставитель будет искать ответы на вопросы, почему они не выполнены и кто их действительно тормозит.
"Почему есть необходимость в таком формате переговоров? Минские соглашения не выполняются. А рано или поздно Украине придется их выполнять. У Запада никаких других идей, кроме Минских соглашений, нет. Перед администрацией Обамы стояли другие идеи по Украине. А у администрации Трампа есть четкие планы, что надо улучшить отношения с Россией", - говорит "Стране" Карасев.
"Проблемы с Минском - это вершина айсберга"
В тоже время один из экспертов, близкий к проблематике контактной группы в Минске куда более скептически смотрит на перспективы Минского процесса.
"Все говорят о противоречиях между Россией и Украиной в трактовке Минских соглашений, - говорит эксперт. - Украина настаивает на полном прекращении огня, выводе в Россию тяжелых вооружений сепаратистов в рамках вывода иностранных войск, передаче контроля над границей и только после этого обещает подумать над реализацией политической части Минска. У России же ровно иной алгоритм - сначала политическая часть (выборы, амнистия, изменения в Конституцию) и только потом - передача контроля над границей. Но эти противоречия лишь вершина айсберга. Допустим даже, что каким-то образом Запад сможет убедить Киев принять российскую трактовку и реализовать политическую часть. Но тут же возникает куча проблем, о которых в Минских соглашениях вообще не говорится.
В меньшей степени это касается экономических вопросов. Если Украина реализует политическую часть, то, думаю, Россия быстро даст команду вернуть Донбасс в гривневую зону, а предприятия - прежним собственникам. Эти заводы самой России не нужны. Тут все более-менее понятно.
Куда меньше ясности с вопросом безопасности. Ключевой вопрос - что делать с вооруженными подразделениями "ДНР/ЛНР"? Их хоть и переименовали в "народную милицию", существование которой предусмотрено Минскими соглашениями, но понятно, что это никакая не милиция, а полноценные армейские корпуса, с тяжелым вооружением. Что с ними делать? Если их разоружить, то совершенно очевидно, что Украина (по крайней мере при нынешнем руководстве), тут же введет войска на территории с "особым статусом" и с этим статусом покончит в течение 24 часов, чтобы ни было записано в Конституции. Будут арестованы все, кто так или иначе был связан с сепаратистами и объявленная амнистия в этом не поможет. Если же армейские корпуса сепаратистов оставить как есть, то это будет означать, что ВСУ на данные территории зайти не смогут, а значит украинский суверенитет над ними будет лишь номинальным.
Далее. В минских соглашениях записано, что суды и прокуратура формируется местными органами власти. Но в какой степени они подчиняются Киеву? Будет ли иметь право, например, генпрокурор Украины отдать приказ задержать кого-либо на территориях с особым статусом или нет? Можно ли будет оспорить решения местных судов в порядке кассации в Верховном суде Украины? В общем, много вопросов, ответов на которые нет.
Можно констатировать, что даже теоретическая возможность реализации на практике Минска-2 просматривается только в двух случаях. Первое - согласие Киева на легализацию в украинской юрисдикции территорий, которыми он реально управлять не будет. Второе - смена власти в Украине на такую, под контроль которой Кремль был бы готов вернуть Донбасс не только де-юре, но и де-факто. И если второй вариант - пока еще гипотетический, то по первому мне вообще трудно представить какой степени и тотальности давление должно быть оказано на украинские власти, чтоб они на такой сценарий согласились".