"Нормандская четверка": разговор ни о чем
Вчера сбылась мечта президента Франции Макрона – переговоры лидеров стран "нормандской четверки". Правда, сбылась не в том формате, как он хотел изначально, и не в те сроки. В начале июня новоизбранный хозяин Елисейского дворца загорелся целью организовать личную встречу четырех уже в июне, потом она трансформировалась в телефонный разговор четырех еще до Мюнхенского саммита G-20.
В результате до саммита Макрон только встретился со всеми по отдельности, а телефонные переговоры состоялись лишь вчера.
И, по большому счету, кроме исполнения мечты француза, больше ничего не произошло. Партнеры по "нормандской четверке" просто сделали реверанс в сторону Макрона, резво взявшего со старта, но, похоже, плохо понимающего реалии минско-нормандского процесса. И весь распиаренный телефонный разговор свелся к тому, что стороны подтвердили свои позиции. Не сходящиеся в ключевом пункте: когда должно начаться выполнение политической части Минских соглашений.
Одновременно с этим активность проявлял и спецпосланник Белого дома Волкер. Он побывал непосредственно на Донбассе, но, кроме личного присутствия, обозначил только одну позицию: конфликт надо побыстрее завершать. Ответа на вопрос "как?" нет и у него.
И ждать его в ближайшие месяцы, похоже, не приходится. Все ждут, что сделает Трамп, а Трамп ничего не может сделать, пока не достигнет управляемости внутри страны. Которой пока не предвидится.
Сенат против Трампа и ЕС
Лучшей иллюстрацией разброда и шатания в Штатах являются планы Конгресса усилить санкции против России, обострившее и без того сложные отношения между США и Евросоюзом. Палата представителей сегодня одним махом может ударить и по Трампу, ограничив его право влиять на антироссийские санкции, и по европейским компаниям, которые участвуют в "Северном потоке-2".
Последнее вызвало бурную реакцию в Евросоюзе, где считают, что несут куда большие убытки от санкций, чем Штаты, и потому не собираются отказываться от совместного газового проекта, который важен не только с экономической точки зрения, но и с точки зрения энергетической безопасности (ни белорусско-польский, ни украинский маршруты в Западной Европе надежными не считают). Поэтому не стоит удивляться, что руководство ЕС уже заговорило об ответных мерах – по сути, о санкциях против США!
Парадокс, но единственная надежда европейцев в этой ситуации – столь нелюбимый ими Трамп. Законопроект бьет и по нему тоже. Ведь одним из оснований для введения санкций является предполагаемое вмешательство России в выборы в США, причем это вмешательство, согласно канонической версии, осуществлялось в пользу Трампа.
Впрочем, представители американского президента уже сказали, что санкции поддержат.
Перед Трампом действительно сложный выбор – между надеждой на восстановление политического единства внутри страны и планами на восстановление отношений с Россией, о которых он громогласно заявлял во время предвыборной кампании.
Причем парадокс в том, что, выбрав шанс на внутреннее спокойствие, он может спровоцировать сближение Европы с Россией или, как минимум, международную холодную войну всех против всех. И тогда уже о каких-то международных прорывах говорить не придется.
Польша сдалась Евросоюзу?
Тем временем Евросоюз одержал важную победу в Польше. Вчера польский президент Дуда наложил вето на законы о Верховном суде и Государственном совете судопроизводства, который усиливал права генпрокурора, делая судебную власть зависимой от исполнительной.
Упомянутые законы были приняты по инициативе и при полной поддержке правящей партии "Право и Справедливость", к которой принадлежит и президент.
Больше того, все знают, что Дуда – не самостоятельный игрок, а всего лишь исполнитель воли реального лидера "ПиС" Качиньского. Который, в свою очередь, ведет открытую войну против своего бывшего конкурента на польской политической арене, а теперь главы Евросоюза Туска. Закон о Верховном суде должен был стать еще одним щелчком по носу Туска и очередным вызовом Варшавы Брюсселю. Но – не стал.
Внешней причиной вето президента стали массовые протесты, которые организовала оппозиция.
Но, не исключено, что есть и иные, менее очевидные мотивы для отступления Дуды.
Польская власть вела себя вызывающе, потому что знала, что имеет за спиной поддержку Вашингтона. В нынешней ситуации, когда власть в Вашингтоне слаба и руководящее ядро Евросоюза готово идти на открытую конфронтацию со Штатами, Варшава поняла, что ее конфронтация с Брюсселем может превратиться в противостояние всего ЕС против одной Польши. Поэтому вето Дуды – это не только поражение Качиньского в борьбе с Туском, это победа Меркель, которая уже фактически объявила о построении единого ЕС без американского влияния.
Гройсман против МВФ?
Та же тема, но в меньших масштабах, была актуальна вчера и для Украины. Вчера отечественные СМИ со ссылкой на источники в МВФ сообщили, что в Фонде недовольны планами Кабмина отказаться от повышения цен на газ (и, соответственно, отопление с горячей водой) ближайшей осенью.
Возможность такого повышения была заложена в мартовском постановлении того же Кабмина – речь шла о корректировке цены в связи с инфляцией и ростом мировых цен. Курс гривны к доллару, правда, на данный момент не очень отличается от курса июня 2016 года, когда устанавливались нынешние цены, но даже одного роста мировой цены газа достаточно, чтобы газ подорожал на треть и отопление процентов на 20. В марте правительство приняло такое постановление в качестве обязательства перед МВФ, и теперь фонд вполне логично требует его выполнения. Но Кабмин утвердил финплан "Нафтогаза" без такого повышения. Больше того, вчера Гройсман срочно появился на президентском 5 канале, чтобы подтвердить: резких повышений тарифов не будет, будут лишь "естественные колебания".
Конечно, премьер мог и лукавить, но более вероятно, что у власти сработало опасение перегнуть палку. Ведь известно, что уже сейчас не хватает около 50 миллиардов, чтобы в полной мере покрыть субсидии для населения. В случае же нового роста тарифов эта сумма вырастет еще больше, что грозит полным коллапсом и социальным взрывом.
Правда, при сохранении существующих цен возникает другой риск – появления дефицита бюджета у "Нафтогаза", покрытия которого в бюджете тоже не предусмотрено. Но это проблема более скрытая, которая может выплыть на поверхность только по итогам 2017 года. А о планах на январь сейчас никто не думает – надо осень пережить.
Ко всему этому можно добавить только одно: сотрудничество правительства Тимошенко в 2009-м и правительства Азарова в 2012-м с МВФ прекратилось именно из-за их нежелания повышать цены на газ. Означает ли это, что Гройсман тоже поставил точку?
Зачем трясут "Укрспирт"?
Заявление Гройсмана о тарифах было вчера не единственной новостью от власти. Вчера силовики начали на свой манер реализовывать слова премьера трехнедельной давности о необходимости смены менеджмента в "Укрспирте".
Менеджмент еще на месте, но предпосылки для перемен создаются: налоговая милиция вместе с ГПУ вчера устроила обыски сразу на 41 предприятии госконцерна.
Обыски объясняются началом борьбы с теневым рынком спирта. Действительно, мало кто сомневается, что этот рынок существует и что на нем крутятся огромные деньги. Сомнения в другом – что все это делается действительно для прекращения хищений из госбюджета.
Все действия власти (от блокады Донбасса до штрафа за недопуск Самойловой на Евровидение) в последние месяцы свидетельствуют, что насчет госбюджета она как раз не переживает. Да и "умение" нынешней Генпрокуратуры доводить до конца коррупционные дела свидетельствует о том же. Зато в вопросах, где есть личный интерес кого-то из власти, все происходит намного эффективнее.
Поэтому возникает логичный вопрос: кто позарился на "Укрспирт"?