До свиданья, наш ласковый Миша!
Экс-президент Грузии, с помпой принимавшийся в украинское гражданство с одновременным получением в управление Одесской области, теперь лишен его. Области он лишился еще раньше, обменяв на партию своего имени – «Рух новых сил Михаила Саакашвили». Теперь эта партия может быть разве что «имени Михаила Саакашвили».
С точки зрения сегодняшнего дня уже смешно читать прогнозы двухлетней давности о том, что Одесса станет только первым этапом для Михо, за которым последует премьерство. И что партия Саакашвили будет проектом Банковой для реформаторов. На самом деле, только президент знал, о чем думал, давая своему старому другу гражданство и вотчину. Может, все эти планы были, но так и остались нереализованными проектами.
Сегодня важно то, что произошло в реальности. Почему все произошло сейчас, уже детально расписал нардеп Лещенко: Саакашвили в Штатах, остается без гражданства, в Украину не вернется, потому что могут экстрадировать в Грузию. Остается только просить убежища у старого друга Трампа. Или подаваться на нидерландское гражданство как мужу Сандры Рулофс.
Можно было бы предположить, что изгнание Саакашвили – подготовка к парламентским выборам. Но, говоря объективно, отсутствие Михо серьезно политическую картину не меняет: лидер РНС имени себя не смог (да и не мог) объединить все западноориентированные реформаторские силы, которые находятся в состоянии перманентной феодальной раздробленности. Наоборот, осиротевший «Рух Саакашвили» теперь постарается прибиться к Демальянсу, поскольку собственного будущего у него больше нет. Однако даже совместными усилиями 5% они вряд ли наскребут.
Так что изгнание Михо – это, скорее, акт устрашения. Правящие группировки - окружение президента и "Народный фронт" в очередной раз показали, что готовы действовать по беспределу. Даже в отношении таких "заслуженных" (с точки зрения Запада и промайдановской общественности) товарищей как Михаил Саакашвили. Какими бы ни были формальные основания для лишения гражданства, выводить из политической игры столь грубым образом одного из видных оппонентов власти - это, как говорится, не по понятиям, а именно что по беспределу.
Впрочем, за любым беспределом, как известно, следует ответочка. Саакашвили уже дал понять, что за ней дело не станет, записав соответствующее видеообращение.
Даже если он остается в США, используя свои связи в Вашингтоне, он может очень усилить хор голосов, которые пытаются донести до новой администрации простую мысль: Порошенко - это не гарант стабильность, а потенциальный фактор дестабилизации. Порошенко - это не решение проблемы, а ее часть.
Тем более, эту мысль он доносил до американского истеблишмента и ранее. Теперь же делать он это будет с еще большим огоньком, в непосредственной близости от адресата.
Волкер хочет выборов на Донбассе
Цитатник дня – интервью спецпредставителя Госдепа США Волкера, которое он дал во Франции «Настоящему времени». И дело даже не в том, что американец сообщил, что содержание объявленной Петром Порошенко «формулы Макрона» не знает сам Макрон. Просто сравнение этого интервью с сообщениями украинских источников о том, что Волкер говорил в Киеве, показало, какую часть его высказываний здесь выпячивают, какую передергивают, а какую скрывают.
Главное, о чем умалчивали в Киеве, – это требование Волкера провести выборы на неконтролируемых территориях Донбасса. Причем он рассматривает единственным условием проведения этих выборов установление устойчивого перемирия. То есть речь идет о том, о чем говорил Штайнмайер и его посол еще в прошлом году. Больше того, Волкер говорит о желательности проведения выборов параллельно процессу установления перемирия, хотя и признает, что это замкнутый круг, из которого пока не видно выхода.
Но – так или иначе – вполне понятно, почему данное требование спецпредставителя США в Киеве постарались не услышать. В нынешнем парламенте невозможно представить, чтобы такой вопрос даже был поставлен на голосование, а уж сам факт голосования «за» приравняли бы к измене Родине. Выборы торпедируются властью, потому что приобретение неконтролируемыми территориями легитимной властью потянуло бы за собой необходимость выполнения остальных пунктов Минских соглашений – экономические связи, социальные выплаты, легализацию «народной милиции» и т. д.
А это уже совсем не укладывается в головы тех, кто видит вхождение Донбасса в Украину только после военной операции с последующей тотальной зачисткой.
Поэтому большинство парламента и украинская власть сделает все, чтобы замкнутый круг Волкера не разорвался. По крайней мере, до 2019 года.
Манифест против русскоязычных
Решению вопроса Донбасса не способствуют и те гуманитарно-идеологические тенденции, которые набирают силу в Украине. Скандалом вчерашнего дня стал «манифест» ведущего телеканала ZIK Остапа Дроздова против русскоязычного населения Украины.
Сам «манифест» стал следствием другого недавнего скандала – когда Дроздов выгнал из своего эфира блоггера Романенко за попытку говорить на русском. Правда, тут стоит добавить, что ультанационализм самого Дроздова сродни ультранационализму Скрипки, – то есть он пытается быть «святее Папы Римского», чтобы забылись его «грехи» времен Януковича. Но, так или иначе, вчера Дроздов провозгласил пользование русским языком преступлением против Украины.
«Вы, принципиально одноязычные русскоязычные люди, можете быть замечательными людьми, сдавать деньги на армию, ваши сыновья могут служить в рядах ВСУ – но вы, сами того не понимая, являетесь залогом войны», – именно так сформулирована нынешняя национальная идея. То есть ни волонтерство, ни даже добровольный уход на фронт больше не являются индульгенцией: говоришь на русском, значит, виновен в развязывании войны.
Если бы позиция Дроздова была воплем одиночки, на нее можно было бы не обращать внимания. Но ее поддержало немалое количество людей – а значит, она имеет все шансы перерасти из маргинальной в господствующую. Тем более что она соответствует идеологии значительной части власти.
Однако последствия подобной идеологии могут быть непредсказуемыми. Достаточно задать простой вопрос: что сделает русскоязычный боец АТО с автоматом, которому предложат или срочно заговорить на украинском, или застрелиться? Скорее всего, ни то, ни другое. А вот за безопасность «дроздовых» в этом случае ручаться будет сложно.
Также это может придать второе дыхание сепаратизму в русскоязычных регионах. Но это уже с гораздо более широкой базой, чем в 2014 году, когда власти подчеркивали, что они строят страну "для всех украинцев, вне зависимости от их языка".
В более мягкой форме это может выражаться в требования расширения прав регионов, как минимум в гуманитарной сфере, чтобы самим определять нормы использования языка на своей территории. Впрочем, такие требования властями также трактуются как сепаратизм.
Трампу подсказали выход?
Накаляется обстановка и в Штатах. Законопроект об усилении санкций против Ирана, России и КНДР, который не нравится одновременно Трампу, Евросоюзу и Москве, вчера (точнее, позавчера по-американски) был принят абсолютным большинством голосов Палаты представителей Конгресса.
И главный вопрос сейчас в том, что с этим законопроектом будет дальше.
Еще позавчера этот вопрос не стоял. Считалось, что документ, уже проголосованный в Сенате, будет утвержден Палатой представителей и после этого отправится на подпись Трампу. А тот, несмотря на связывание рук в вопросе российских санкций, побоится наложить вето.
Однако Палата представителей внесла в законопроект свои правки. И теперь он отправится… на голосование в Сенат. Нет сомнений, что там он также будет утвержден, – у Трампа нет нужного числа сторонников ни в нижней палате Конгресса, ни в верхней. Однако вчерашняя ситуация показала, что утверждение законопроекта можно затянуть до бесконечности и не доводить дело до подписи президента.
У Трампа вполне может найтись сенатор, который предложит популярную правку, которую его коллеги примут. И тогда законопроект отправляется на повторное голосование в Палату представителей. А там может найтись конгрессмен, который предложит еще более популярную правку…
Позиции Трампа во властном истэблишменте сейчас слабы. Но его позиции среди избирателей намного сильнее. Поэтому сегодня президенту нужно одно – тянуть время до промежуточных выборов в Конгресс 2018 года, параллельно продвигая собственную повестку дня. И с этой тактикой Трамп, похоже, в состоянии справиться.
«Динамо»: лучше без аналогий
После почти полугодичного перерыва в Украину вернулся европейский клубный футбол. Еврокубки для нас стартовали киевским матчем «Динамо» с швейцарским «Янг Бойз», вызывавшим повышенный интерес по нескольким причинам.
Во-первых, это был первый международный матч тренера Хацкевича. Во-вторых, это был именно «Янг Бойз», прошлым летом испортивший дебют португальца Фонсеки в «Шахтере». И, в-третьих, у Хацкевича ситуация еще более рискованная: «Шахтер» после швейцарцев хотя бы в Лигу Европы попал, где Фонсека реабилитировался, а здесь такой этап квалифайна Лиги чемпионов, после которого выпадают в никуда.
Итоговый результат первого матча – 3:1 – позволяет высказывать сдержанный оптимизм. С одной стороны, «Динамо» выглядело уверенно (хотя местами расхлябано) и закрепило свой успех, достигнутый в недавнем матче с горняками. С другой – в прошлом году «Шахтер» ехал в Швейцарию с победой 2:0, а там были 0:2 и поражение в серии послематчевых пенальти. Если вдруг и у «Динамо» будет 0:2, то тут послематчевые пенальти даже не понадобятся.
Но все же будем надеяться, что такого не случится, потому что терять в самом начале одну из команд, которая может принести очки для коэффициента, совсем не хочется. Ведь надеяться на чудо от «Олимпика» и «Александрии» вряд ли стоит.