Новые санкции США против России, которые Конгресс утвердил еще 25 июля, неминуемо отразятся на нашей стране. И в России и на Западе уже заговорили о том, что наиболее пострадать от этих санкций может именно Украина. Чем они обернутся для Киева, разбиралась "Страна".
Химия не помогла
С момента победы на выборах США кандидата от Республиканской партии Дональда Трампа в России рассчитывали на нормализацию отношений с Вашингтоном. Однако, ни многочасовые переговоры Трампа и президента России Владимира Путина, ни хвалебные отзывы американского лидера о "позитивной химии" между двумя президентами, не смогли уберечь Россию от новых антироссийских санкций.
В ближайшее время закон о санкциях должен подписать президент США Дональд Трамп. При этом, законопроект по своему духу не только антироссийский, но и антитрамповский, так как мотивом для введения санкций названо вмешательство России в выборы США (понятно, что имеется в виду вмешательство на стороне Трампа).
Кроме того, данный закон лишает возможности президента США отменить санкции.
Однако избежать его подписания Трамп не удастся. За документ почти единогласно проголосовали как демократы, так и республиканцы. Поэтому даже если президент наложит на него вето его преодолеют, да еще и заклеймят хозяина Белого дома как русского шпиона.
По ком ударят санкции
По большому счету, законопроект повторяет и подтверждает санкции, которые уже действовали ранее, однако по некоторым направлениям произошло их существенное усиление.
Во-первых, касательно персоналий в российском руководстве предусмотрена возможность более "глубокого бурения" тех активов, которыми они владеют за рубежом.
Во-вторых, серьезные ограничения накладываются на всех зарубежных партнеров, которые ведут совместный с россиянами бизнес в энергопроектах.
Против таких компаний предусмотрено введение жестких американских санкций. Главный удар, таким образом, наносится по проектам строительства газо- и нефтепроводов, также по разработке новых месторождений. В частности, речь идет о газопроводе в обход Украины "Северный поток-2", который "Газпром" строит совместно с европейскими компаниями.
Пока не совсем понятно как на эти ограничения отреагируют европейцы. Откажутся ли от совместных с Россией проектов или же попытаются "качать права" против американцев.
Пока на словах ЕС возмущается односторонними американскими действиями и даже грозит контрсанкциями. Но как будет дело обстоять на практике - покажет время.
Как отреагирует Россия
Впрочем, куда более важно то как на эти санкции отреагирует Россия. Пока есть два момента, по которым сходятся все.
Первый - введение санкций показало, что надежды на потепление российско-американских отношений после победы на выборах Дональда Трампа канули в лету. По крайней на ближайшие годы. Если Трамп и хочет их улучшить, то уж точно не может.
Второй - отмена санкций ЕС против России, при сохранении антироссийских санкций США, проблему для Москвы не снимает, так как у американцев есть большой арсенал воздействия на европейских партнеров, чтобы перекрыть им каналы возобновления сотрудничества с РФ.
В остальном, различные силы в России реагируют на новость о санкциях по разному. Часть доказывает, что они вообще ни на что не повлияют, а потому и беспокоится не о чем. Другие говорят о грядущий катастрофе из-за сворачивания энергетического сотрудничества РФ и Евросоюза, которое обеспечивает большую часть экспортных поступлений страны и призывают на любых условиях замириться с американцами.
В том числе и путем полного ухода из Донбасса и согласия на некий компромисс по Крыму.
Мнение последней группы часто транслируется и в украинских СМИ.
Однако, из Кремля идут сигналы скорее обратные.
На днях представитель близкого к Владиславу Суркову Центра политической конъюнктуры РФ политолог Олег Игнатов опубликовал статью "Как Конгресс девальвировал минские соглашения". Основная ее мысль - Путин сдержанно вел себя по отношению к Украине, исключительно надеясь на примирение с Западом. Например, в формате минских соглашений. Если же не будет надежд на такое примирение, то не будет смысла сдерживать себя по отношению к Украине.
"Если с точки зрения Запада раньше Россия не хотела идти на уступки (и именно в этом он видел причину тупика в Минских соглашениях), то какой смысл идти на них теперь? Если закон вступит в силу, Соединенные Штаты лишат Россию каких-либо стимулов для поиска компромисса по Донбассу", - пишет Игнатов.
По его мнению, эта ситуация несет риски возобновления войны на Донбассе и окончательный крах Минского процесса.
"Законодательное оформление санкций радикально меняет условия для дипломатического прекращения конфликта в Донбассе. Все предыдущие публичные заявления и непубличные обещания западных политиков, увязывающие отмену санкций с выполнением Минских соглашений Россией (под этим эвфемизмом понимается восстановление Киевом полного контроля над своей границей) похоже больше можно не принимать в расчет. Ни президент США, ни тем более главы Франции и Германии не могут вообще больше гарантировать России, что американские санкции будут ослаблены или отменены в обмен на что-то. Этот вопрос теперь находится всецело в ведении Конгресса. По сути, возникает патовая ситуация, которая грозит скорым детонированием минского процесса и "нормандского формата" уже не по вине Киева или "республик", а из-за действий международных игроков, прежде всего, Соединенных Штатов. Последствия вступления в силу закона могут иметь самые негативные последствия. Главный и очевидный риск — возобновление войны в Донбассе", - отмечает Олег Игнатов.
Что это означает для Украины?
"Еще несколько месяцев назад я говорил о том, что вменяемая Украина должна быть заинтересована в снижении напряжения между Россией и США, - напоминает в разговоре со "Страной" политолог Михаил Погребинский. - Что означает возможность компромисса между Кремлем и Белым домом? Только наличие сдерживающего фактора. Россия будет вести себя более сдержанно, исключительно надеясь на компромисс".
По его словам, если Россия поймет, что компромисса не будет, то вполне возможно возобновление активной фазы боевых действий на Донбассе.
"Путин до последнего момента рассчитывал, что будет компромисс. Но если Запад дает понять, что мол, чтобы вы не делали, на какие уступки бы не шли, мы все равно будем вас мочить, то, собственно, зачем сдерживаться. Это какая-то самоубийственная радость со стороны наших "патриотов", что против России приняли жесткие санкции. Вы не радуйтесь этим санкциям! Потому что может дойти до того, что России станет плевать на позицию Запада. Сегодня Путин говорит, что не надо рвать все связи с Украиной. Но нельзя забывать, что он сторонник неожиданных решений. Поэтому санкции - это не только большой удар по России, но и огромная проблема для Украины".
Противоречия США и РФ будут иметь негативное влияние на Минский процесс, сказал "Стране" политолог-международник Антон Кучухидзе.
"Чем больше противоречий у больших игроков, тем меньше шансов на стабилизацию конфликтов. Но на данный момент, невозможно однозначно сказать, насколько эти противоречия будут негативными для мирного урегулирования в Украине. С одной стороны, США и РФ публично выступают за Минские соглашения, но, с другой стороны, сегодня мы все в ожидании того, какие рекомендации представит господин Волкер правительству США по тому, как ускорить Минский процесс и какие сам Трамп сделает выводы".
В тоже время, политолог Вадим Карасев не думает, что Россия пойдет на эскалацию конфликта, так как в долгосрочной перспективе ей это невыгодно.
"Представим, что Россия пошла на эскалацию конфликта – и что дальше? Украина получает летальное оружие. А что потом? – задается вопросом эксперт. – Поэтому здесь не все так однозначно. Ни Европа, ни США от Минска не отказываются. На данном этапе Минск остается безальтернативной платформой для решения конфликта на Донбассе. По отдельным положениям санкций, конечно, будут противоречия – особенно, что касается энергорынка. Но на Донбассе это, рискну предположить, даже в среднесрочной перспективе существенно не отразится. Поэтому по Донбассу с большей или меньшей вовлеченностью США остается Минский формат. И ключевая стратегия России – затягивание времени, игра на истощение сторон, чтобы получить стратегические преимущества и усилить свою переговорную позицию".