Сегодня, 4 августа, в Киевскую область вошла легендарная уже "баржа Гройсмана" - судно, груженое арбузами. "Полосатый рейс" стал популярным интернет-мэмом уходящей недели. Последний раз арбузы завозили по воде 14 лет назад, и сегодня рейсы возобновили.
"Страна" решила собрать воспоминания киевлян - как в столице встречали полосатые ягоды в конце 90-х, и кто их тогда разгружал.
Александр, крановщик:
— Уже лет 20 на баржах арбузы в Киев не приходят. В 90-е арбузы привозили в овощных контейнерах, в таких популярных в советское время железных овощных клетках. Очень много этих арбузов "плыло". Не только к нам, между прочим, на Киевский Речной вокзал. И на Оболони был причал, там был установлен плавучий кран. Я с баржи поднимал эти клетки на кране и переносил на берег. У меня были люди, специально обученные, которые помогали мне. После выгрузки приезжали всякие торгаши — оболонские, подольские, голосеевские. Сколько их там по Киеву было... Они уже со своими грузчиками разгребали всю эту баржу. Каждый стремился забрать себе что-то получше. А потом грузовики стали вместительнее, появилось много хорошего автотранспорта, который оказался куда более вместительным, чем баржи. Так арбузы перестали возить по реке. А баржи те попродавали и пораспиливали на металлолом. Не удивительно, что сейчас их не в Киев, а на Киевщину везут. Тут они никому не нужны. Но, если что, знайте, мы выгрузим что угодно.
Алексей Мочанов, украинский гонщик:
— Я разгружал ещё школьником арбузы, правда не из баржи. На углу Просвящения и Вузовской, у магазина из двухэтажных клеток, с которых продавали арбузы. В сентябре (за это платили) до 5 копеек за кг. Работали мы тогда не за деньги, а за арбуз. Один. Иногда давали два в руки. За разобранную полную клетку. А нам больше было и не надо. До сих пор арбуз – моя любимая ягода. Самая. И да, я херсонские отличаю по вкусу и внешнему виду от других... И тем более - астраханских. Холодные греческие самые крутые, а херсонские родные! К астраханским — равнодушен.
Михаил, диспейчер
— Раньше арбузы СТшками возили, это такое самоходное судно. Полностью забитые везли эти арбузы в Киев. Потом их разгружали по машинам, когда руками грузчиков, а когда краном. Затем везли уже на выгрузку. В лучшие времена арбузы продавали прямо с баржи продавали. А если причал был занят, то прямо с теплохода - сгружали. Сгружали арбузы также с причала Оболони. Либо плав-кранами, либо нанимали работников: студенты, школьники, обычные киявляне. Бывало люди выстроятся живой цепочкой и передают арбузы по рукам - от баржи до берега. Люди шли деньги на разгрузке зарабатывать, а если во время разгрузки еще и немного арбузов было разбито, то все получали 2-3 арбуза бонусом. Даже бывало такое, что пока судно шло по Днепру, к нему осторожно подплывали люди на лодках и "тырили" арбузы. Пока охранник до них добегал, они уже отчаливали от баржи. Иногда охрана швыряла в них арбузами, и попадала. Больно арбузом получить. Рассказывали. А потом река начала умирать. Со всеми ее возможностями. С 1995-го года флот начал загибаться - топливо дорожать, люди разбегаться. Началась полная разруха. Исчезли баржи, а с ними и арбузы.
Петр, сварщик:
— Я работал в Речфлоте еще в 70-80-х годах. Арбузы приходили в порт, на баржах, огромных баржах, несколько тон. Они приплывали разными маршрутами. В некоторые дни все было загружено огромным количеством арбузов, тогда их вручную наемники за деньги разгружали, а иногда и в овощных контейнерах. Тогда краны выгружали эти контейнеры на берег, где эти арбузы уже разбирали разнорабочие. Откуда их только не нанимали. А потом арбузы грузили по машинам и развозили по точкам продаж. В том месте, где сейчас Московский мост, раньше тоже находился порт. Часть барж разгружали и там. Люди, уже торговцы, которые приходили смотреть на эти арбузы, всегда выбирали себе самые лучшие. В это время на пристани все было огорожено, стояла охрана. А потом арбузы почему-то перестали возить по реке, говорят, стало невыгодно. Суда, что находились в хорошем состоянии, — продали. Некоторые распилили.
Дмитрий, киевлянин:
— Первые свои деньги я заработал лет в 11 — на разгрузке барж с арбузами. В эпоху моего детства барж по разгрузке арбузов было две – на Оболони, неподалеку от моего дома. Вторая – через Московский мост, практически прямо под ним – на Трухановом острове. В Речпорту не разгружали. Заработок на арбузах был настоящим бизнесом со своей, теневой стороной. Одна из них: когда мальчишки типа меня зарабатывали за день разгрузки два арбуза. Нам давали возможность выбрать, и мы могли уносить с собой самые большие. Мы несли арбузы на продажу, и нас уже поджидали старшие товарищи, которые отбирали дневной очень тяжелый заработок. Как-то подростки подкараулили и встретили меня на Московском мосту. Я оглянулся по сторонам и понял, что не смоюсь. Из вредности разбил у них на глазах два огромных арбуза. Отхватил тогда по-полной. Сейчас опять, говорят, арбузы по реке возить будут. И это здорово.