Донбасс ждут перемены?
Выходные обошлись без сенсационных событий, но сенсационное заявление все-таки было. Его сделал в интервью «Зеркалу недели» новоиспеченный министр новоиспеченного Министерства оккупированных территорий Вадим Черныш. Причем, вопреки названию, он – первый представитель власти, кто за последние полтора года предложил относиться к жителям самопровозглашенных республик не как к жителям оккупированных территорий.
«Все граждане Украины имеют одинаковые права. Этот месседж ключевой. Из него вытекает все. В том числе пенсии и все виды социальной помощи. Моя позиция в этом отношении однозначна. Платить», – заявил он. И аналогичную позицию высказал в отношении прекращения торговой блокады, благодаря которой расцвела контрабанда.
Фактически министр высказал те месседжи, которые в течение последних полутора лет высказывал только Оппозиционный блок: если мы хотим вернуть и реинтегрировать неконтролируемые территории, мы не должны отгораживаться от них.
Является ли это позицией лично министра или это позиция новой команды, пришедшей в Кабмин? Возможны оба варианта. Но все-таки логично предположить, что вряд ли человек, едва ставший министром, способен на такую самостоятельность. К тому же, аналогичную позицию высказал и новый министр соцполитики Андрей Рева. Если учесть тот факт, что Черныш и Рева – непосредственные креатуры Гройсмана, то мы вправе рассчитывать на серьезное изменение политики страны.
К тому же, стоит учесть, что возобновление социальных выплат и экономическая реинтеграция Донбасса – два немаловажных пункта Минских соглашений. Их выполнение может двинуть вперед весь мирный процесс и, соответственно, вывести внутреннюю и внешнюю политику Украины из тупика последнего года. Осталось подождать пару недель, чтобы все-таки понять, действительно ли позиция Черныша и Ревы – это позиция нового правительства.
Безвизовый режим будет зависеть от послушания Киева?
Тем временем Европа послала новому правительству не слишком обнадеживающий сигнал: 21 апреля вопрос безвизового режима для Украины среди прочих рассмотрит Совет министров иностранных дел ЕС, и может принять положительное решение, но с ограничениями. В соглашения о безвизовом режиме с Турцией, Украиной, Грузией и Косово европейцы намерены включить пункт, который позволит им быстро остановить его в одностороннем порядке.
В случае с Турцией этот пункт будет включать в себя обязательство Анкары выполнять последние договоренности по беженцам с Ближнего Востока. Какие условия будут для Украины, пока неизвестно. Но, учитывая тот факт, что, согласно сообщениям немецкой прессы, на таких ограничениях настаивают Германия и Франция, вполне возможно, что в случае с Украиной они будут касаться Минских соглашений. И здесь как нельзя кстати может оказаться возможная смена курса, о которой сказано выше.
Ветераны АТО требуют земли
Проблема реинтеграции Донбасса – не единственное наследие от военного курса «папередников», которую придется решать новому правительству. Перед выходными ветераны АТО перекрыли столичную окружную дорогу, требуя обещанной им земли.
Неизвестно, были ли это настоящие ветераны, но это неважно. Важно то, что акция на окружной вскрыла еще одну социальную проблему, созданную правительством Яценюка. Она напомнила об обязательствах, данных властью, и если даже на Окружной были ненастоящие ветераны, то завтра выйдут настоящие – и это будет акция, с которой сложно сладить и физически, и психологически. Ветеранов АТО ведь «провокаторами Кремля» назвать сложно.
Фанаты выходят из-под контроля
Еще одна проблема, которую придется решать новому правительству, вскрылась на выходных в Днепропетровске. Там прибывшие из Харькова на матч с «Днепром» фанаты «Металлиста» сначала в открытую грабили супермаркет, а потом устроили побоище не с фанатами «Днепра», а с обыкновенными футбольными болельщиками.
Драки на стадионах всегда были явлением нередким, но, во-первых, происходили они только между фанатами, во-вторых, в последние время их практически не было. Фанатские движения в последние два с половиной года стали резервом набравших силу радикальных группировок, и свою агрессию большей частью вымещали на акциях против политических оппонентов. Причем нередко по заказу власти.
Теперь они стали выходить из-под контроля, превращаясь в обыкновенные преступные группировки. В связи с чем становятся проблемой для власти. Однако власть вряд ли возьмется решать эту проблему до того момента, пока главой МВД является Аваков, сделавший Нацгвардию прибежищем для радикалов.
Убийство Бузины: год спустя
На этих выходных исполнился год с момента убийства писателя и журналиста Олеся Бузины. Это было самое громкое политическое преступление за все время после Майдана, и власть обещала в кратчайшие сроки найти и наказать виновных.
По истечении года можно констатировать, что следствие сейчас находится дальше от раскрытия преступления, чем это было в апреле-мае. Подозреваемые, в отношении которых, по заявлениям правоохранителей, были неопровержимые улики, сейчас на свободе. При этом никаких новых сообщений от следствия нет уже очень давно
Единственное, что может сдвинуть процесс с мертвой точки, – это недавняя смена адвоката матери Олеся Бузины. Им стал бывший первый замгенпрокурора Ренат Кузьмин, известный своим умением доводить до конца самые резонансные дела.
Однако ключевым моментом все-таки является позиция власти. Если смена курса действительно будет и при этом затронет Генпрокуратуру, есть основания надеяться, что преступление все-таки будет раскрыто.