В Европе зреет новая "горячая точка", в сепаратистском регионе Испании - Каталонии. Эта самая богатая испанская провинция, со своими языком и культурой, уже многие годы пытается отделиться.
Мол, устали кормить всю Испанию и хотим сами все решать. Что Мадриду, естественно, невыгодно.
События стремительно закрутились за 10 дней до референдума о независимости, который Мадрид не признает законным и требует отменить.
Испанские власти внезапно начали массированную атаку на каталонских сепаратистов - с облавами и задержаниями, что, по мнению экспертов, может вызвать еще большее сопротивление и усилить желание региона отделиться.
На каталонский Майдан - с "Долой оккупантов!"
На улицы Барселоны, столицы Каталонии, уже выходят "на Майдан" десятки тысяч возмущенных сторонников независимости с криками "Долой оккупантов!" и "No Pasaran!" ("Они не пройдут!" - лозунг времен испанской Гражданской войны 30-х годов). Мятежники требуют немедленно объявить о выходе из состава Испании, не дожидаясь референдума 1 октября.
В "сепарский" регион согнали Нацгвардию со всей Испании. Силовики нагрянули с обысками в здания местного правительства, где арестовали больше десятка чиновников, среди которых помощник вице-президента Каталонии Жозеп Мария Жозе, и изъяли часть бюллетеней для голосования. Сайты с пропагандой референдума закрывают, а каталонские счета в госбанках замораживают, чтобы не было за что его проводить.
"Если сорвутся выплаты бюджетникам и пенсионерам, будет еще хуже. Эти люди поедут протестовать в Мадрид, может вспыхнуть революция", - говорит "Стране" каталонский журналист Рауль Морено.
Сотни мэров городов провинции пугают тюрьмой, если они таки проведут голосование о независимости. Причем центральная власть пугает серьезными сроками. По информации мадридской El Pais, сторонников независимости могут обвинить по статьям "восстание" и "заговор", за что им грозит до 30 лет тюрьмы. Но главы городов не сдаются.
Мэр Барселоны Ады Колу (ранее выступала против отделения от Испании) написала в своем твиттере: "Обыски в органах власти и арест чиновников – это настоящий скандал для демократии. Мы защитим каталонские институты".
Эскалация нарастает. Премьер-министр Мариано Рахой пообещал задействовать "все необходимые меры", чтобы не допустить референдума. Каталонские власти обвинили Мадрид в репрессиях и фактическом введении режима чрезвычайного положения.
Вице-президент провинции Уреол Жункерас заявил, что "ничего подобного не происходило в западных демократиях уже десятилетия".
Сторонников независимости поддержал знаменитый футбольный клуб "Барселона".
Испанское правительство каталонцы сравнивают с фашистским режимом диктатора Франко. В 1939 году он ввел войска в республиканскую Барселону, запретил язык и каталонскую символику. Того же Франко вспоминают и в Мадриде.
"Референдумы - это оружие выбора диктаторов, это не то же самое, что демократия. Генерал Франко организовал два референдума, - сказал Альфонсо Дастис, министр иностранных дел Испании, в интервью Bloomberg. - Эти люди на самом деле берут на вооружение нацистские методы, потому что они делают плакаты с лицами мэров, которые сопротивляются их призыву принять участие в этой шараде".
Теракт подстегнул сепаратистов
Это уже вторая попытка Каталонии стать отдельным государством. В ноябре 2014 года на аналогичном референдуме 80% каталонцев (более 2 млн человек из 2 млн 250 тыс.) проголосовали за отделение, но Конституционный суд Испании признал голосование "незаконным".
Как полагает часть экспертов, нынешний референдум тоже прошел бы тихо, если бы не атака Мадрида, которая возмутила даже тех каталонцев, которые были равнодушны или не поддерживали идею отделения.
"Более того, по летнему соцопросу, против выхода из состава Испании было на 5% больше людей (в июле 49,4% каталонцев были против независимости, а 41,1% - "за"), - рассказал журналист Морено. - Экономика государства начала укрепляться после серьезного кризиса, Каталония перечисляла выплаты, но и из центра приходило все больше вливаний (но все равно Барселона ежегодно платит в центр на 5 млрд евро больше, чем получает)".
Об отделении тем не менее стали вспоминать все меньше.
"Хотя некоторые продолжали думать, что независимая Каталония будет еще богаче, чем при испанском правлении. Но вопрос о независимости снова встал после наезда фургона на толпу в Барселоне в августе, тогда многие обвинили испанские власти в плохой работе по предотвращению терактов и борьбе с наплывом беженцев, в которых некоторые видят потенциальных террористов", - объясняет журналист.
По мнению Морено, когда центральное правительство увидело, что сторонники независимости Каталонии снова подняли головы, решило действовать силовыми методами.
"Если бы не эти аресты и облавы, референдум мог бы пройти без юридических последствий, как в прошлый раз. Люди бы проголосовали, в Мадриде бы как обычно не признали результаты и все бы успокоились. Но такая реакция центрального правительства только разозлила каталонцев. Даже те, кто был против отделения, выходят на улицы и готовы сопротивляться", -говорит журналист.
Дальнейшее развитие ситуации непредсказуемо. "Если начнутся массовые протесты и волнения, правительство или таки даст провести референдум, или пойдет на силовой разгон. А это уже грозит революцией и гражданским конфликтом", - прогнозирует Морено.
Баски и галисийцы тоже захотят уйти
Уход Каталонии может серьезно подкосить экономику Испании, которая ежегодно получает от провинции-донора больше 40 млрд. евро в виде налогов (около трети ВВП страны). Но дело не только в деньгах.
"Испании в случае отделения Каталонии грозит раскол и серьезный кризис. Может быть цепная реакция среди сепаратистов в других провинциях. Отделиться могут захотеть и другие регионы - баски, галисийцы. Испанцы встанут на защиту единства страны, что может привести к вооруженным столкновениям", - полагает испанский журналист Альфредо Рамирес.
По словам Рамиреса, для разрешения конфликта рассматривали вариант дать Каталонии больше самоуправления.
"Но решили действовать жестче. И это ошибка. Лучше стоило бы убеждать каталонцев в том, что в Испании оставаться выгоднее. Ведь Каталония и так в Европе, и так богатая. А выйдя из состава Испании, провинцию ждет отток инвестиций, она уже не будет в Евросоюзе. Как пример можно было указать на Британию с ее "брекситом", который непонятно к чему приведет", - говорит Рамирес.