Впервые со времен Адольфа Гитлера в Бундестаг пришли крайне правые, да еще и друзья Путина. С такими пугающе-интригующими заголовками вышли многие СМИ по всему миру. "Страна" разобралась, так ли страшен волк, как его малюют и как приход в парламент "Альтернативы для Германии" скажется на Украине.
Протесты и нападения
Третью позицию на выборах в немецкий парламент заняла крайне правая партия "Альтернатива для Германии". Место на пьедестале обеспечило партии 94 мандата в бундестаге.
Сразу после первых экзит-полов в нескольких немецких городах – Берлин, Кельн, Дюссельдорф, Франкфурт-на-Майне, Мюнхен, Гамбург – прошли спонтанные акции протеста против АдГ (активное участие в них, кстати, принимала партия "Левые", которую также называют "пропутинской").
По свидетельствам очевидцев, на протестах в Берлине выкрикивали "Нацисты, вон из Германии", "Нацизм не пройдет", "Нет власти АдГ!" и "Весь Берлин ненавидит АдГ".
В этот же вечер на семью сопредседателя партии Йорга Мортена напали неподалеку от места, где партийцы праздновали результаты выборов. Самому политику пришлось переодеться, чтобы не получить тумаков от митингующих.
Одновременно с этим в немецком сегменте соцсетей распространился хэштег #87Prozent: это ровно то число избирателей, которые проголосовали за кого угодно, только не за "Альтернативу для Германии". Чем же они так напугали сторонников системных партий?
Сторонники крайне правых на митинге. Фото: Spiegel
Что исповедуют крайне правые в Германии
"АдГ" появилась всего четыре года назад. По всем признакам это партия евроскептиков. В то время ЕС как раз выбирал стратегию спасения греческой экономики. "Альтернатива для Германии" придерживалась того же мнения, что и греки, которые на референдуме высказались против финансового плана ЕС. Впрочем, ни то ни другое на итог не повлияло.
"Альтернатива для Германии" ожидаемо выступают за ужесточение миграционной политики.
Недавно партия заявила, что ислам и конституция Германии несовместимы, и что нужно на законодательном уровне запретить внешние проявления этой религии, такие как паранджа, строительство и использование мечетей и призывы к молитве муэдзина.
"Просчет социал-демократов (их ставка на бедных, а мотивы голосования оказались не экономическими) и вынужденная гуманность партии Меркель к мигрантам дала возможность крайне правым сыграть на ксенофобских настроениях общества. С другой стороны, не надо демонизировать ситуацию: по сравнению с той же Францией 14% "Альтернативы для Германии" – это не та катастрофа, которая происходила с выходом Марин Ле Пен во второй тур президентских выборов", – рассказал "Стране" украинский германист Вахтанг Кебуладзе.
"АдГ" выступала против евро и призывала к возврату немецкой марки или к созданию новой денежной единицы. Если же бундестаг не поддержит это предложение, они будут настаивать на решении этого вопроса на референдуме, обещали в партии до выборов.
Депутат Европарламента Маркус Претцель в Крыму с Сергеем Аксеновым. Фото: iPress.ua
В чем "пророссийскость"
Почему "Альтернативу для Германии" называют пророссийской партией? Во-первых, крымский фактор. Уже бывшая (об этом – ниже) сопредседатель партии Фрауке Петри ездила в Москву встречаться с председателем Госдумы Вячеславом Володиным и группой депутатов, среди которых – Владимир Жириновский.
А в апреле 2016 года муж Петри, депутат Европарламента Маркус Претцель съездил в аннексированный Крым. После этого вояжа Украина направила в немецкий МИД ноту протеста и пригрозила проблемами при пересечении украинской границы. Другой сопредседатель партии, Александр Гауланд, призвал признать Крым частью России.
"В ходе предвыборной кампании Гауланд демонстративно встал на защиту лидера партии либералов Линднера (его партия тоже прошла в парламент – Прим.Ред.). Кристиан Линднер выступил с предложением о признанием "де-факто" Крыма как части России, за что был подвергнут резкой критике со стороны остальных демократических партий. Гауланд заявил, что Крым является и всегда являлся истинно русской территорией, и что по поводу "так называемой оккупации и аннексии" мнения юристов расходятся", – поясняет "Стране" корреспондент "Zeitung und Zeit" Дмитрий Кошацкий.
По его словам, Гауланд позиционирует себя как симпатик России и даже объяснял, что происходит из прусского офицерского рода, где к России было особенно уважительное отношение, а сам он был назван в честь российского императора Александра.
Названный в честь императора Александра Александр Гауланд. Фото: РБК-Украина
Однажды пресса подловила Гауланда на выходе из посольства РФ в Берлине. Это произошло вскоре после того как он ездил в Россию – за средства фонда российского бизнесмена Константина Малофеева.
К тому же, "Альтернатива для Германии" активно задействовала на выборах в бундестаг русскоязычный электорат.
"АдГ - первая немецкая партия, которая в своей предвыборной борьбе сделала ставку на русских немцев, которых в Германии проживают миллионы, и, во многом благодаря этому факту, партия заняла третье место – а это сенсация для правой партии, коей народ пугали и пугают все СМИ уже несколько лет подряд. Поэтому, уверен, работу с русскоязычным контингентом будут продолжать и усиливать в дальнейшем. АдГ не делала различий между русскими, украинцами и прочими народами, говорящими по-русски. Это огромный плюс для них. Я встречал даже предвыборные плакаты на улице на русском языке. Немыслимое дело для Германии. Прежде партии делали упор на турок, которых все же больше, чем русскоязычных. На сирийцев и прочих беженцев ставку делать смысла нет – у них нет гражданства, они не могут голосовать. Теперь будет очень интересно понаблюдать, как Меркель будет договариваться с правыми, которых она терпеть не может, а договариваться ей придется. Да, и с правыми, и с левыми (они тоже прошли барьер в 5%), – рассказал "Стране" живущий в Германии публицист Игорь Шенгальц.
Блокада в СМИ и соцсети
У предвыборной кампании в Германии есть много общего с последними выборами президента США. "АдГ" делали упор на соцсети – как и Дональд Трамп прошлой осенью. Как пишет из Германии известный российский политтехнолог Евгений Минченко, наибольший прирост голосов получили именно "Альтернатива для Германии и свободные демократы, которые сделали акцент на агитацию в интернете.
"В "АдГ" мне так и сказали: "Мы – фейсбук-партия". Иерархия их информресурсов: Facebook, Twitter, Instagram, YouTube (у либералов то же самое). По поводу обвинения в использовании ботов смеются: "Это же просто способ доставки сигнала в условиях информационной блокады в мейнстримных медиа", – пишет Минченко в Facebook.
На диаграмме Deutsche Welle партия "АдГ" – шестая по счету, хотя ее результат равен третьей позиции. Фото: DW
Блокада мейнстримных медиа – не художественное преувеличение. Как и во время предвыборной кампании в США, часть СМИ, в этот раз немецких, выступала с политических позиций.
В соцсетях высмеяли диаграмму Deutsche Welle с результатами выборов, на которых уже определилось третье место "Альтернативы", но на схеме они значились шестыми. Впрочем, это можно объяснить технической ошибкой – чего не скажешь о планомерной демонизации партии в текстах.
Многочисленные публикации СМИ сравнивают ее с "коричневыми" прошлых лет, а иногда и в открытую называя прямыми последователями национал-социалистов –так охарактеризовал партию председатель центрального совета мусульман Германии Айман Мазиек.
Сами правые отрицают обвинения в нацизме и публично открещиваются от своих соратников, которые допускали неоднозначные высказывания о периоде правления Гитлера.
Например, в начале года "Альтернатива" пригрозила исключить из своих рядов Бьорна Хеке, возглавляющего региональное отделение партии в Тюрингии. Причиной стали скандальные заявления Хеке по поводу памятника жертвам Холокоста в центре Берлина.
"Немцы – единственная нация, поставившая в центре своей столицы памятник собственному стыду", - сказал активист. Правда, позже Хеке утверждал, что его слова неверно истолковали и вырвали из контекста.
А одна из лидеров "Альтернатива" Фрауке Петри как-то даже заявила, что партия является "гарантом еврейской жизни" в Германии, поскольку выступает против миграции мусульман. И добавила, что "сохранение памяти о зверствах Холокоста является одним из пунктов партийного устава".
Порошенко и Меркель. Фото: UkrMedia
Изменятся ли украинско-немецкие отношения
Привнесет ли новый парламент изменения в украинско-немецкие отношения, можно будет говорить после создания новой коалиции в бундестаге и последующего избрания министра иностранных дел.
Социал-демократы во главе с Мартином Шульцом заявили об уходе в оппозицию. Эксперты прогнозируют, что в таких условиях христианские демократы Ангелы Меркель попытаются создать коалицию с "Зелеными" и "Свободными демократами".
Эксперты в Украине настороженно отнеслись к прохождению в бундестаг партий с пророссийской риторикой. Но новая коалиция может, наоборот, привести к ухудшению германо-российских отношений, считает российский политтехнолог Минченко.
"Даже с учетом того, что в обновленном бундестаге будет больше пророссийских сил, отношения между Россией и Германией, вероятнее всего, будут ухудшаться. Если будет так называемая "Ямайка" – коалиция с участием ХДС/ХСС, "Зеленых" и свободных демократов (СВДП), то она будет более антироссийская, чем коалиция с социал-демократами. Я думаю, что это будет фактором ухудшения отношений", – заявил Минченко в интервью newdaynews.ru.
Бундестаг. Фото: Grantist
Что касается самой "Альтернативы для Германии", она получила трибуну, а не власть, написал политолог Дробницкий в статье для "Взгляда".
"Альтернативе" действительно есть что праздновать, но на политику своей страны она влиять никак не сможет. Как и партия Герта Вилдерса в Голландии, АфД получила высокую трибуну, но не рычаги влияния на власть", – считает он.
Впрочем, это утверждение может оказаться неверным, если в Германии будет вновь создана "широкая коалиция" в составе ХДС/ХСС и социал-демократов. В таком случае "Альтернатива" станет крупнейшей оппозиционной фракцией в парламенте и сможет претендовать на руководство рядом важных комитетов. И влияние ее на политические процесс значительно бы возросло.
Тем временем, сразу после триумфа на выборах в партию произошел раскол. Сопредседатель политсилы Фрауке Петри на совместной пресс-конференции "АдГ" заявила, что не войдет во фракцию, а будет работать как независимый парламентарий.
"О том, какую роль будет играть партия "АдГ" в немецкой политике, говорить еще рано. Пока эта партия опять демонстрирует общественности борьбу за власть внутри партийной верхушки. Пройдет достаточно много времени, прежде чем сформируется новая правительственная коалиция (при условии, что "черно-желто-зеленая" коалиция вообще сформируется) и определит контуры немецкой внешней политики – в том числе и в отношении Украины", – считает Дмитрий Кошацкий.