Запретят ли президенту ехать в Липецк?
Россия может оказаться запретной территорией для значительного количества украинских граждан. О законопроекте насчет запрета на въезд в Россию стало известно еще позавчера, но текст его появился вчера и – в промежутке между известием о названии и появлением текста – наделал много шума.
Шум был по поводу того, что граждане начали подозревать о введении тотального запрета для всех сразу. А поскольку у миллионов граждан Украины там родственники и еще миллионы там работают, то тема быстро оказалась топовой.
Но наибольшие страхи не подтвердились: запрет не будет всеобщим. Запретят ездить в "страну-агрессора" госслужащим – от президента до депутатов местных советов. Что, конечно, тоже немало.
Законопроект внесен двумя депутатами от президентской фракции и одним внефракционным, так что шансы на принятие имеет – лишь бы дошел до сессионного зала. Однако никакого реального эффекта он иметь не будет – ведь если речь идет о потенциальных шпионах, работающих на ФСБ, то они спокойно могут встречаться с "центром" где-нибудь в Белоруссии или даже в Украине.
Зато пиара на этой теме будет много. Обязательно вспомнят Медведчука, который летал в Москву, и ряд оппозиционных депутатов, которых обвиняли в том же. А самое главное – вслед за этим обязательно должен возникнуть вопрос о запрете приезда россиян в Украину. Потому что биометрический контроль и даже визовый режим – это как-то уже не современно на новом уровне "борьбы с агрессором".
Стрелков – агент Банковой?
Вчера было опубликовано первое интервью экс-мэра Славянска Штепы, которое сразу стало сенсацией наподобие первых заявлений Савченко в Киеве. И это интервью заставило многих по иному посмотреть на события в Славянске весной 2014 года.
Главный тезис Штепы – это то, что отряд Стрелкова-Гиркина послала в ее город украинская власть. С целью втянуть Россию в конфликт на Донбассе. Звучит абсурдно? На первый взгляд, да. Но еще более абсурдным является то, что во время Евромайдана тренировочные лагеря националистов финансировались Банковой – точнее, главой Администрации президента Клюевым. А ведь это тоже было.
Между тем, если вдуматься, то логика в словах Штепы есть. Новая майдановская власть без боя отдала Крым и не очень понимала, что делать дальше. Протесты на Востоке и Юге постепенно угасали, ситуация стабилизировалась – но Крым-то уже был российским, и никакого наказания за это Кремлю не предвиделось. Запад ввел довольно мягкие санкции за аннексию и давал понять, что если Россия не пойдет дальше, то на полуостров он глаза закроет.
В этом случае отряд Стрелкова мог действительно быть той самой провокацией, которая позволила начать АТО и, в итоге, заставила Россию втянуться в конфликт на Донбассе и получить в ответ многолетнюю "холодную войну" со странами Запада.
Конечно, когда все это звучит от Штепы, большого доверия не вызывает. Это не обязательно было, однако такое вполне могло быть. И можно только представить, какие еще тайны 2014 года всплывут со временем и что в итоге будут писать об этом периоде в учебниках истории спустя десятилетия…
Крым в обмен на газ?
Вчера ПАСЕ наконец заменила своего президента. Испанца Аграмунта, хоть и с большим опозданием, наказали за поездку в Сирию вместе с российскими парламентариями. Однако итоги выборов показывают, что, с точки зрения украинской власти, ПАСЕ поменяла шило на мыло. Поскольку вместо Аграмунта теперь ее будет возглавлять представительница кипрского парламента Кириакидес. Кипр, как известно, входит в число стран, активно лоббирующих снятие санкций с России.
Украинская делегация (точнее, ее часть, представляющая парламентское большинство) находилась в группе поддержки другого кандидата на пост президента ПАСЕ – литовца Зингериса, большого друга нынешней киевской власти и открытого противника Кремля. Естественно, после объявления результатов выборов провластные депутаты были разочарованы.
Однако главной темой вчерашнего дня для Украины в ПАСЕ было не избрание ее президента, а выступление там президента Чехии Земана. Чешский президент, говоря о Крыме, признал его аннексией, но заявил, что ее нужно признать как свершившийся факт – то есть легализовать российскую власть на полуострове, а Украине выплатить компенсацию газом или еще чем-то. То есть, как и в 2010-м, "Крым в обмен на газ".
Реакция украинской власти была предсказуемой – МИД уже пообещал чехам ноту протеста. Однако проблема в том, что Земан озвучил то, что на уме у многих. Ведь не случайно даже "нормандская четверка" обсуждает исключительно тему Донбасса, а крымский вопрос обходит стороной. В Европе очень многие ищут способы восстановить полноценные экономические связи с Россией, и Земан предложил такой выход. А то, что однажды прозвучало, при наличии поддержки может прозвучать еще много раз и, в конце концов, стать вполне легальной версией развития событий.
Тем более что тема Украины все чаще вызывает у европейцев не только усталость, но и раздражение.
Соглашение об ассоциации пересмотрят?
Причем упомянутое выше раздражение вовсе не связано с аннексией Крыма или другими действиями Путина. Сегодня ПАСЕ будет рассматривать вопрос о запрете украинским парламентом обучения на языках нацменьшинств. Вопрос поставили румыны, поддержали еще несколько стран, и итоги срочных дебатов можно считать предсказуемыми. Особенно если учесть, что румыны с венграми проводят активную разъяснительную работу, а провластной части украинской делегации и отбиваться нечем.
Коалиция против украинского закона об образовании уже явно отказалась от попыток найти компромисс с официальным Киевом и решила добиваться своего международным давлением. Лучшее тому свидетельство – отказ венгерского министра иностранных дел Сийярто встречаться в Закарпатье с украинским коллегой Климкиным. Это при том, что венгерский министр в Закарпатье таки побывал и провел там встречи с представителями диаспоры и губернатором Москалем.
Отказ Сийярто был вполне мотивирован – мол, Климкин опоздал с этим предложением, нужно было говорить до принятия закона. Собственно, происходит то, что и должно было произойти. Только речь скорее идет не о том, что принятие закона происходило без консультаций, а о том, что Порошенко подписал его, несмотря на предупреждения из регионов и из-за рубежа. Так что венгр прав – теперь говорить действительно не о чем.
И теперь у его страны другие планы. Официальный Будапешт выдвигает инициативу о пересмотре Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной. То есть речь идет уже о базовых принципах отношений Киева с Европой. Понятно, что перспективы такого пересмотра туманны – он может длиться годами, но сам факт выхода на такой уровень говорит о том, что венгры действительно выполнят свои обещания по блокированию любых новых евроинтеграционных инициатив в отношении Украины.
В этой связи можно только порадоваться тому, что безвизовый режим проголосовали раньше, чем закон об образовании. Хотя не исключено, что венгры и в этом направлении найдут какой-то способ навредить украинской власти.
Каталония выбрала мирный развод
Каталония пока еще не независима. От вчерашнего выступления главы автономии Пучдемона ожидали именно объявления о появлении новой суверенной республики со столицей в Барселоне, однако его содержание оказалось совсем иным.
То ли сообщения о готовящемся аресте главного каталонца сыграли свою роль, то ли в целом власти Барселоны решили отступить, но вчера Пучдемон объявил в парламенте Каталонии о необходимости приостановить процесс вступления в силу декларации о независимости и пойти на переговоры с Мадридом через посредничество ООН.
Это выступление наверняка вызвало разочарование у многих сторонников независимости, зато его, несомненно, встретили с облегчением в Мадриде и других европейских столицах. Перспектива вооруженного конфликта в сердце старой Европы никого не вдохновляла, и отступление Пучдемона позволило этой перспективе померкнуть.
Однако само содержание речи каталонского лидера показывает, что он призвал лишь отказаться от силового варианта – но не отказаться от планов независимой Каталонии вообще. "Почему шотландцам можно, а нам нельзя?", – эта фраза Пучдемона показывает, в каком направлении он собирается двигаться.
То есть речь идет о формате цивилизованного развода, освященного Европой. Хотя даже в отношении такого формата в ЕС будет много противников. Потому что если сегодня согласиться на независимость Каталонии, то почему бы завтра не вспомнить о своих правах Бургундии, Ломбардии или Баварии?