В сотрудников спецроты "Беркут" и служащих Внутренних войск Украины в период массовых убийств на Майдане 18-20 февраля 2014 года стреляли из оружия, которое в зоне АТО применяли, предположительно, активисты Правого сектора. По крайней мере, такое заключение сделал Печерский райсуд Киева. Экспертиза показала, что 20 апреля 2014 года по блокпосту ДНР под Славянском стреляли из оружия, которое забрало жизни и ранило "двух и более" служащих спецроты "Беркут", сотрудников столичной милиции и "срочников" Внутренних войск во время массовых расстрелов на Майдане.
Дело об убитых милиционерах
В Едином реестре судебных решений появилось постановление по уголовному делу № 12014100100001455 (ст. 115 и ст. 15 КК Украины – убийство и покушение на убийство). В рамках досудебного расследования этого дела было, в частности, установлено, что 13 служащих МВД погибли или были ранены на Майдане 18-20 февраля 2014 года от пуль, выпущенных из оружия, которое применялось во время нашумевшего нападения на блокпост ДНР под Славянском 20 апреля 2014 года.
Фото: Скрин реестра
"Расследованием установлено, что убийства военнослужащих ЛИЦО_12 и ЛИЦО_14, а также причинение огнестрельных и телесных повреждений ЛИЦУ_16, ЛИЦУ_17 и ЛИЦУ_18 были сделаны из одного экземпляра оружия. Также установлено, что это же оружие применялось 20.04.2014 года около 14:00 во время столкновения на блокпосту на дороге между селами Былбасовка и Черкасское Славянского района Донецкой области, в ходе которого были убиты трое человек из числа так называемого ополчения ДНР, и ранено двоих человек со стороны нападающих", - сказано в постановлении Печерского райсуда.
Неуловимые подозреваемые
Согласно Единому реестру судебных решений, в деле о расстреле блокпоста под Славянском фигурирует двое подозреваемых. Это люди, у которых было найдено оружие, которое применяли и против "Беркута" на Майдана 18-20 февраля, и во время атаки на блокпост ДНР под Былбасовкой 20 апреля 2014 года.
В постановлении суда не сказано, что сейчас происходит с подозреваемыми, были ли они задержаны, и находятся ли в СИЗО. По словам Александра Горошинского, адвоката сотрудников "Беркута", задержанных по подозрению в массовых расстрелах активистов Майдана, он слышал об экспертизе оружия и соответствующем постановлении Печерского райсуда.
"У нас сейчас действует избирательное правосудие, и мне известны слухи, по которым подозреваемых в расстреле сотрудников МВД выпустили на время следствия под домашний арест", - прокомментировал Горошинский.
Отметим, что время от времени в СМИ появились материалы о том, что некоторые добровольцы, ушедшие воевать в АТО, 18-20 февраля стреляли в сотрудников "Беркута" и "срочников" Внутренних войск. Один из таких ребят, пожелавший остаться анонимным, осенью 2014 года проходил службу под Мариуполем Донецкой области. Тогда в интервью журналу "Вести.Репорер" он рассказал, что 20 февраля около шести утра стрелял по силовикам со второго этажа консерватории с самозаряжающего ружья "Сайга". По словам парня, оружие на Майдан принес киевлянин, который увлекался охотой. Вместе с "Сайгой" житель столицы передал также большое количество патронов.
"Я старался стрелять по ногам, не знаю даже, попал ли в кого-то. Не считаю себя героем и не горжусь этим, хоть и знаю, что вместе со мной в тот день по силовикам стреляло еще около десяти активистов Майдана. Закончилось все тем, что меня оттянули представители Самообороны. Они отвезли меня в Киевскую область, откуда я уже самостоятельно добирался домой", - рассказал украинскому журналу доброволец.
В главке МВД, тем временем, отказались комментировать ситуацию с экспертизой, которая подтверждает, что в силовиков на Майдануе 18-20 февраля и в боевиков ДНР 20 апреля 2014 года на блокпосту под Славянском, стреляли из одного и того же оружия. Спикер МВД Артем Шевченко написал корреспонденту "Страны" такое СМС-сообщение: "Что именно Вам ответить? Расследованием Майдана – Горбатюка управление в ГПУ занимается".
Пасхальный расстрел
Напомним, нападение на блокпост ДНР под Славянском на Пасху, 20 апреля 2014 года, стало одним из первых боев того времени. Несмотря на уже объявленную антитеррористическую операцию на Донбассе, расстрелом блокпоста в районе поселка Былбасовка занималась милиция Донецкой области. По данным следствия, тогда погибли трое местных жителей, примкнувших к сепаратистам: Руденко Сергей Тихонович (1957 г.р.), Павелко Павел Павлович (1977 г.р.) и 20-летний Александр Сигалов.
"Неизвестные на двух автомобилях, около двенадцати человек, уехали с места происшествия в направлении Харьковской области и забрали с собой убитых и раненных, их количество неизвестно. Оставшиеся на месте два автомобиля были уничтожены вследствие поджога", - сказано на счет происшествия в официальном заявлении МВД.
Сразу после нападения в сети растиражировали видео с места расстрела. На записи на блокпосту действительно стояло несколько сгоревших автомобилей. Главной новостью тогда также стали найденные на месте происшествия визитка главы Правого сектора Дмитрия Яроша.
Тогда это вызвало массу шуток, но, как потом выяснилось, представители "Правого сектора" в тех событиях действительно принимали участие.
Пятерка из Правого сектора
Сторона ДНР утверждала, что нападавших было 12 человек (эта цифра, подчеркнем, также фигурирует в сообщениях МВД): они приехали на блокпост возле Былбасовки на нескольких автомобилях и открыли огонь. Среди 12 нападавших, по данным сепаратистов, были: Михаил Станиславенко (был за рулем, погиб), 24-летний Виталий Ковальчук (позывной "Волк", фитнес-тренер из Киева, был в плену в Славянске до конца мая 2014 года), 18-летний Юрий Поправка (позывной "Патриот", студент из Киева - его тело со следами пыток нашли в речке вместе с искалеченным телом депутата Горловского горсовета Владимира Рыбака), 27-летний Юрий Дяковский (позывной "Кирпич", активист Майдана родом со Львовской области, его тело также выловили из реки вместе с телами Поправки и Рыбака), а также еще двое с позывными "Апостол" и "Марк" (в плену не были, с места происшествия смогли скрыться).
Последние пятеро, каждый в разной степени, действительно имели отношение к Правому сектору. Однако и и они сами и их родственники, как и раньше, уверяют: Волк, Апостол, Марк и погибшие Патриот и Кирпич не могли расстрелять блокпост под Былбасовкой, потому что двоих из них убили еще 17 апреля.
"Я напросился поехать на Донбасс со знакомыми из Правого сектора, с которыми познакомился на Майдане. Хотел своими глазами увидеть, что там происходит. До этого несколько раз виделся с Патриотом (Юрием Поправкой. - Авт.), остальных - Апостола, Марка и Кирпича (Юрия Дяковского. - Авт.) - видел, но мы особо не общались. Я даже не знал, куда они точно собираются ехать. Уже потом мне сказали, что едем в Харьков, а оттуда — в Славянск. 17 апреля с помощью активистов харьковского Автомайдана мы попали на границу с Донецкой областью, до Славянска было около 30 км, это расстояние мы преодолевали пешком", - рассказывал украинским СМИ освобожденный из плена ДНР Виталий Ковальчук (Волк).
Спустя почти два года, не верит в причастность сына к происшествию и мама погибшего 18-летнего Юрия Поправки. У Ярославы Юрьевны есть свидетельство о смерти сына, написанное врачами в тогда еще занятом боевиками Славянске, где указана дата смерти – 18 апреля 2014 года.
Женщина до сих пор пытается выяснить подробности его поездки на Донбасс. По ее словам, в какой-то момент ребята разделились: Виталий Ковальчук словил попутку, Юрий Поправка и Юрий Дяковский решили добираться на электричке, а Марк и Апостол пошли в Харьковскую область пешком.
"Не хочется сыпать обвинениями, но у меня есть информация, что Ковальчук первым попал в плен, и сразу рассказал, какой маршрут выбрали мой сын и Юрий Дяковский", - комментирует женщина.
Ранее, напомним, выживший после "разведки" под Славянском Виталий Ковальчук представлял свой вариант событий. Парень уверял, что их группа 17 апреля попала в лесу в перестрелку с боевиками ДНР и раскололась (Поправка пропал, а потом попал в плен, Дяковский принял решение самостоятельно возвращаться пешком в Харьковскую область и тоже попал в плен). После чего он, а также Апостол и Марк решили вернуться в место, где их высадили активисты Автомайдана. Однако сделать это, по словам выжившего в Славяске пленника, парни решили тоже по отдельности – Ковальчук словил попутку, а Марк и Апостол пошли пешком. Последние двое чудом спаслись, а попутку, в которой ехал Ковальчук, по его же словам, остановили на блокпосту ДНР.
Наши источники из Автомадана в Харькове также уверяют, что пятерых ребят из Правого сектора их активисты высадили на границе Донецкой и Харьковской областей 17 апреля 2014 года. На следующий день, 18 апреля, Апостол и Марк позвонили им с просьбой забрать их с того же места, где они попрощались с Автомайданом. По словам самих участников Правого сектора, они поехали в Славянск, чтобы посмотреть, что, на самом деле, происходит в АТО. Однако, по данным наших источников из военного руководства, приказ "провести разведку" на неспокойной территории силами активистов Майдана поступил от тогдашнего и.о. президента Александра Турчинова.
Марк и Апостол: следы теряются
По словам мамы погибшего Юрия Поправки, парень с позывным "Апостол" сейчас находится в бегах.
"Знаю, что Апостол служил в АТО в одном из добровольческих подразделений, потом, якобы, был замечен в каких-то денежных махинациях, и по этому делу тоже были какие-то разбирательства", - сообщила Ярослава Юрьевна.
Спустя почти два года после событий в Славянске, нам удалось дозвониться активисту Правого сектора с позывным "Марк". Парень, сначала, подтвердил, что мы попали по правильному номеру, но, когда он услышал имена "Юрий Поправка, Юрий Дяковский и Виталий Ковальчук" - Марк быстро попрощался, предварительно сказав, что таких людей он не знает.
Могут ли Марк и Апостол быть теми подозреваемыми в стрельбе по "Беркуту", о которых говорится в решении Печерского суда? По версии Ковальчука и родственников погибших ребят, это вряд ли возможно, так как группа была фактически рассеяна еще 17 апреля, и в бою на блок-посту не участвовала (тогда, получается, на Пасху там стреляла уже какая-то другая группа). Но насколько этой версии можно доверять - непонятно.
Вероятнее всего, в столкновении 20 апреля участвовал киевлянин Михаил Станиславенко - он был водителем и его права обнаружили на месте событий. Учитывая, что, по данным МВД, люди, напавшие на блокпост, забрали с места происшествия своих убитых, можно предположить, что Михаила Станиславенко предали земле, но сделали это тайно. Это также объясняет, почему мама Станиславенко отказалась от помощи в перевозке тела сына со Славянска в Киев.