Власти долго не могли узаконить применение оружия в зоне АТО, фото: ICTV
Власти долго не могли узаконить применение оружия в зоне АТО, фото: ICTV

На днях Кабмин утвердил порядок применения оружия Вооруженными силами в зоне антитеррористической операции (АТО) в мирное время. Это сделано спустя почти четыре года после начала АТО на Донбассе. Соответствующий документ 14 февраля постановлением №68 утвердил Кабмин:

 

Источник: zakon.rada.gov.ua

Согласно новому порядку, если летальное применение оружия или боевой техники неизбежно, то военнослужащие и командиры теперь будут обязаны принять меры к сохранению человеческих жизней, минимизации возможности ранения гражданских лиц, а также оказанию медицинской помощи и по возможности эвакуации раненых лиц в кратчайшие сроки.

Однако гораздо больший интерес представляет не содержание нового документа, а сам факт его принятия.

Сомнительная основа

Об этом не принято говорить, но применение военными оружия в ходе АТО до принятия нового порядка Кабмина имело хлипкие юридические основания. До этого момента законного порядка применения оружия в ходе АТО, по сути, просто не существовало.

Дело в том, что АТО на Донбассе была начата и ведется в соответствии с законом "О борьбе с терроризмом". А по статье 15 этого закона применять оружие и специальные средства при АТО можно только в соответствии с законодательством:

 

Источник: zakon.rada.gov.ua

Случаи, когда Вооруженные силы Украины имеют право применять оружие, перечислены в статье 1-1 соответствующего закона. Там указаны несколько возможных вариантов применения оружия в мирное время: при нападении на воинскую часть, для противодействия террористическому акту в ходе АТО, и некоторые другие:

Источник: zakon.rada.gov.ua

Однако порядок применения оружия в указанных случаях должен утвердить Кабмин. Это предусмотрено абзацем 8 статьи 9 того же закона о Вооруженных силах:

Источник: zakon.rada.gov.ua

Все то время, пока длилась АТО, начиная с 14 апреля 2014 года, порядка применения оружия вооруженными силами на Донбассе просто не было. Политики то ли забыли, то ли не захотели его утвердить. Тем самым ответственность за применение оружия в зоне АТО фактически была переложена на самих военных.

Пока что даже обстрелы из тяжелой артиллерии населенных пунктов в ходе АТО не вызывали вопросов у правоохранительных органов. Однако никто не может исключать, что такие вопросы не появятся в будущем.

Предупреждения об ответственности

Украинские политики уже не раз говорили об этой проблеме. Как сообщала "Страна", бывший представитель Украины на минских переговорах по Донбассу Роман Бессмертный предрекал, что, по существующим законам, как только поменяются президент и политическая ситуация в стране, "Атошники все сядут по статьям о незаконном завладении оружием, групповом разбое и бандитизме".

Кроме того, как сообщала "Страна", на эту тему выступала и представитель президента в Верховной Раде, народный депутат от БПП и супруга генерального прокурора Ирина Луценко. Она заявила, что закон "о реинтеграции Донбасса" должен защитить украинских военных от Международного уголовного суда в Гааге.

А нардеп от "Батькивщины" Игорь Луценко допустил и иной вариант развития событий: "Если власть в Украине коренным образом изменится, не будет никаких преград для наказания украинских военнослужащих, совершавших военные преступления во время АТО. Для этого хватит обращения Кабмина Украины в Международный уголовный суд с заявлением о признании юрисдикции в деле о военных преступлениях, содеянных на территории Украины, начиная с апреля 2014 г. Кто сейчас может дать гарантию, что такого обращения никогда не будет?" – написал Луценко в своей статье для газеты "Зеркало недели". 

В начале 2016 года, как сообщало УНИАН, похожие опасения высказал заместитель главы Администрации президента Украины, секретарь Конституционной комиссии Алексей Филатов. Отвечая на вопрос судьи Конституционного суда Николая Мельника он заявил: "Признание юрисдикции Международного уголовного суда будет нести как определенные потенциально положительные последствия, так и определенные риски для Украины, в частности, с точки зрения украинских военных, которые вынуждены участвовать в военном конфликте".

"Страна" уже разбиралась, может ли грозить украинским военным, которые участвуют в АТО, международная юридическая ответственность.

И одним из проблемных моментов было отсутствие порядка использования оружия. 

Кто ответит за военные преступления?

Юридические последствия ведения военных действий на Донбассе станут понятны после 30 июня 2019 года. После этой даты Украина должна будет ратифицировать Римский статут – основной документ, которым руководствуется Международный уголовный суд в Гааге.

Этот суд рассматривает, в том числе, военные преступления, геноцид и массовые убийства. 

Возможность признания Украиной юрисдикции Международного уголовного суда зафиксирована в статье 124 Конституции. Правда, законодатели предусмотрели, что эта норма вступит в силу только 30 июня 2019 года.

Обязанность ратифицировать Римский статут (т.е. признать юрисдикцию) Международного уголовного суда содержится в статье 8 Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС:

Источник: zakon.rada.gov.ua

Кроме того, в законе о ратификации Соглашения об ассоциации с ЕС прямо указано, что Верховная Рада обязана ратифицировать Римский статут Международного уголовного суда после внесения изменений в Конституцию Украины:

 

Источник: zakon.rada.gov.ua

Так что Украина не только может, но и обязана ратифицировать Римский статут. После этого он станет действовать в отношении Украины в полном объеме.

В результате украинским военным будет теоретически грозить привлечение к ответственности в Международном уголовном суде в Гааге. Именно об этой опасности неоднократно предупреждали украинские политики.

Закон о "реинтеграции Донбасса" тоже говорит о применении оружия

В новом законе "о реинтеграции Донбасса", о котором уже рассказывала "Страна", тоже осталось требование применять оружие только "в соответствии с законодательством". Согласно статье 12, ВСУ получили право стрелять, согласно Конституции и законодательству, только в случае "крайней необходимости":

Источник: zakon.rada.gov.ua

На практике новая формулировка прав на применение оружия вряд ли что-либо изменит. Понятно, что "крайнюю необходимость" в каждом конкретном случае будет определять человек с автоматом или с "Градом".

Но, в отличие от предыдущих лет, теперь это будет делаться на основании утвержденного Кабмином порядка.

Читайте Страну в Google News - нажмите Подписаться