В ночь на 8 марта в Киеве был обстрелян ресторан "Лео". Стреляли из гранатомета. Посетителей в это время уже не было и никто не пострадал. Поэтому обстрел, скорее всего, являлся предупреждением кому-то о чем-то.
Известно, что в этом ресторане часто бывал известный вор в законе Неделя (Андрей Недзельский). Сейчас он отсутствует в Украине, но "прием" посетителей там осуществлял до последнего времени помощник Недзельского Дима Донецкий.
Как полагают источники "Страны" в криминальном мире, при помощи выстрела из гранатомета могли передать "привет" именно Неделе и его людям.
И это не единственный инцидент, связанный с авторитетными ворами. Не так давно с большой помпой полиция задержала Леру Сумского. Правда, потом почти сразу отпустила. Но в соцсетях фото полицейские запостили.
Впрочем, и без того буквально каждую неделю МВД отчитывается о своих успехах в борьбе с ворами в законе.
"Страна" выяснила, что стоит за этой активностью полиции и что вообще происходит в воровском мире Украины.
Воры нарушили старое правило – ментов не трогать
Отправной точкой нового витка войны полицейских с ворами в законе стал беспрецедентный случай угона автомобиля заместителя главы ГУНП Александра Фацевича 18 августа 2017 года.
"Неписаная традиция воровского мира – не трогать ментов, их близких и их имущество. Кража Lexus Александра Фацевича был ошибкой – его угоняла залетная бригада, которая, по существу, не знала, кому принадлежит машина. Но эта бригада была подконтрольна ворам. Угон машины большой шишки из полиции был очевидным "косяком", а для руководства полиции – плевком в лицо. Начальство восприняло этот угон как послание от воров, мол, они не полиция, а г…но. Мол, старые понятия на полицию не распространяются – авторитета, которым обладали "старые" менты, у новых полицейских уже нет. Тогда состоялось закрытое совещание, на котором Аваков назвал угон машины "позором", и было принято решение "закошмарить всех воров" и показать, кто в Украине хозяин", – рассказал нам высокопоставленный сотрудник киевской полиции В.
К слову, в 2018 году было решено возродить Управление по борьбе с организованной преступностью, но под другим названием – Управление стратегических разработок и анализа (УСРА). Однако, по информации источников "Страны" в МВД, после нашей публикации на эту тему не очень благозвучное сокращенное название нового ведомства было решено изменить.
Воров попросили забыть о "темах" в АТО
Впрочем, помимо угона машины замглавы ГУНП были и другие, более существенные, факторы, которые подвигли руководство полиции на объявление войны лидерам воровских кланов.
Начало войны на Донбассе существенно перетасовало криминальный расклад в Украине и значительно ослабило влияние "коренных" воровских кланов на преступный мир, в котором начали появляться новые крупные игроки – радикальные "патриотические" группировки и частные армии предпринимателей. Появились новые направления криминальной "экономики" – в частности, контрабанда через линию разграничения в АТО, "янтарная тема" на Волыни, лесоповал и вывоз древесины с Закарпатья, а также массовые захваты урожая у селян.
Логично, что лидеры воровских кланов заинтересовались новыми "темами", сулящими миллионные прибыли, и попытались даже ими "поруководить".
Но, как выяснилось, воров именно в этих "темах" вовсе не ждали. Не ждали те, кто изначально использовал "ноу-хау", связанные с войной, для собственного обогащения. Речь идет о руководителях силовых структур, крышующих их политиках и связанных с ними "патриотических" организациях.
Вот что рассказал "Стране" на правах анонимности криминальный авторитет К., вхожий в близкое окружение "воров".
"В начале войны ворам стало ясно, что настоящие деньги крутятся на Донбассе, в АТО – в "темах контрабаса" через фронт, распила предприятий на металл, вывоза угля и оружия, – рассказывает авторитет. – Украинские старшие (имеются в виду украинские воры в законе. – Прим. Ред.) несколько раз встречались с российскими старшими. И в 2014 году было решено войти в эти "темы", поставить смотрящих в АТО. Определились, что старшим смотрящим по этому региону будет Леха Краснодонский (вор Леонид Сальников, уроженец Луганской области, умерший в 2016 году. – Прим. Ред.).
Было решено организовать общий бизнес и поставить под контроль "левых" людей, которые уже работали в этих "темах". Но сразу же начались "непонятки". Старшие столкнулись с тем, что всеми этими темами рулят менты, эсбэушники и очень крупные политики из Киева и Москвы. Еще большей проблемой было то, что смотрящие от воров в Донбассе столкнулись с полностью отмороженными беспредельщиками из различных военизированных группировок с обеих сторон. Эти ребята не шли на стрелки и не общались, а сразу стреляли. То, что происходило там в 2014-2016 годы, можно назвать двумя словами – мутняк и беспредел. Никто ни для кого не был авторитетом, никакие законы или понятия в зоне АТО не действовали, смотрящих от старших посылали нах...
Лехе Краснодонскому был выделен определенный бюджет на вход в "темы", но он не смог выполнить своих задач. Деньги были потрачены на взятки крупным ментам и военным в АТО, но нас просто кинули. Речь идет о нескольких миллионах долларов, которые были переданы донецким ментам. Когда зашла речь о том, где деньги, Леху Краснодонского несколько раз вязали эсбэушники, кинули на СИЗО и там ему разъяснили, чтобы воры забыли о "темах" в АТО. Помощников Краснодонского очень быстро позакрывали, а кого просто завалили – до сих пор не можем найти, куда они делись.
Кстати, вопрос о деньгах, которые были переданы Лехой на развитие бизнеса на атошных "темах", до сих пор висит в воздухе. Деньги были общаковые. В то, что Леха Краснодонский умер якобы от передоза наркоты, никто из старших не верит".
О "донецком вопросе" в войне, объявленной руководством полиции ворам, говорят и источники "Страны" в МВД.
"Высшее руководство полиции активно борется с ворами по двум причинам, – утверждает старший офицер Нацполиции В. – Во-первых, повысить низкий рейтинг полиции и представить себя в качестве активных борцов с лидерами преступного мира. Во-вторых, избавиться от конкурентов по темам криминального заработка.
Интересно, что руководители Нацполиции, которые до 2017 года были на руководящих постах в Донецкой области, не хотят акцентировать внимание на контрабанде в зоне АТО, к которой они были причастны совместно с СБУ и военными.
Также была придумана версия о том, что украинские воры – агенты ФСБ и Кремля. На самом деле понятие патриотизма – что российского, что украинского – для воров пустой звук. Для них главное – бизнес, без границ и государственных интересов. Интерес может быть только один – воровской. Воры пытались ловить рыбку в мутной воде на Донбассе, Волыни и на Закарпатье, но им дали по рукам, а теперь хотят полностью извести как конкурентов.
Обратите внимание, что в Украине каждый месяц задерживают и депортируют одного-двух воров в законе. Но никакого спада преступности не происходит".
Воровской раскол
Помимо ослабления позиций украинских лидеров воровских сообществ из-за конкуренции за контроль над криминальным бизнесом с политиками и правоохранителями, немалый эффект в ослабление влияния воров на криминальный мир дал и раскол между крупными воровскими кланами.
По сути, руководство многими региональными воровскими сообществами Украины сейчас осуществляется дистанционно – лидеры кланов живут в Европе. Смотрящим по Киеву, Центральной и Западной Украине по-прежнему остается вор Неделя – 45-летний Андрей Недзельский.
Неделя уже более года постоянно находится в Европе, был задержан во Франции по подозрению в нарушении иммиграционного законодательства, но был отпущен под залог. По Киеву и Киевской области от его имени руководит его помощник – Дима Донецкий. Также в Киеве и области действуют воры Вася Ушатый – 43-летний Василий Русан и Хмело – 57-летний Георгий Хмелидзе.
Впрочем, Западная Украина, а особенно Закарпатье, остается спорной территорией – здесь позиции воров откровенно теснят местные криминальные группировки. Например, во Львовской области и на Волыни одной из основных фигур является авторитет по прозвищу Вова Морда.
Смотрящим по Одессе и области остается вор Антик – 60-летний Антимоз Кухилава. Однако помимо Антика на воровское руководство регионом по-прежнему претендуют воры Миндия Горадзе по прозвищу Хромой и Омар Бекаев по прозвищу Омар. Помимо них в области активно действуют этнические криминальные группировки – гагаузские, болгарские и дагестанские, которые, по существу, не зависят от традиционных воровских сообществ.
Также в Одессе живет один из авторитетных воров старой формации – Полтава (79-летний Владимир Дрибный). В 2017 году одесская полиция изъяла во время обыска у Полтавы воровскую кассу – "общак" на сумму более чем миллион долларов. По информации источников "Страны" в полиции, деньги не вернули.
Сумская область полностью подотчетна Лёре Сумскому – 63-летнему Сергею Лысенко, ему помогают авторитеты по прозвищам Гимнаст и Жаба. Лёра Сумской также имеет интересы в Чернигове, Хмельницком, Херсоне, Черновцах. В криминальном мире ходят слухи, что Лёра Сумской "устал", собирается на пенсию и ищет себе преемника. Скорее всего, с подачи Лёры Сумского будет "коронован" его ближайший помощник – Гимнаст.
Воровское сообщество Кропивницкого и Кировоградской области возглавляет вор Армен Хохол – Армен Хачатрян.
В Запорожье безраздельно "царствует" вор по прозвищу Принц – Паата Чхартишвили.
Воровской "король" Днепра и Днепропетровской области – вор Умка Днепропетровский, 44-летний Сергей Олейник. Впрочем, Умка также в феврале 2018 года предпочел уехать в Европу, оставив вместо себя на "престоле" помощника. Затем вернулся, был задержан и тут же отпущен.
К слову, у Умки давний конфликт с Неделей. Два года назад смотрящий по Киеву потребовал у смотрящего по Днепру сдавать "долю малую" в центральный общак. Другими словами, попытался подчинить клан Умки. Такая попытка "централизации" не пришлась по душе днепровскому авторитету, и он резко отказал притязаниям Недели.
На тот момент открытую войну между воровскими кланами удалось погасить – на сторону Умки стал Лёра Сумской.
Время гастролеров
Наконец, есть еще одна тревожная для украинских воров тенденция.
В последние несколько лет Украина стала настоящим лакомым куском для приезжих воров в законе.
Бригады гастролеров, большей частью уроженцы Грузии и Азербайджана, даже не пытаются получить "добро" на свои действия у "законных" лидеров местных воровских сообществ и "работают" автономно.
Это также доставляет головной боли полиции – до 2014 года любого "гастролера" можно было вычислить через информаторов в криминальном мире, так как желающие поработать в другой области и государстве спрашивали разрешения у местных смотрящих.
Информация о "квотах" гастролеров на работу в других регионах была достоянием не только воров, но и многих из их окружения.
Но сейчас это в прошлом.
Криминальный мир Украины постепенно погружается в состояние анархии, которую трудно контролировать не только ослабленной многолетними перетрясками полиции, но уже и воровскому ходу.