4 ноября 2016 года полицейские обнаружили под Киевом склад с оружием и боеприпасами. В числе прочего там нашелся даже бронетранспортер, реактивные гранатометы, выстрелы к ним и даже артиллерийские орудия.
Однако позже хозяин склада заявил, мол, все обнаруженное военное добро – деактивированные сувениры и массогабаритные макеты стволов для продажи коллекционерам. Также у владельца магазина обнаружилось множество грамот от добровольческих батальонов "за поддержку и помощь" бойцам АТО.
Такие грамоты владелец склада-магазина под Киевом получил от многих добробатов
Макеты или запчасти для боевого оружия
"Макет можно сделать из чего угодно. Даже из РСЗО "Град" или самоходной артиллерийской установки. Вот только зачем? Кто купит деактивированные ракеты к "Граду", или саму установку? Есть и главный вопрос – кто и где, на каком предприятии, проводит деактивацию крупнокалиберных снарядов, установок реактивного огня, гранатометов и артиллерийских орудий с целью их продажи гражданским лицам?", - недоумевает специалист–оружейник Геннадий Кривенко, много лет проработавший в научно-исследовательском экспертно-криминалистическом центре МВД.
По его мнению, ни одно сертифицированное предприятие Украины не проводит "коммерческую" деактивацию артснарядов, выстрелов к гранатометам, а также артиллерийских орудий, гранатометов или реактивных установок залпового огня.
Однако факт налицо – на складе под Киевом таки найдено десятки выстрелов, снарядов и мин к реактивным гранатометам и минометам. Впрочем, с обнаруженным военным имуществом предстоит разбираться экспертам МВД.
Между тем, "загадочную" историю с обнаружением склада с "макетами" артиллерийских и минометных боеприпасов проясняет мнение высокопоставленного офицера полиции Владимира К.
"Этот склад использовался как хранилище ЗИПов – запчастей к так называемому "неучтенному" боевому оружию и составных частей к боеприпасам нескольких бывших добровольческих батальонов, ныне вошедших в структуру МВД, Нацгвардии и ВСУ. В 2014–2015 годах владелец склада помогал ремонтировать и усовершенствовать оружие добровольцам. На складе огромное количество запасных частей и элементов, собрав которые, можно вооружить отдельное подразделение. Скорее всего, дело будет замято, так как за владельца склада уже "заложились" очень высокопоставленные люди в МВД и правительстве", - утверждает Владимир К.
Нелегальные арсеналы добробатов
На самом деле таких складов в Украине достаточно много.
"Хранилищами оружия в 2014–2015 годах обзавелись почти все радикальные патриотические организации. В целях безопасности большая часть оружия и боеприпасов была разобрана и развезена в разные места хранения. Однако даже массогабаритные макеты можно запросто переделать в боевое оружие – это довольно старый промысел для украинских "кулибиных". Умельцы очень быстро восстанавливают "боевое" оружие буквально на коленке. Это довольно прибыльный бизнес, особенно популярно сейчас восстановление короткоствольного оружия – пистолетов и револьверов", - утверждает наш источник.
Эти его слова стоит пояснить. Дело в том, что ныне "черный рынок" огнестрельного оружия в Украине перенасыщен. Прежде всего, оружием из АТО – помимо утерянного на полях сражений, в обороте находится огромное количество оружия, похищенного с военных складов и оружейных комнат райотделов милиции из приграничных районов в АТО, в 2014 году переходивших из рук в руки.
Также нет особых проблем у граждан Украины с приобретением и хранением легального длинноствольного нарезного оружия – за определенную сумму разрешительные органы выдают документы любым гражданам на "гражданские" винтовки и карабины, большая часть которых – аналоги боевых штурмовых винтовок и карабинов АК.
А за "благодарность" от 100 до 200 долларов, право на приобретение полуавтоматического длинноствольного оружия может получить даже судимый или психически не совсем здоровый человек. Отличие "гражданского" карабина или винтовки от боевого автомата лишь в том, что последний может вести огонь очередями. Но переделать "гражданский АКмоид" в боевой – не проблема.
"В 2014–2015 годах в большинстве добровольческих батальонов на руках у бойцов было большое количество "гражданских" стволов на базе АК – стволы добровольцы покупали в обычных оружейных магазинах как охотничьи. За недостатком боевого. Поэтому по батальонам тогда ездили группы волонтеров, в числе которых были умельцы – оружейники, которые в полевых условиях за пару часов переделывали "Вулканы" и "Форты" в полноценные АКМы и АКСУ. Для этого требовались лишь умение и определенные запасные части, которые вполне свободно продавались через интернет. Также умельцы тюнинговали оружие, приделывали планки для установки прицелов, глушители и огнегасители. То, что получалось у умельцев после небольшого ремонта и тюнинга, часто превосходило армейские образцы автоматического оружия. Потом, после ротации, оружие уже не переделывали обратно в "гражданское". Вопрос с перевозкой и досмотрами не возникал – на дорогах в 2014 году нас никто не проверял. Позже, в 2015 году ситуация обострилась – на дорогах начали шмонать. Но к тому времени оружие стали оставлять на передовой", - рассказал нам боец "Правого Сектора" Вячеслав Ш.
Оружия хватит на пару дивизий
Интересно, что, по мнению источника "Страны" в СБУ, сейчас в тайных складах по всей Украине хранится несколько десятков тысяч единиц автоматического стрелкового оружия.
"Часть схронов – это склады бывших добровольческих батальонов, которые обустраивались их руководством. О них знают доверенные люди. Между командирами добробатов в 2014-2015 годах существовала свободная торговля оружием – за стволы платили деньгами, топливом, бронетехникой и отжатыми в АТО автомобилями. Более того, некоторые командиры торговали оружием с сепаратистами. Например, командир отряда сепаратистов "Оплот" осенью 2014 года в Донецкой области приобрел у командира одного из добровольческих батальонов В. партию оружия в 250 автоматов Калашникова, несколько десятков ПКМ – пулеметов Калашникова, три десятка гранатометов и большое количество боеприпасов. Деньги были переведены на карточку командира, сам он несколько раз выезжал на встречи с сепаратистами на нейтральную территорию. Его перемещения и встречи с сепаратистами зафиксированы, но все это так и осталось на уровне оперативной информации – открывать уголовное производство "наверху" было признано "нецелесообразным". Продавали оружие "на сторону" и командиры ВСУ. Но за линию фронта это оружие не уходило", - признался офицер СБУ.
Кстати, большинство оружия, стрелявшего во многих нашумевших в Украине случаях, до сих пор не найдено. Например, не найдены стволы из которых боевики "Правого Сектора" стреляли 11 июля 2015 года в Мукачево. После перестрелки с применением со стороны отряда "Правого сектора" "Сонечко" автоматов, пулемета и гранатомета, девять бойцов с оружием ушло в горы. Ни один из них не был найден, стрелявшее в разборке оружие также "растворилось" и не фигурирует в качестве вещественных доказательств в суде.
К слову, многие из бывших боевых стволов, стрелявших на востоке Украины, ныне поступают в продажу. Уже в виде массо-габаритных макетов оружия. За последние два года в Украине открылось около десятка новых интернет-магазинов, торгующих военной амуницией, запчастями для тюнинга и апгрейда оружия, а также самими стволами, прошедшими деактивацию.
Бизнес на смерти
Любопытно, что оружие, деактивированное в Украине, запрещено к продаже в России. Дело в том, что "украинские" макеты можно восстановить довольно быстро и без особых проблем – достаточно лишь наличие умельца, обладающего навыками токаря и слесаря.
Именно поэтому украинский "деактив" популярен в качестве контрабанды в Россию – там над восстановлением "макетов" в настоящее оружие трудятся целые подпольные артели, обслуживающие уголовный мир.
Однако и в Украине восстановление деактивированного оружия достаточно популярный подпольный промысел. В открытом для свободного доступа Реестре судебных решений мы нашли сотни приговоров, которые свидетельствуют о торговле восстановленным оружием.
В большинстве случаев, подпольные умельцы восстанавливают из макетов пистолеты и револьверы, которые не купишь в оружейных магазинах. В украинском уголовном кодексе за переделку оружия по ст. 263-1 "светит" от трех до двенадцати лет. Но это вовсе не останавливает "кулибиных" - спрос криминального мира на короткоствол превышает предложение.
Кстати, по мнению сотрудника уголовного розыска с двадцатилетним стажем Андрея П., в 2014–2015 годах спрос на переделанные из макетов пистолеты и револьверы значительно упал – из АТО массово везли на продажу настоящие стволы. Зато в 2016 году, когда боевые действия в АТО поутихли, а большая часть добробатов была выведена с линии фронта и расформирована, поток короткостволов с фронта резко сократился. Черный рынок оружия вновь отреагировал на изменение обстановки появлением большого количества переделок пистолетов и револьверов.
На черном рынке восстановленные из макетов пистолеты и револьверы стоят недорого – от 4 до 8 тысяч гривен. Например, группа "умельцев" из Днепропетровска еще в 2013 году, согласно делу 199/10901/13 наладила переделку револьверов "Наган" и ТТ из макетов. Все образцы своей продукции они благополучно сбывали через интернет по цене в 400–500 долларов. Если учесть, что цена настоящего боевого пистолета на черном рынке зашкаливает за тысячу долларов "с доставкой" из АТО, становится понятно, почему спрос на такие переделки растет.
Ясно и то, что пока законы Украины воспрещают хранение и ношение гражданского короткоствола обычным гражданам, криминальный мир уже вооружен до зубов. И количество способов приобретения стволов бандитами и членами радикальных группировок различного толка, а также ассортимент оружия – от переделанного из макетов до привезенного нелегально из АТО, увеличивается с каждым годом в геометрической прогрессии. То, что любое оружие когда-нибудь стреляет – аксиома. Вопрос лишь в том, в кого и когда выстрелят нелегальные стволы.