Спустя три года после катастрофы ВСУ и украинских добробатов в Иловайске, генеральная прокуратура опубликовала отчет о расследовании причин трагедии.
"Страна" прочитала документ и выяснила, что думают о прокурорском расследовании участники тех трагических событий.
Котел в Иловайске и парад в Киеве
В своем отчете Генпрокуратура первым делом ссылается на приказ руководства АТО от 11 августа 2014 года, согласно которому "командованием сектора "Б" был разработан план, одним из заданий которого было блокирование силами ВСУ и зачистка от незаконных вооруженных формирований города Иловайск. К боевой операции были привлечены силы "отдельных добровольческих батальонов".
То есть, уже в начале отчета, Генпрокуратура, мягко говоря, кривит душой, замалчивая серьезные факты.
На самом деле Иловайск пытались зачистить еще до приказа от 11 августа. Батальоны "Донбасс" и "Кривбасс" пытались это сделать еще 7 и 10 августа. Добробаты не действовали самостоятельно, без ведома командования сектора. В доказательство этого можно привести телеграмму от генерал-лейтенанта Хомчака, в которой он приказывает начать зачистку Иловайска 7 августа 2014 года. Ее опубликовал на своей странице в ФБ ветеран АТО Николай Колесник.
Фото: facebook.com/NikolayKolesnyk
"Про этот приказ почему-то не вспоминают", - комментирует Роман Зиненко, автор книги "Иловайский дневник", участвовавший в боях за Иловайск в составе батальона "Днепр-1".
Составители отчета ГПУ упоминают о проведении парада в Киеве в самый разгар боев в Иловайске. Пока там гибли окруженные украинские бойцы, в столице на 23-годовщину Дня Независимости провели парад с участием новенькой бронетехники.
"Установлено, что проведение военного парада никак не повлияло на уровень безопасности сил АТО, поскольку к нему были привлечены подразделения, которые полностью комплектовались за счет военнослужащих срочной службы и курсантов военных учебных заведений, которые не имели необходимого уровня готовности к выполнению заданий, а потому не могли участвовать в проведении антитеррористический операции", - говорится в отчете ГПУ.
Боец батальона "Донбасс" с позывным Тихий, который был ранен в Иловайске так комментирует проведение парада: "Отмазка о том, что в параде принимали участие только срочники и лицеисты полная чушь. Там были не только курсанты. Если в стране идет война, то в ней должны должны принимать участие все. От самого Муженко до самого крайнего срочника. Президентский полк, все менты. Там в параде принимала участие бронетехника. Почему броня была там, а не в Иловайске? Как нам не хватало хотя бы пары "коробочек" в разгар боев! Не было техники закрыть фланги, не было техники для защиты или разведки боем. На параде – десятки бронетранспортеров, а на войне - ничего. Это прямая вина генералов".
Три официальных вывода о трагедии
В отчете Генпрокуратуры есть резюме расследования из трех пунктов. Приведем их полностью:
Пункт № 1. "Низкий уровень боеготовности и боеспособности ВСУ".
Собственно, этот тезис прокуроры еще собираются развить в отдельное расследование, обещая "дополнительно отобразить в уголовном производстве путем проведения дополнительных судебных экспертиз". Видимо, стоит ожидать судебных процессов в отношении "стрелочников" из среднего командирского состава ВСУ и Минбороны.
О тех, кто довел армию до состояния "ниже плинтуса" и разворовывал годами имущество, явно забудут. Речь идет и о высших руководителях государства. Интересно, что большинство генералов нынешних ВСУ получило генеральские звезды и должности еще при Януковиче и предыдущих президентах. Будут ли судить их за доведение армии до "уровня небоеспособности" - не факт.
Пункт № 2. "Массовые факты дезертирства, самовольного оставления мест несения воинской службы и невыполнение приказов начальников среди личного состава в украинской армии в тот период".
По этому поводу у автора книги "Иловайский дневник" Романа Зиненко особое мнение.
"Генерал Литвин был командующим сектора "Д". Он просто сбежал. Когда он должен был присоединиться со своими подразделениями к генералу Хомчаку, он сбежал. И за ним побежали его части. К ответственности его не привлекли. В результате бегства всего сектора "Д", между Иловайском и государственной границей никого из украинских военных не осталось. Именно поэтому русские легко зашли в наши тылы", - утверждает Роман Зиненко.
Пункт № 3. В этом пункте резюме прокурорского отчета по событиям в Иловайске стыдливо говорится об "отдельных ошибках руководства АТО во время планирования и проведения войсковой операции".
И тут же идет оговорка, мол, эти ошибки "не пребывают в прямой причинно-следственной связи с наступлением тяжких последствий - гибели украинских военных и утрат вооружения и военной техники".
К слову, там же в отчете отмечается, что детальный анализ обстоятельств событий в Иловайске сделан в комплексной экспертизе. Доступ к которой есть у всех нардепов Украины, которые имеют допуск к государственной тайне. То есть, эта экспертиза засекречена и ее выводы в ближайшее время так и не станут известны никому, кроме узкого круга людей.
Главный вывод: генералы не виноваты
Но главный вывод Генпрокуратуры о причинах Иловайского котла, приведшего к тяжелому поражению сил АТО и гибели сотен (а по неофициальным данным - тысяч) бойцов, таков: "отдельные ошибки руководства АТО во время планирования и проведения военных операций не находятся в прямой причинно-следственной связи с наступлением тяжких последствий – гибели украинских военных и потери вооружения и военной техники", - отмечается в отчете ГПУ.
Основным фактором трагедии военная прокуратура считает прямое военное вмешательство вооруженных сил РФ.
Не опровергая того, что благодаря российским войскам, оружию и военспецам окружение в Иловайске стало самым тяжелым поражением украинской армии за всю войну, сами бойцы во многом винят свое начальство.
"Наши генералы виноваты. И очень даже не "совсем немножко". Но мы виним во всем русских, это они зашли и нас окружили. Ну, это бред. У нас же было командование. И оно было просто обязано просчитывать все обстоятельства. Где была авиация? Я вертушки видел только в Попасном за все время. Если бы нужна была оборона, мы бы стояли месяцами. Для этого было нужно соотношение хотя бы 1 к 3, и их атаки бы захлебнулись. Как раз протянули бы время для мобилизации и подвода резервов к Иловайску. Конечно, было бы больше жертв, но повторюсь, это война. Единого командования в Иловайске не было. Например, о том, что оказывается, мы уже отходим из Иловайска, многие наши парни узнали только из новостей по телевизору и интернету", - рассказал бывший боец батальона Донбасс "Тихий".
"Должен был руководить всем командующий сектора "Б" генерал Хомчак. Все офицеры и командиры подразделений должны были выполнять его приказы. При отходе из Иловайска колонну просто рассеяли. Не было единого управления и командования. Действовал принцип, "делай как я". Удивляет и то, что прокуроры не написали, что Генштаб просто "не заметил" заход в Украину российских подразделений", - вспоминает бывший боец батальона "Днепр-1" Роман Зиненко.
Возмущает участников событий в Иловайске и подсчет Генпрокуратурой потерь украинских военных и бойцов добробатов. В отчете называются цифры – с 29 августа убито 366 бойцов, 429 получили ранения, 300 попали в плен.
"Потери считают только за 29 августа. А остальние дни? А пропавшие под Иловайском без вести? Генералы за те ошибки награды получили. А парни в землю легли. А прокуратура превратилась в адвокатуру", - подытоживает Роман Зиненко.
Бывший боец батальона "Донбасс" с позывным "Странник" утверждает, что во время событий в Иловайске у многих бойцов сложилось впечатление о том, что котел был не просто ошибкой генералов, а настоящей "подставой"
"Не было ни артиллерии, ни техники, - говорит "Странник". - Добробаты заходили только с легким стрелковым вооружением. Те, кто планировали операцию, наверно знают о войне только из романов. Мы просили о поддержке артиллерийским огнем, но наши просьбы были проигнорированы. А во время выхода из Иловайска по рации были слышны разговоры русских военных, мол, ВСУшники вышли, остался один "Донбасс". По ним долбим. За просчеты генералов никто из них не был наказан. Более того, никто даже должности не лишился. Создается впечатление, что о планах украинских ВСУ россиянам было известно заранее. И это самая большая проблема. До сих пор".
Стратегический провал плана кампании
Год назад "Страна" при помощи участников боев за Иловайск и офицеров Генштаба провела реконструкцию тех событий.
Главные выводы были таковы.
Во-первых, изначально был ошибочен приказ брать Иловайск силами добробатов, без поддержки тяжелой техники. Этот приказ исходил из в корне неверной оценки сил противника, сосредоточенных на данном направлении, что говорит о провале в разведке.
Во-вторых, когда оказалось, что "с ходу" Иловайск взять не получится, вместо того, чтобы перейти к обороне, закрепившись на уже занятых позициях, командование направило к городу дополнительные армейские подразделения, заводя их, тем самым, в ловушку (тем более, что к тому времени уже появились сведения о заходе на территорию Украины батальонно-тактических групп российской армии, которые заняли стратегические позиции к востоку от Иловайска, угрожая флангам атакующей группировки). Причина такого решения лежала не в военной плоскости (Иловайск не был ключевым городом, взятие которого привело бы к перелому в войне), а в пиар-политической. После первого неудачного штурма, добровольцы, волонтеры и кураторы добробатов из числа политиков подняли большой шум, что, мол, армия не помогает наступлению, батальоны бросили на произвол судьбы и прочее. Именно под давлением этого "общественного мнения", командование и перебросило под Иловайск дополнительные подразделения, которые, в итоге, оказались в западне.
В-третьих, командование "прошляпило" концентрацию подразделений российских регулярных войск на флангах иловайской группировки сил АТО. Хотя об этом много писали в СМИ. Именно это привело к тому, что удар россиян в тыл украинским войскам оказался столь неожиданным и ошеломляющим.
В-четвертых, отдельной оценки заслуживает факт оставления позиций под Иловайском накануне окружения сразу несколькими добробатами в разгар боев.
В-пятых, не до конца ясна история с коридором для выхода из окружения, о котором, как утверждает командование украинских войск, оно договорилось с россиянами и сепаратистами. Именно во время выхода по этому коридору, колонны сил АТО и понесли наибольшие потери. Их накрыло шквальным огнем противника. Командование ВСУ говорит, что россияне и "ДНР" вероломно нарушили договоренности, а сепаратисты в ответ утверждают, что была договоренность выходить из окружения без техники, которая не была выполнена, потому колонну и встретили огнем. Какая на самом деле была договоренность до сих пор непонятно.
Напомним, что "Страна" опубликовала полный текст итогов расследования Иловайской трагедии.