12 июня в Киеве пройдет, пожалуй, самое резонансное событие этого месяца – марш ЛГБТ активистов. Еще за несколько месяцев до проведения мероприятия, вокруг него накалялась обстановка. Радикалы пообещали устроить участникам "кровавую кашу", а на защиту украинского ЛГБТ сообщества стали европейские и американские депутаты. В Киев уже приехал даже специальный посланник Госдепа США по вопросам ЛГБТ Рэнди Бэрри. В преддверии марша, "Страна" отвечает на главные вопросы о нем.
1.Что это вообще за марш? Гей-парад?
Несмотря на то, что в народе привыкли к такому определению, организаторы настаивают на том, что марш и гей-парад – разные вещи. Гей-парад – это, по словам активистов, увеселительное мероприятие, праздник для секс-меньшинств, где они часто нарочито показывают свою нетрадиционную ориентацию. Марш же – это некий аналог митинга, где активисты будут выступать за предоставление равных прав.
2. А кто примет участие в марше и пустят ли на него все желающих?
Состав участников марша разношерстный. Это и представители сексуальных меньшинств, и депутаты европарламента, и люди, которые поддерживают ЛГБТ-активистов. При этом впервые предварительная регистрация стала необязательной. Как стало известно "Стране", раньше, чтобы принять участие в марше, необходимо было подать заявку с рекомендациями двоих-троих членов ЛГБТ-сообщества (то есть, по рекомендации двух-трех геев или лесбиянок). Нынешнее послабление связано с тем, что организаторы хотят расширить круг людей, участвующих в марше (в этом году их ожидается в два раза больше, чем раньше – около тысячи).
3. Когда пройдет марш?
Место проведения обнародовали сегодня – это тоже примечательно, так как раньше, информация до последнего держалась в секрете. Сбор начнется в 9 утра у Красного корпуса КНУ им. Шевченко. Сам марш начнется в 10 утра и уже после этого времени, попасть на мероприятие не получится.
Кстати, в прошлом году марш проходил на Оболонской набережной. В этом, организаторы сразу говорили, что хотят провести мероприятие в центре. Ранее поступала заявка на улицу Васильковскую, но из-за того, что там будет фан-зона к Евро-2016, ее отклонили.
4. Будет ли драка?
Скажем откровенно – вероятность столкновений велика. Радикалы уже готовят активистам "кровавую кашу" и "гей-махач". Например, батальон национал-радикалов ОУН пообещал прийти на марш и разогнать эту "содом и гоморру". Спикер "Правого сектора" Артем Скоропадский также говорил "Стране", что радикалы придут на контр-марш, и не исключил возможность провокаций. В соцсетях запустили флэшмоб "я проти гей параду", к которому присоединились политики от "Свободы".
Разогнать "п..ов" пообещали и радикалы из "Модного приговора", причем их больше возмутило, что митинговать будут не только "наши геи", но и "западные". Неофициально, в радикальных сообществах говорят, что настроены очень жестко разгонять марш. Вплоть до физической расправы с его участниками.
С учетом того, что любые ЛГБТ-акции вызывают пристальное внимание радикалов, а также с учетом опыта прошлого года, можно приблизительно спрогнозировать, что будет в воскресенье. В прошлом году радикалов было в несколько раз больше, чем самих участников. Они бросали петарды в сторону ЛГБТ-активистов, ранили нацгвардейца, выловили и избили некоторых участников марша уже после окончания мероприятия. Ожидаемо, их поведение снова будет таким же. По крайней мере, они попытаются напасть на марш. А дальше уже все будет зависеть от того как сработает полиция.
5. Так а что полиция?
По данным Нацполиции, охранять марш будут 6,5 тысяч полицейских. Это очень много, из чего следует, что правоохранители серьезно готовятся к возможным провокациям. Для сравнения – в прошлом году в охране марша принимали участие около 2 тысяч милиционеров.
В полиции пообещали действовать жестко и полностью обеспечить порядок. Но, конечно, нельзя исключать повторение прошлого года, когда радикалы смогли прорвать кордон защиты.
К тому же, среди самих полицейских идея охранять марш восторга не вызывает. Экс-начальник департамента по борьбе с наркопреступностью Илья Кива заявлял, что сотрудники Нацполиции отказываются защищать геев, за что их, якобы, даже увольняют. Во Львове, когда проходил Фестиваль равенства (который радикалы, в итоге, сорвали), полицейские явно больше симпатизировали радикалам, чем своим подзащитным.
6. Какие есть советы по безопасности?
При регистрации на марш (которая, напомним, необязательна), организаторы честно предупреждают о возможных рисках. Участников и участниц марша равенства в рамках фестиваля Киев-прайд просят запастись аптечками и быть готовыми оказать первую помощь.
Организаторы предупреждают, что на марш запрещено приносить оружие, стекло, острые, колющие и режущие предметы, а также взрывчатку. В целях безопасности, нельзя в момент проведения марша публиковать в соцсетях фотографии с геолокацией.
Окончание марша - наиболее критическая точка (как правило, именно в этот момент чаще всего происходят нападения), говорится в инструкции.
9 июня пройдет брифинг Нацполиции, где также будут обсуждаться вопросы безопасности и эвакуации после марша.
7. Зачем они вообще митингуют? Кто их ущемляет-то?
Эта точка зрения наиболее распространена среди противников марша, да и среди многих обывателей. Они приводят аргументы, что сексуальные меньшинства и так свободно чувствуют себя в стране, никто их не ущемляет. А выпячивать свои предпочтения – нелогично, так как гетеросексуалы этим не занимаются. Более того, есть точка зрения, что своими акциями секс-меньшинства лишь подогревают гомофобию в обществе - у людей много своих проблем и их раздражает, когда далеко не самая страдающая часть общества начинает "качать права".
ЛГБТ-активисты на это отвечают, что они борются за равные права для всех. В частности, среди их требований, как минимум узаконивание гражданских однополых партнерств (альтернатива традиционным бракам). Эта норма была прописана Кабмином Яценюка, но пока в Раде нет соответствующего законопроекта и неясно, когда он появится. Если такой закон будет принят, однополые пары смогут официально оформлять свои отношения (пусть и гражданские), что позволит потом делить имущество или получить наследство. А также получить статус равноценного партнера в отношениях, защищенных законом. То есть, все то, что сейчас им недоступно, впрочем, как и в гетеросексуальных гражданских партнерствах.
В ЛГБТ-сообществе также отвечают на вопрос, "какие парады, если в стране война". По их словам, среди бойцов АТО есть геи, а "права человека всегда вовремя". Потому они планируют проводить мероприятия и дальше.