В Украину вернулись еще двое заключенных в РФ – Геннадий Афанасьев и Юрий Солошенко. Как выяснилось, их обменяли на одесскую журналистку-заключённую Елену Глищинскую и еще одного одесского журналиста Виталия Диденко.
Возвращение Афанасьева и Солошенко прошло не так триумфально, как возвращение по такой же схеме Надежды Савченко, но тоже стало знаковым событием. "Страна" подробно рассказывает все, что известно о двух вернувшихся украинцев.
"Крымский террорист"
Геннадию Афанасьеву 25 лет, он крымчанин из Симферополя. Окончил Таврический Национальный Университете им. В. И. Вернадского по специальности «Правоведение". До весны 2014 года, Афанасьев не занимался общественной деятельностью, работал фотографом.
Во время аннексии Крыма Афанасьев посещал митинги в Симферополе за единую Украину. Помимо этого, он покупал и развозил продукты и предметы первой необходимости воинским частям в Крыму, которые были заблокированы. Перед референдумом в Крыму, Афанасьев участвовал в записи видеороликов в поддержку проукраинских движений.
Афанасьева задержали уже после аннексии Крыма в Симферополе, 9 мая. Его обвинили в участии в организованном Олегом Сенцовым террористическом сообществе.
В конце мая 2014 года на сайте ФСБ появилась информация о том, что Афанасьев вместе с Олегом Сенцовым, Александром Кольченко и Алексеем Чирнием являлся членом диверсионно-террористической группы «Правого сектора» и готовил ряд терактов на территории Крыма.
Афанасьева обвинили в поджоге здания "Русской общины Крыма" в апреле 2014 года, а также в подготовке взрыва памятника Ленину на Вокзальной площади Симферополя и мемориала «Вечного огня». Первое обвинение он признал, но подчеркнул, что они носили хулиганские мотивы. От остальных обвинений, Афанасьев отказался. При этом он признался, что состоял в террористической группировке, где Олег Сенцов был главой
Но, по данным адвоката, Афанасьев дал признательные показания под пытками. Его, по утверждению защиты, избивали боксерскими перчатками, надевали противогаз, зажимая воздух, пытали электрическим током.
12 августа 2014 года у Геннадия Афанасьева медики СИЗО-1 города Ростова-на-Дону зафиксировали наличие гематомы и и направили документы в Следственный Комитет.
24 декабря 2014 на закрытом заседании Московский городской суд признал Геннадия виновным в терроризме и приговорил к семи годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима по обвинению в преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 205.4 («Участие в террористическом сообществе»), двум эпизодам п. «а» ч. 2 ст. 205 («Террористический акт, совершённый организованной группой»), ч. 1 ст. 30, п. «а» ч. 2 ст. 205 («Приготовление к террористическому акту»), ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 222 («Покушение на незаконное приобретение оружия и взрывчатых веществ») УК РФ. Находится под стражей с 9 мая 2014 года.
Шпион с завода
Юрию Солошенко 73 года, он самый старый политзаключенный из Украины в России. Бывший директор полтавского оборонного завода "Знамя". Солошенко руководил им около 20 лет, а в общей сложности проработал на нем 45 лет. В 2010 году ушел на пенсию. Государственное предприятие "Производственное объединение "Знамя" во времена СССР было крупнейшим производителем сверхвысокочастотных электровакуумных изделий ламп бегущей волны для средств ПВО. Из-за отсутствия заказов с 1990-х годов испытывало трудности, в 2012 году предприятие было признано банкротом.
Солошенко был арестован в августе 2014 года на Киевском вокзале в Москве, когда приехал из Полтавы на встречу с деловыми партнерами. Во время ареста было изъято 6000 долларов США, которые, по мнению российских следователей, должны были быть потрачены на приобретение секретных изделий. При задержании его обвиняли, что он собирался вывозить из российского завода секретное оборудование на грузовом автомобиле.
Во время следствия, которое вело ФСБ, к Солошенко в нарушение закона не допускали адвокатов и украинского консула.
"Дважды он обращался к следователю с прошением о допуске нас к нему, дважды мы подавали аналогичное ходатайство. Безрезультатно, - писал адвокат Солошенко Иван Павлов. - Более того, следователь всячески уклоняется от личного общения с нами, контактировать с ним приходится через канцелярию следственного управления ФСБ.
Секретное дело о шпионаже слушалось в закрытом режиме. Как утверждается, обвиняемый полностью признал вину. Однако ранее сообщалось, что Солошенко отвергает обвинение, заявляя, что "по определению не мог быть шпионом".
14 октября 2015-го Московский городской суд приговорил Солошенко к 6 годам заключения за «шпионаж»: «Осудить Солошенко, гражданина Украины, 1942 года, пенсионера, к шести годам лишения свободы в колонии строгого режима». 16 декабря того же года, несмотря на возраст, был этапирован в колонию.
Переговоры об освобождении
Еще в апреле 2016 года, Минюст Украины заявил, что ведет переговоры об освобождении Сенцова, Кольченко, Солошенко и Афанасьева. Тогда же стало известно, что украинский минюст направил к российским коллегам прошение о выдаче заключенных для отбытия наказания в Украине.
В мае министр юстиции Украины Павел Петренко сообщил, что документы по вопросу возвращения осужденных в России по статьям о терроризме и шпионаже украинцев Юрия Солошенко и Геннадия Афанасьева переданы российской стороне.
3 июня Солошенко и Афанасьев написали прошение президенту России о помиловании и подписали ряд других бумаг, необходимых для осуществления передачи осужденных.
2 июня представитель Киева в контактной группе по Донбассу, лидер оппозиционного общественного движения «Украинский выбор» Виктор Медведчук заявил, что Киев рассматривает возможность передачи России двух граждан, имеющих отношение к событиям в Одессе, в обмен на Солошенко и Афанасьева.