В зоне АТО сегодня разгорелся очередной скандал. Штаб АТО заявил, что инициирует приостановку аккредитации некоторых украинских и российских журналистов за раскрытие позиций украинских военных.
По данным штаба АТО, "6 июля были отсняты обстрелы позиций украинских военных со стороны боевиков, а позднее, 8 июля, видеоматериалы были выложены в сеть Интернет, что составило угрозу выявления противником позиций бойцов АТО". Авторами материалов стали журналисты украинского "Громадське ТВ" и российской "Новой газеты".
"Пресс-центр штаба АТО ходатайствует перед СБУ о приостановлении аккредитации журналистов "Громадське ТВ" Анастасии Станко, Константина Реуцкого и специального корреспондента "Новой газеты" Юлии Полухиной до выяснения всех обстоятельств", - сообщил Пресс-центр АТО в Facebook.
Волонтеры и военные возмущены
Позицию военных сразу поддержали некоторые активисты и волонтеры. Как написал на своей странице в Facebook юрист и офицер 122-го Отдельного аэромобильного батальона Маси Найем, именно в его подразделение корреспонденты приезжали собирать материал об АТО.
"Сегодня утром я увидел репортаж одних СМИ, которые приезжали к нам на позицию. С доверием к людям - мы не просматривали камеры после того, как они были тут. так как эти журналисты уже который год снимают войну и не были замечены в непрофессионализме. Перед этим ночью, часам к трем, меня разбудило два сообщения. на которых у ополчения в твиттере появилось фото трупа моего товарища. Но уже утром я увидел и видео, где четко видно все - от укрытия, до позиции, где стоят ребята каждую ночь, рискуя своей жизнью. А также их позывные", - сообщил Маси Найем.
А известный волонтер Тимофей Златкин обозвал Юлию Полухину тварью и даже посоветовал "тщательно мыть ж*пу мылом".
Высказался на тему и советник Авакова нардеп от Народного фронта Антон Геращенко.
"Российская журналистка Юлия Полухина, при помощи своих украинских коллег Насти Станко и Константина Реуцкого, засняла на видео позиции бойцов ВСУ на передовой в Авдеевской промзоне, - написал Геращенко. - Если теперь это видео, раскрывающее особенности маскировки и дислокации украинских бойцов, будет использовано снайперами террористов ДНР или их ДРГ, то журналисты будут вольными или невольными соучастниками ранения или гибели защитников Украины! Этому нужно положить конец! А бывает и того хуже, когда под журналистским удостоверением скрываются лица, получившие задания от российских спецслужб, пользующиеся беспомощностью украинской власти в вопросах защиты информационного пространства. Если журналисты сделали это видео из жажды славы или по глупости – то это один вопрос. Если это сделано в иных целях – то это предмет работы Службы безопасности Украины и военной разведки".
СБУ кстати, уже объявило, что начало расследование дела. "Мы обязательно будем реагировать на эту ситуацию", – заявила спикер Службы Елена Гитлянская.
"Громадське" шокировано
Сразу после заявления о лишении аккредитации "Громадське ТВ" потребовало от Штаба АТО объяснений. Как сказано на официальном сайте "Громадського ТВ", обвинения Штаба АТО в адрес их корреспондентов не соответствуют действительности.
"Громадське" не распространяло фото с боевых позиций украинских военных - ни через собственные платформы, ни через личные страницы журналистов в соцсетях. "Громадське" не размещало репортаж про бои возле Авдеевки на своем сайте без утверждания материала с военными из-за вопросов безопасности позиций украинских военных", - сказано на сайте издания.
Тем временем, журналист "Громадське ТВ" Анастасия Станко, которую, в том числе, хотят лишить аккредитации в зоне АТО, сообщила "Стране", что в редакции еще до конца не разобрались, почему штаб АТО решил инициировать лишение журналистов аккредитации.
"Мы сейчас пытаемся связаться со штабом АТО, чтобы понять, в чем дело. Поэтому пока сложно что-то комментировать", - сказала в комментарии "Стране" Станко.
"Новая газета" обвинила штаб АТО во лжи
С автором репортажа в "Новой газете" Юлией Полухиной, "Стране" связаться не удалось – телефон журналистки не отвечал. Но само издание опубликовало ответ на обвинения штаба АТО.
"В качестве журналиста «Новой газеты» Юлия Полухина интервьюривала командующего ВДВ Украины, который и разрешил ей работу в пригороде Авдеевки. С нашим журналистом, как того требуют правила, установленные штабом АТО, находился пресс-офицер ВСУ. Журналист «Новой газеты» не снимал ни огневые точки, ни позиции украинской армии, а вел съемку внутри временного убежища бойцов ВСУ, делал это открыто и с разрешения офицеров. Все обвинения, высказанные пресс-службой АТО, являются ложью", - говорится в обращении издания.
Редакция также намекнула, что украинские военные и волонтеры, набросившиеся с обвинениями на Полухину, ведут себя, мягко говоря, глупо и неадекватно. Ведь в статье Юлия Полухина фактически задокументировала факт обстрела со стороны "ДНР" позиций украинских войск из запрещенного оружия. И, мол, вместо того, чтоб сказать спасибо и использовать этот факт в своих интересах, украинские власти начали травлю журналиста.
"Юлия Полухина с угрозой для собственной жизни зафиксировала обстрел расположения подразделений ВСУ из 120-миллиметровых минометов, которые, согласно минским соглашениям, должны были быть отведены на оговоренное расстояние от линии разграничения. Полухина проинформировала мировое сообщество о том, что на востоке Украины продолжают гибнуть люди, хотя многие политики делают вид, что ситуация у них под контролем", - пишет "Новая газета".
Высказался о ситуации и репортер издания Павел Каныгин, который изъездил Донбасс по обе стороны – и украинской, и "республик".
"Про видео из авдеевской промзоны - личное мнение, - пишет Каныгин у себя в ФБ. - Журналист нашей "Новой газеты", независимого российского медиа, оказался свидетелем нарушения перемирия в Донбассе. Причем свидетелем обстрела позиций ВСУ, который начали и вели т.н. силы "ДНР". Журналист рассказывает и показывает этот факт всему миру. И становится понятно, кто, что, куда и чем. Вот вам факт, а теперь делайте выводы, уважаемые граждане России, ЕС, Китая, США и прочее. Вместо этого горячие головы начинают шуметь, потому что им кажется, что на кадрах раскрыты военные позиции украинских десантников, раскрыто местоположение и так далее. Журналистов начинают обвинять чуть ли не в шпионаже. И что нарушили этические нормы и т.д. Этот момент действительно очень деликатный и здесь всегда следует быть крайне осторожным. Но. О каком раскрытии позиций может идти речь, когда мы говорим об Авдеевской промзоне. Участке, где расстояние между воюющими сторонами - какая-то сотня метров и друг друга там через блиндаж посылают матом. Какое может быть "раскрытие местоположений" в зоне, где обе стороны постоянно используют дроны, где все уже пристреляно и просчитано? Тем более съемка велась внутри убежища без какой-либо конкретики и с ведома командиров. К сожалению, погибли люди. На видео показаны еще раненные солдаты, которых не удалось спасти. Здесь только сожаление и ничего другого быть не может. Война ужасна, и хочется, чтобы это знали и понимали люди, делающие вид, что никакой войны у нас нет".
Пытаются перекрыть кислород?
Каныгин также обращает внимание, на то, что "наезд" на журналистов может быть частью общего тренда по минимизации утечки несанкционированной информации с линии фронта.
"Пропаганда подменила собой журналистику, притворяясь ею. Она втюхивает нам войну как единственный выход. Она дискредитирует те остатки независимых медиа, которые еще как-то барахтаются. А власти всячески поощряют это вырождение - им так проще жить и нас с вами на@@ывать. Но кто, если сейчас задвинуть независимые медиа, будет рассказывать о реальной войне да и вообще? Доверим это пресс-службе АТО и пресс-центру "ДНР", Лысенко, Захаровой и Пескову, сайтам, которые переписывают их пресс-релизы? Не дождетесь", - написал журналист.
Один из украинских журналистов, бывавших в зоне АТО также считает, что дело не в конкретном репортаже, а в стремлении максимально контролировать работу журналистов. "Командование довольно часто раздражает, когда журналист, имея все аккредитации и даже находясь постоянно под наблюдением ответственных офицеров, потом, возвращаясь в свою редакцию, описывает ситуацию совсем не в том ключе, как хотелось бы властям. Боюсь как бы этот скандал не стал причиной очень серьезного ужесточения правил доступа в зону АТО и резкого ограничения круга журналистов, которые имеют право там появляться. Не исключаю, что для этого волна истерии и поднимается".