Убийство 33-летнего жителя райцентра Кривое Озеро Александра Цукермана - второй вопиющий случай произвола силовиков на Николаевщине в последние несколько лет. В июне 2013 года в пгт. Врадиевка, что всего в 23 км от Кривого Озера, двое полицейских и таксист изнасиловали и избили местную жительницу Ирину Крашкову. Тогда жители Врадиевки устроили многотысячную акцию протеста.
Сейчас представители власти все время подчеркивают, что "второй Врадиевки" не будет. То есть, никто полицейских покрывать не собирается, а расследование будет совершено быстро, объективно и прозрачно.
"Страна" сравнила две жуткие истории с участием полицейских, чтобы понять насколько действительно два дела и реакция на них власти принципиально отличается сейчас и три года назад.
1. С чего началось
В начале обеих историй, надо сказать, мало общего.
Кривое озеро. В ночь на среду, 24 августа, Александр Цукерман поругался со своей супругой Аллой и пошел ночевать в машину. Поскольку мужчина перед тем, как уйти, довольно сильно бушевал, его жена вызвала полицейских. По данным следствия, на место в Кривое Озеро выехало всего шесть силовиков - первые трое, видимо, отреагировали на звонок Аллы Цукерман, а вторые - или пришли на подмогу по вызову соседей, или приехали по просьбе первого наряда.
Дальше, по словам свидетелей трагедии, полицейские избивали Цукермана, а после - выстрелили ему в грудь из табельного травматического оружия. Согласно заключению судмедэкспертизы, мужчина скончался от "острого внутреннего кровотечения, травматического поражения сердца".
Врадиевка. В ночь на 27 июня 2013 года в пгт. Врадиевка Николаевской области была жестоко избита и изнасилована местная жительница, тогда еще 29-летняя Ирина Крашкова. Женщина выжила и сразу же указала на своих обидчиков: по словам Крашковой, на нее напали двое офицеров полиции - капитан Евгений Дрыжак и старший лейтенант Дмитрий Полищук, их соучастником также был местный таксист Сергей Рабиненко. Женщина рассказала, что насиловали ее Дрыжак и Полищук, избивали все трое, но Рабиненко орудовал наиболее зверски - бил ее по голове чем-то железным.
Ирина Крашкова (сверху) и Александр Цукерман после трагических встреч с полицейскими на Николаевщине
2. Реакция народа
Довольно похожая в обоих случаях.
Кривое озеро. Как рассказали "Стране" жители Кривого Озера, за последние год-полтора в их город перевелось много полицейских из соседних населенных пунктов - в частности, пришли силовики из злосчастной Врадиевки. После известия о гибели Цукермана, жители райцентра устроили бессрочный митинг под зданием местной полиции, и даже пытались совершить самосуд: когда шестерых подозреваемых силовиков вели в наручниках, люди кидались на них и пытались ударить. Народный гнев сдержали прибывшие на место прокуроры из Николаева, которые пообещали людям наказать всех виновных в трагедии.
Врадиевка. В 2013-м события развивались гораздо драматичнее. После того как суд оставил на свободе подозреваемых, местное отделение милиции разгромили местные жители и подоспевшие к ним на подмогу активисты оппозиционных партий. Лишь после того как в Киеве сказали, что накажут виновных волнения стали стихать
3. Реакция власти
Она отличалась. Но не по сути, а по скорости.
Кривое озеро. Первоначально полиция на уровне области попыталась представить погибшего Цукермана чуть ли не виновным. Однако после того, как поднялся огромный резонанс, было решено не оправдывать убийц. Шестерых подозреваемых взяли под стражу. На место трагедии выехала глава Нацполиции Хатия Деканоидзе. Она пообещала честное следствие. На следующий день после трагедии был уволен весь местный и областной руководящие составы полиции. Новым исполняющим обязанности начальника Главного управления Национальной полиции в Николаевской области назначили полковника Юрия Мороза. Глава ГПУ Юрий Луценко также уверил, что прокуратура будет заведовать и следить за расследованием, чтобы не допустить сокрытие каких-либо фактов резонансного дела.
Врадиевка. На жестокое изнасилование Ирины Крашковой местные силовики поначалу также отреагировали по принципу "защиты чести мундира". То есть, стали покрывать насильников. Времени, чтобы понять свою ошибку, им потребовалось намного больше, чем нынешней власти. Лишь после штурма райотдела полиции и широкого резонанса в СМИ, 2 июля 2013 года (то есть через 5 дней после инцидента) был арестован капитан Евгений Дрыжак. Тогда же расследование было взято под контроль руководства МВД и ГПУ и лично президентом Януковичем. Позже также был задержан замначальника Врадиевского райотдела полиции майор Михаил Кудринский, который покрывал своих сотрудников в течение недели. Кроме этого, от исполнения обязанностей были отстранены и вскоре уволены с должностей начальник Врадиевского РОВД, прокурор Врадиевского района и начальник УМВД в Николаевской области Валентин Парсенюк.
4. Реакция общественности
Самое серьезное отличие было в реакции общественности.
Кривое озеро. Было много возмущений в соцсетях, один из нардепов внес проект постановления об отставке главы МВД Арсена Авакова, несколько нардепов идею поддержали и, пожалуй, на этом все. Большинство гражданских активистов и СМИ заняли в целом лояльную позицию по отношению к властям, выражая надежду на то, что после реформы МВД расследование обязательно будет проведено честно и объективно, а само случившееся - это человеческий фактор. То, что само преступление может быть следствием этой реформы, а руководитель МВД несет личную политическую ответственность за подобные кошмарные случаи - такие вопросы поднимались, прямо скажем, не часто.
Врадиевка. Тогдашняя оппозиция сразу объявила виновным в произошедшем тогдашнего главу МВД Виталия Захарченко и потребовала его отставки. В Киеве, и во многих других городах устраивались акции протеста под теми же требованиями. Уже после того, как стало понятно, что власть не будет покрывать насильников, активисты организовали поход из Врадиевки на Киев. С 7 по 17 июля они прошли около 400 км. Митинги же в столице продолжались до середины августа. Общий рефрен выступлений большинства гражданских активистов и многих журналистов был таков: в произошедшем во Врадиевке виноваты не только конкретные милиционеры, но и вся система преступной власти.
5. Чем закончилось
Кривое озеро. Под следствием сейчас находятся шестеро представителей Нацполиции. Трое из них (те, кто был во втором наряде) - отпущены домой с подписками о невыезде. Остальные трое находятся сейчас в СИЗО. Похороны Андрея Цукермана состоятся завтра, 27 августа. По просьбе родственников, тело мужчины увезли в Умань на дополнительную экспертизу.
Врадиевка. 29 ноября 2013 года суд огласил приговор врадиевским насильникам. Первомайский районный суд Николаевской области присудил Евгения Дрыжака и Дмитрия Полищуку к 15-ти годам лишения свободы с полной конфискацией имущества, с лишением званий капитана и лейтенанта, с запретом на три года работать в правоохранительных органах. Также Дрыжака и Полищука обязали выплатить по 150 тыс. гривен моральной компенсации Крашковой плюс 10 тыс. грн втроем с таксистом Рабиненко - за лечение потерпевшей. Сергею Рабиненко дали 11 лет лишения свободы, с полной конфискацией имущества. Также его обязали выплатить Крашковой 100 тыс. грн за моральный ущерб. Бывшему замначальника Врадиевского райотдела полиции Михаилу Кудринскому дали 5 лет лишения свободы, его также лишили звания майора и на три года запретили занимать должности в правоохранительных органах. Кроме этого, Кудринский должен был выплатить штраф в 10 тыс. грн.
Как ранее сообщала "Страна", в ночь на среду, 24 августа, в райцентре Кривое Озеро Николаевской области после встречи с сотрудниками Нацполиции погиб 33-летний местный житель Александр Цукерман. Согласно заключению судмедэкспертизы, мужчина скончался от "острого внутреннего кровотечения, травматического поражения сердца".