Появление на украинском ТВ Андрея Портнова - известного юриста и замглавы администрации президента времен Януковича - вызвало бурю эмоций в социальных сетях.
Политики и блогеры, поддерживающие власть, обрушились на телеканал ZІК и его генпродюсера Наталью Влащенко, которая записала часовое интервью с Портновым.
Портнов сейчас живет в Австрии, где, по его словам, занимается юридическим бизнесом (из него он и пришел когда-то в политику).
В ходе программы юрист рассказывал о деталях переговоров команды Януковича с майданной оппозицией, а также раскритиковал нынешнюю власть за избирательное правосудие при раскрытии резонансных дел.
Кстати, интервью совпало с четвертой годовщиной гибели первых активистов Евромайдана - Сергея Нигояна и Михаила Жизневского, чье дело и не раскрыто. Это и стало одним из направлений атак "порохоботов", которые обвинили телеканал в "кощунстве".
"Страна" посмотрела, как сеть реагирует на резонансное интервью Портнова, который не появлялся на украинском ТВ с 2014 года.
Атака "порохоботов"
Блогер Мирослав Олешко призвал к акции под стенами офиса ЗІК, который находится в Октябрьском дворце. Митинг, если он состоится, начнется в полдень среды, 24 января.
Требование Олешко - уволить генпродюсера телеканала Наталью Влащенко.
На момент публикации материала о желании пойти заявили всего восемь человек.
Другие сторонники власти призвали к более пассивным актам протеста - просто не ходить на эфиры телеканала. Политолог Александр Палий пообещал, что следом за NewsONE будет подвергать обструкции еще и ZIK.
"Теперь не буду ходить еще и на ЗИК. Телеканалы не должны отравлять атмосферу", - философствует Палий.
А известный провластных блогер Mason Lemberg заявил, что принципы демократии должны быть забыты, если совершается "надругательство над символами государства".
"Да, принципы демократии и свободы слова позволяют так называемым "журналистам" приглашать на свои эфиры кого угодно. Но мы, граждане, не имеем права позволять им надругательство над символами государства, над Памятью людей, отдавших жизнь за нашу страну", - пишет блогер в Facebook.
Нардеп от "Народного фронта" Антон Геращенко вторит своим коллегам по цеху и считает, что представителям прошлой власти, которая критикует нынешнюю, слово давать нельзя.
"Не исключаю, что вслед за Андреем Портновым в эфире этого канала появятся Янукович, Пшонка, Захарченко", - написал он в Facebook.
"Вы не нашли убийц на Майдане. Какие вопросы к журналистам?"
После волны, поднятой "порохоботами", в журналистских кругах заявили, что на канал идет давление и угрозы.
"Профессиональная работа журналиста Натальи Влащенко вызвала бурную дискуссию. Но угрозы, которые пишут чиновники и политики, которые сейчас имеют реальную власть и полномочия - от зависти. Что в свое время они не смогли зайти в обойму Януковича на высокие посты или удержаться там ... Потому нетерпимость к критике, грубое отношение к журналистам - это именно тот "Янукович" с которого они берут пример, но не решаются публично признаться", - написал в Facebook глава Национального союза журналистов Сергей Томиленко.
Журналист Владимир Полуев удивляется, на каком основании власть запрещает приглашать спикера, преступления которого не доказаны ни одним украинским судом.
"Уже давно понятно что сегодняшние политики выступают только за свободу своего слова. Зачастую не самого адекватного и умного слова.
Оппонентам они предлагают обструкцию и готовы проклинать всех, кто нарушит эту информационную блокаду.
Ну так в принципе все просто. Если вы обвиняете человека в нарушении закона и преступлениях - у вас было 4 года, чтобы это доказать. На фоне всех победных заявлений о реформах полиции, прокуратуры и так далее. Не доказали, не смогли, только разговариваете.
Тогда какие вопросы к журналистам?", - пишет Полуев.
"Если бы мы, журналисты, слушали вас, морализаторов, у кого брать, кому давать, то президентом Украины до сих пор был бы Кучма. А мы спорили, кто бы из его зятьёв стал следующим президентом", - пишет о попытках давления на ZIK журналист Светлана Крюкова.
Журналист Сергей Щербина напоминает прописную истину, что журналист должен одинаково - пусть и со скепсисом - освещать все точки зрения.
"Лютый срач вокруг интервью Andrey Portnov у Natasha Vlaschenko просто бесит. Журналист должен с одинаковым скепсисом относиться ко всем людям, событиям, явлениям. С одинаковым. Ко всем. Делать эксклюзив и, грубо говоря, продавать газеты. Все. На этом наша задача заканчивается, как и ответственность. Делать выводы, складывать свое мнение - задача читателя/зрителя/слушателя. Не нравится - покупайте другие газеты и смотрите другой телевизор", - пишет журналист.
Журналист Алеся Бацман считает, что интервью можно брать у любого человека, нравится ли это кому-то или нет.
"Можно обсуждать насколько профессионально сработал ведущий. Можно обсуждать насколько актуален и полезен спикер для аудитории. Рейтинги, кстати, покажут.
Можно обсуждать достаточно ли острыми были вопросы и были ли раскрыты все неудобные темы для одиозного героя.
Но нельзя обсуждать аксиому - журналист имеет право брать интервью у любого".
Волонтер Сергей Наумович удивлен избирательностью "порохоботов". Он говорит, что на телеканалы ходят спикеры, которые работали на "папередников", а теперь переметнулись на сторону новых властей.
"Ох, безобразие! Это же неслыханно! Экс-сотрудник, партнер, советник администрации Януковича и Партии регионов на украинском ТВ в новой Украине? Да это же омерзительно! Да? Но это касается не только Портнова. Еще фамилии хотите? Смотрите сюда: Тарас Черновол, Марина Ставнийчук, Алексей Гончаренко... продолжать?
Такого никогда не было и вот снова произошло!", - иронизирует Наумович.
Известный юрист и главный налоговик Днепропетровской области Оксана Томчук заявила, что происходящее вокруг интервью с Портновым - попытка цензуры.
"Цензура никогда не приведет к свободе, даже если эта цензура из лучших соображений. Поэтому журналистика, на мой взгляд, должна быть независимой и без политических предпочтений, иначе мы получим мертвое общество, без надежды на восстановление".
О том, что "кощунству" с Портновым удивляются люди, которые сами провалили расследования по убийствам на Майдане, пишет и блогер Макс Бужанский.
"Поганые твари не только ничего не сделали за 4 года для расследования убийств на Майдане, но еще и имеют наглость гнусно спекулировать ими.
Мол как можно в день гибели людей говорить с теми, кто представлял власть в то время. Речь о вчерашней программе Хард Наташи Влащенко с Андреем Портновым.
Циничные мерзавцы, да мы готовы каждый день говорить только с вами, и слушать только вас. На предмет того, так что же вы смогли расследовать за эти четыре года.
Вот только вам нечего сказать. И смерть этих людей, на которой вы и попали во власть, для вас не более чем инструмент спекуляций".
Блогер Игорь Лесев не понимает, почему все так удивляются реакции представителей власти.
"В этой истории удивляет удивление. Люди, закрывающие доступ к аполитическим сайтам (вроде, Кинопоиска), градирующие музыку и кинофильмы, кидающиеся на продавцов за русский язык, ходящие табуном в сельских рубахах XVIII века, переименовывающие города и улицы без спроса местных жителей, почему бы не могли возмутиться и интервью с Портновым? Это нормально, логично и органично вписывается в концепцию победившего Майдана. Только пасторальное болото с расово правильным кваканьем. И никакого течения, ветра и, вообще, движения", - иронизирует Лесев.
Политолог Николай Спиридонов рекомендует "хейтерам" Портнова научиться так излагать мысли, как он.
"Националистическая общественность очень возмущена тем, что Наташа Влащенко взяла интервью у Андрея Портнова. Это такая "нечувана свобода слова", что уже активисты определяют, с кем можно общаться, а с кем нет?
Пусть выражают свою позицию яснее и убедительнее, чем Портнов и будет им счастье".
"Неужели интервью с однозначно умным, но многими нелюбимым политиком хуже, чем смешной утренний фитнес на канале у одиозного олигарха, бизнес-партнера мужа?!", - пишет экс-министр Алексей Кучеренко, намекая на появление Марины Порошенко на ТРК "Украина".
В тоже время часть работников СМИ решили поддержать тезис, что на телеканалах такие люди как Портнов появляться не могут.