Польский Сейм принял в пятницу закон об Институте национальной памяти. В нем запрещается обвинять Польшу в преступлениях против евреев и в пособничестве нацистской Германии.
А еще законом вводится уголовное наказание за отрицание преступлений украинских националистов против поляков, что уже вызвало настоящий переполох в Украине.
Польские СМИ активно освещают принятие этого закона. Однако их внимание в основном сосредоточено на реакции Израиля и США, которые остались недовольны "еврейской" частью закона.
А вот о претензиях Украины, которые высказал даже президент Порошенко, польская пресса пишет очень скупо – на уровне упоминания, что они есть, но не более. Речи о том, что украинские пожелания будут хоть как-то учтены, не идет. Не слишком обсуждаются и последствия возможной ссоры с Украиной.
"Страна" узнала, как в Польше реагируют на скандальный закон.
"Подпишем, а потом будем договариваться"
Как упоминалось, главная проблема для поляков – это реакция Израиля, а не Украины.
По данным Gazeta Wyborcza, польские власти собираются по-быстрому подписать принятый закон, а потом уже вести диалог с Израилем по поводу его недовольства.
"Принятие закона об Институте национальной памяти привело к крупному кризису в польско-израильских, польско-украинских отношениях, а также к резкой реакции США. Государственный департамент пригрозил, что это может повлиять на стратегические польско-американские отношения", – пишет издание.
"Мы не должны отступать, хотя мы и не ожидали такого кризиса", – заявили политики PiS (правящей польской партии "Право и справедливость") во время ночной встречи руководства партии, на которой присутствовал премьер-министр Матеуш Моравецкий. Сенаторы даже говорили, что "они не могут уступить иностранному давлению".
У президента Польши Анджея Дуды есть 21 день на подписание закона. План правящей партии, по данным "Газеты Выборчей", такой: президент быстро подписывает законопроект, а затем Польша и Израиль ведут переговоры, чтобы выработать компромиссную формулу по спорным моментам. PiS боится одного: что Израиль откажется говорить и что он действительно испортит отношения Польши не только с Тель-Авивом, но и, прежде всего, с США.
Отмечается также, что в PiS были очень удивлены резким тоном заявления Госдепартамента США.
"Варшава отрицает существование польских лагерей смерти"
Издание WP Opinie объясняет, в чем суть претензий Израиля и США. Бывший министр финансов Израиля и депутат Кнессета Яир Лапид написал в "Твиттере", что категорически осуждает новый польский закон, который служит отрицанию причастности поляков к Холокосту. "Холокост создали и начали в Германии, но сотни тысяч евреев погибли, даже не столкнувшись с немцами", – написал он. "Польские лагеря смерти существовали, и никакой закон этого не изменит", – подчеркнул депутат.
Однако в Польше считают, что в отношении концлагерей неправильно использовать определение "польские".
"Новый закон создан как раз для борьбы с подобной клеветой и попытками возложить на нас ответственность за преступления немцев, – возражают израильскому политику в статье. – Польша не утверждает, что ее жители не убивали евреев, однако никто не имеет морального права обвинять нас в массовом истреблении целого народа. Это плевок в лицо Праведникам народов мира, которые, рискуя своей жизнью, спасали евреев".
"По сути, Польша делает то же самое, что Израиль, который уже давно ввел уголовное наказание за отрицание Холокоста", – пишет издание. Однако израильские издания "спровоцировали кризис мирового масштаба. Они представили Польшу в образе врага евреев, пытающегося снять с себя ответственность за преступления и стремящегося цензурировать общественные дискуссии", – говорится в статье.
"Евреев беспокоит свое имущество в Польше"
Польский сенатор Ян Жарин уверен: это хорошо, что закон об Институте национальной памяти уже находится на столе президента. Теперь эмоции и давление могут мало повлиять на его вступление в силу, считает он. Об этом пишет издание W Polityce.
Сенатор объяснил, что поправка к закону об Институте национальной памяти не беспокоит еврейскую сторону. По его словам, речь идет о других проблемах.
"Первый вопрос – это, несомненно, закон реприватизации и проблема еврейской собственности, которая была разрушена в 1939 году. Снова встает вопрос о борьбе евреев за возвращение имущества. С другой стороны, есть также спор из-за нарратива о Второй мировой войне. Мы не сотрудничали с соавторами Холокоста. Более того, мы официально проводили акции по спасению евреев", – подчеркнул сенатор.
Жарин рассказал, каким путем польское правительство может последовать в борьбе за историческую правду: "Одним из путей диалога является попытка разрушить катастрофический германо-российско-еврейский исторический альянс, чтобы узнать правду о том, кто несет ответственность за Холокост. Ответственным был Третий рейх, второй ответственный – Советская Россия из-за пакта Риббентропа-Молотова, который открыл путь для немцев, чтобы занять значительную часть старого континента", – считает сенатор.
"Порошенко попросит наложить вето"
Польские СМИ, которые все-таки уделили внимание украинской стороне вопроса, в основном перечисляли реакцию украинских политиков. Цитировали записи в социальных сетях президента Петра Порошенко, министра иностранных дел Павла Климкина, народного депутата Анны Гопко, директора Украинского института национальной памяти Владимира Вятровича. Но некоторые СМИ все же обратили внимание на кризис в отношениях двух стран.
В Киеве предполагают, что поправка к закону об Институте национальной памяти еще больше охладит польско-украинские отношения, пишет Rzecz Pospolita. На фоне продолжающейся польско-израильской дискуссии о внесении поправки в закон углубляющийся кризис в отношениях с Украиной остается в тени. Виной ему положение о "преступлениях украинских националистов и членов формирований, сотрудничающих с Третьим германским рейхом".
В Киеве это положение из закона вызывает нервную реакцию, и Министерство иностранных дел Украины несколько дней назад обвинило Варшаву в "политизации трагических страниц общей истории". Польские дипломаты ответили, что партнерство должно основываться на истине.
Украинцы не скрывают, что этот вопрос скажется на отношениях с Варшавой. Националистические круги уже требуют внеочередного заседания Верховной Рады. Поговаривают, что после принятия Сенатом закона президент Украины Петр Порошенко попросит президента Анджея Дуду наложить вето.
Польский институт национальной памяти не хочет комментировать этот вопрос и ссылается на него в Министерство юстиции, в котором была внесена поправка к закону.
"Существует огромная проблема с польско-украинским историческим диалогом, который мы не можем решить, – говорит доктор Лукас Ясина из Польского института международных отношений. – Независимо от того, кто начал эти проблемы, обе стороны должны их решить, и на данный момент никто не собирается отступать", – утверждает он.
Напряжение между странами может сказаться и на польской экономике. Польские предприниматели ищут новые руки для работы, экономика больше не может существовать без украинцев, а заменить их некем, пишет Rzecz Pospolita. Однако отношения между странами продолжают портиться.
"До сих пор нет даже небольшого совместного исторического института, который бы изучил проблемы истории и, прежде всего, популяризацию правды о прошлом. В том же законе, о котором продолжается битва с Израилем, у нас есть положение об осуждении преступлений украинских националистов, хотя в Польше их никто не отрицает, а если кто-то отрицает за границей, то правило будет по-прежнему оставаться только на бумаге", – говорится в статье.
Что польские чиновники пишут в соцсетях
Как и говорилось выше, польские официальные лица больше сокрушаются о реакции Израиля и США, нежели Украины.
Спикер Сейма Станислав Карчевский еще до принятия закона обращался к послу Израиля в Польше: "Прежде чем мы начнем работать над этим, я приглашаю г-жу Анну Азари поговорить об этом. Мы объясним положения друг другу и надеемся, что мы устраним все сомнения".
Заместитель председателя Сейма Беата Мазурек написала в "Твиттер": "Заявление Госдепартамента США о законе про Институт национальной памяти основано на недоразумении. Он защищает поляков от клеветы и защищает правду. Депутат штата ошибается в содержании этого Закона".
Заместитель министра юстиции Патрик Яки написал: "Если Польша не начнет защищать свое доброе имя, никто не сделает это за нас!"
Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий выложил в YouTube свое обращение, в котором рассказывает о том, как Польша пострадала во Второй мировой войне и почему для нее так важен этот закон.