Задержание стрелка Ивана Бубенчика всколыхнуло и сторонников, и противников Евромайдана.
Одних возмутило, что власть продолжает преследовать "народных героев", которые, мол, если и убивали работников милиции, то имели на это полное право.
Другие удивились тому, что Бубенчик, который два года назад открыто говорил, что убивал "беркутовцев", только вчера стал подозреваемым.
Но большинство комментаторов уверены, что дело Бубенчика, если его не сольют прямо сейчас, станет серьезным ударом по официальной версии относительно расстрелов 20 февраля, по которой жертвами были сторонники Майдана, а злодеями – противостоящие им сотрудники МВД.
Более того, во многом ситуация с Бубенчиком подтверждает версию, что первыми стрелять в тот день стали именно протестующие. Что, само по себе, может иметь далеко идущие последствия для исторической оценки событий февраля 14-го года.
"Страна" собрала комментарии в соцсетях о задержании стрелка.
"Суд над Бубенчиком может изменить результат Майдана"
В национал-патриотических кругах задержание Ивана Бубенчика восприняли как сигнал тревоги: уже вечером 3 апреля у Печерского райсуда Киева собрались активисты почти всех существующих радикальных организаций, ведущих свою родословную с Майдана.
И, хотя суд по мере пресечения отложили аж до 5 апреля, дискуссии среди тех, кто сочувствует стрелку, не утихают.
Активист "Правого сектора" Алексей Бык, нападавший на журналиста Руслана Коцабу, призвал побратимов поменьше рассказывать о своем прошлом на Майдане или в АТО.
"Арест Бубенчика лишний раз доказывает то, что я твержу всем побратимам с 2014 года. Не отсвечивать. Не публиковать фоток с оружием. Рассказывайте только то, что невозможно проверить или от чего можно без ущерба отказаться. Не подставляться. Путайтесь и жалуйтесь на плохую память.
Знайте: поскольку нам не удалось похоронить режим – он попытается похоронить нас.
Не помогайте ему. Выживите, оставшись на свободе. И тогда у вас будет еще одна возможность вставить заточенную отвертку какому-нибудь 3,14дарасу под забрало шлема".
О том, что "режим возвращается", пишет и журналист Айдер Муждабаев:
"Вслед за арестом Ивана Бубенчика ГПУ признает Майдан преступлением и вернет Януковича на пост президента, я правильно понимаю?"
Глава института Нацпамяти Владимир Вятрович также считает, что результат "дела Бубенчика" может вернуть Украину в прошлое. Попутно в своем посте Вятрович прямо утверждает, что майдановец убил несколько милиционеров. Но предлагает списать это на "революционную необходимость".
"20 февраля 2014 утром Иван Бубенчик стрелял по "беркутовцам" и убил нескольких из них. Это было после того, как они убили несколько десятков майдановцев, и перед тем, как они готовились убить еще сотни. Сейчас его арестовали.
Бубенчик был одним из тех, кто изменил историю Майдана. Результат суда над ним может изменить судьбу нашей страны. Если Иван станет единственным, кого посадят за убийства зимой 2013-2014 гг – мы можем вернуться в прошлое к Майдану.
Приговор должен показать, что важнее для нас – право или закон. И наконец – были ли события четырехлетней давности революцией, и тем более – Достоинства.
Если да – Иван должен быть свободным!"
Журналист Юрий Бутусов обосновывает, почему Бубенчика должны освободить. "Иван Бубенчик должен быть освобожден. Иначе в сговоре с целью убийства ГПУ придется обвинить всех, кто 18-20 февраля помогал совершить революцию в Киеве".
"Закон об амнистии участникам революции запрещает любые процессуальные действия против майдановцев. Однако в законе не положена амнистия подозреваемым по статье 115 "Умышленное убийство". Бубенчику и второму подозреваемому Липскому, владельцу карабина "Сайга", ГПУ вменяет убийство, совершенное в сговоре группой лиц.
Обвинение противоречит закону об амнистии, поскольку в группе лиц, которые прямо или косвенно принимали участие в самообороне от "Беркута" и тем самым способствовали действиям Бубенчика – десятки тысяч участников революции.
Стрельба из консерватории – это один из частных случаев сопротивления нападениям правоохранителей на граждан. Липский передал карабин не лично Бубенчику, а другим людям в консерватории. Но им всем обвинения не предъявили, поскольку людей много и среди них народный депутат Владимир Парасюк", – пишет Бутусов.
"Луценко может проходить по делу Бубенчика"
Таких комментариев среди сторонников Майдана – десятки. Возможно, поэтому генпрокурор Юрий Луценко сегодня "дал заднюю". Он заявил, что забирает дело Бубенчика у следователя Сергея Горбатюка (который ведет дело по убийствам в центре Киева) и передает его другой группе прокуроров – мол, подчиненные Горбатюка неправильно определили статью.
В переводе с прокурорского языка на нормальный это означает, что, скорее всего, прокуратура изменит статью Бубенчику на ту, которая подпадает под закон об амнистии для участников Майдана, принятый 21 февраля 2014 года (убийство, напомним, не подпадает).
Впрочем, ряд наблюдателей не верят Луценко.
"Напомню, летом 2016 генпрокурор Юрий Витальевич прискакал в Печерский суд, где избирали меру пресечения "Бате", Валентину Лихолиту, а Семенченко и Ко уже перекрыли Крещатик и жгли шины.
Луценко похлопал Батю по плечу, сказал, что он классный пацан, нагнул своих подчиненных и суд, чтобы Батю отпустили. Ну и для широкой общественности дело Бати похоронили.
А через полгода Батя и его люди поехали двигать блокаду, сражались с Аброськиным и устанавливали палатки в Киеве. Правда, прямо из блокады Батю вызвали в прокуратуру и, видимо, напомнили о деле и о великодушии генпрокурора. После того Батя притих.
И вот теперь та же история. Опять герой, снова протесты, снова Юрий Витальевич принимает "соломоново решение" и плюет с высокой горы на закон, на невмешательство в работу следственных и здравый смысл", – реагирует на заявление Луценко журналистка Ольга Решетилова.
А волонтер Юрий Касьянов считает, что напряжение Луценко связано с тем, что он и сам на Майдане призывал браться за оружие. Также Касьянов вспоминает, что майдановцы действительно стреляли по правоохранителям и титушкам.
"Генпрокурор пообещал в течение дня "разобраться" в ситуации с Бубенчиком. Юрию Витальевичу следует поднапрячься, иначе по делу Бубенчика он может проходить как организатор и вдохновитель убийств "беркутовцев". Все юридические основания для привлечения генпрокурора к ответственности есть.
Давайте уж начистоту. Мы, стоявшие на Майдане и доведенные до крайности насилием со стороны власти и бесчинствами титушек, готовы были взяться за оружие. И стреляли. Но кому было выгодно кровопролитие последних дней Майдана?.. – Только не Януковичу. Для него бойня на Крещатике означала политическую смерть. Так оно и случилось. А выгодополучателями стали те, кто сегодня находится у власти и кто уже никакой Майдан не допустит. Ну, по крайней мере, им так кажется...
Еще одним выгодополучателем оказался Путин. Думаю, он по-своему режиссировал Майдан, добавляя крови, когда протесты сходили на нет. Выстрелы в Киеве запустили хорошо подготовленную пропагандистскую машину "Русской весны". Под аккомпанемент стрельбы на Майдане раздувалась антиукраинская истерия в Крыму и на Донбассе. Путин сполна использовал "бандеровский фактор", переступил через никому уже не нужного Януковича, и пошел дальше в реализации своей имперской политики.
Задержание Бубенчика – это следствие негласных договоренностей между старыми ментами и их новыми хозяевами. Здесь все очевидно. Старые менты – золотой фонд новой власти. Только на них может надеяться режим, случись серьезная заваруха. Но старые не будут служить, если хоть один из них сядет в тюрьму по делу о расстрелах на Майдане и если власть не накажет "бунтовщиков". Вот власть и старается.
Параллельно наносится удар по "антикоррупционерам". И тут слились в едином порыве и законодатели, и исполнители, и власть, и реестровая "оппозиция". Потому что все это – и власть, и "оппозиция" – одна воровская система, где одни жрут у корыта, а другие ждут своей очереди. И для тех, и для других антикоррупционеры, приглядывающие за "элитой", – первейшие враги. Поэтому для зарубежных доноров "на вынос" – риторика одна, а для внутреннего потребления противники режима называются "врагами народа" – "так называемые" антикоррупционеры, "агенты влияния", вражеские шпионы...
То ли еще будет. Начнут еще сажать за танцы на Майдане и за участие в АТО. В какой-то момент феодалы ради сбережения своих воровских источников дохода откажутся и от западного вектора, и от западных денег, и от подобия демократии и соблюдения прав человека. Им, по сути, все равно, "Таежный союз" или ЕС. Если их там нет".
"Если убийцу накажут, то Майдан – это преступление"
В оппозиционном лагере дают свою трактовку кульбиту Луценко.
"Луценко оперативно забрал у коллег дело Бубенчика, который неоднократно признался в убийстве сотрудников правоохранительных органов. Отреагировал на националистическую общественность, утверждающую, что героев нельзя обвинять, судить и сажать.
Ничего странного в таком поступке нет. Если убийцу накажут, это будет означать, что святой Майдан – преступление. Я никогда не боялся называть вещи своими именами. Но если вдруг все в Украине перестанут стесняться говорить, что это государственный переворот и что власть, которую представляет Луценко, нелегитимна, то всей этой клике не избежать ответственности и Гааги. А если отпустят, следовательно в Украине можно убивать людей в погонах, если ты патентованный патриот. То есть подписать приговор государству как аппарату монопольного насилия.
В подобной ситуации выход один – похоронить это дело как можно глубже, сделав вид, что ничего не было. В общем-то для такой работы и высшего юридического образования можно не получать", – пишет нардеп Евгений Мураев.
Журналист "Страны" Кирилл Малышев дает свою трактовку "дела Бубенчика".
"По материалам дела – Бубенчик стрелял 20 февраля утром. Расстрел (протестующих. –Прим Ред.) произошел через пару часов. ... Получается "тогдашняя милиция" отвечала на выстрелы, и это дело их полностью оправдывает".
Журналист Денис Попович напоминает известную поговорку о судьбе многих революционеров.
"Революция ест своих детей", – Жорж Дантон.
Это я про Бубенчика, если что.
Все, что с нами происходит – уже когда-то было. Это не контрреволюция, это то, что мы плохо читали или забыли спросить".
Его коллега Дмитрий Горулько дает совет Юрию Луценко – что в итоге будет полезно сделать с Бубенчиком:
"Было бы очень своевременно Бубенчика не просто выпустить, а именным оружием наградить. Глядишь, еще пару процентов Бойко-Мураеву-Новинскому добавится".