Большая палата Верховного суда Украины определила сроки, после которых нельзя выселять из служебного жилья
Большая Палата Верховного Суда отступила от правовой позиции Верховного Суда Украины о том, что общая исковая давность должна применяться в спорах о выселении из служебного помещения: из служебного жилья нельзя выселить, если после увольнения прошло 3 года.
В постановлении по делу № 653/1096/16-ц изложены следующие заключения о правильном применении норм права:
Рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, подлежат выселению из служебного жилого помещения со всеми лицами, которые с ними проживают, без предоставления другого жилого помещения. Даже если владелец служебного жилья не потребовал освободить это жилье, проживание в нем после прекращения трудовых правоотношений с работодателем не свидетельствует о законности его использования лицом, которому оно было предоставлено на время существования указанных правоотношений.
Пока лицо является собственником недвижимого имущества, оно не может быть ограничено в праве обратиться в суд с иском об устранении препятствий в осуществлении права пользования и распоряжения этим имуществом, в том числе путем выселения. Поэтому негаторный иск (иск собственника, который является фактическим владельцем имущества, к любому лицу об устранении препятствий, которые это лицо создает в пользовании или распоряжении соответствующим имуществом) может быть предъявлен в течение всего времени продолжения соответствующего правонарушения.
При этом выселение лица из жилья без предоставления другого жилого помещения возможно при условии, что такое вмешательство в право лица на уважение жилища предусмотренное законом, преследует легитимную цель, определенную в пункте 2 статьи 8 Конвенции, и необходимо в демократическом обществе. Соответствие последнему критерию определяется с учетом того, существует ли настоятельная общественная необходимость для применения такого ограничения права на уважение жилища и будет ли вмешательство в это право пропорциональным преследуемой легитимной цели.
Отметим, в пересматриваемом деле суд установил, что отсутствие в Государственном реестре прав на недвижимое имущество записи истца как собственника служебной квартиры является следствием изменения законодательства и того, что истец не привел правоустанавливающие документы на эту квартиру в соответствии с этими изменениями. Ответчик же считает, что отсутствие у истца документов, удостоверяющих право собственности на спорную квартиру, свидетельствует о безосновательности заявленных исковых требований. Поэтому важно, чтобы в реестре были данные о праве собственности. В таком случае легко отслеживать регистрационные действия в отношении своей недвижимости, в частности с помощью сервиса SMS-маяк.
Ранее "Страна" писала о том, что юристы объяснили, почему и у кого ГФС будет требовать налоги с заграничных заработков.
Также мы сообщали, что пограничникам разрешили задерживать подозреваемых в коррупции без определения суда.