АТО в Казахстане, скандалы вокруг виз на Евро-2016 и угрозы для ЛГБТ-парада
АТО в Казахстане
В последние два дня Казахстан узнал, что такое антитеррористическая операция. Точнее, не только Казахстан, но и Украина узнала, что такое настоящая АТО, которая длилась один день, закончилась уничтожением 11 террористов и трех мирных жителей.
Что же произошло в Актобе? Внешне все выглядело как действия банды криминальных элементов эпохи 90-х, когда боевики разгуливали по городу с оружием. Но все было сложнее, поскольку бандиты 90-х, как правило, не захватывали заложников и уж, тем более, не нападали на воинские части.
Эксперты рассматривают две основные версии – уже упомянутый разгул криминала и действия исламистских группировок. Вторую версию действительно исключать нельзя, поскольку радикальный исламизм сейчас быстро распространяется по Азии и Северной Африке. Но для боевиков организаций вроде ИГИЛ все выглядело слишком по-любительски.
Не прояснила ситуацию и казахстанская власть, которая косвенно увязала теракт в Актобе с попыткой госпереворота со стороны частного предпринимателя Тулешова и его сторонников во власти. Однако, поскольку никаких убедительных доказательств связи между актюбинскими террористами и Тулешовым не было предоставлено, все это выглядит как попытка воспользоваться случаем для расправы с политическими противниками.
Так или иначе, вероятность того, что реальная картина происшедшего будет показана, маловероятна. Тем более что не называется еще одна возможная причина – провокация власти, за которой уже последовала расправа с частью чиновников и может последовать дальнейшее закручивание гаек. В любом случае, все это ново для Казахстана, 30 лет жившего абсолютно мирной жизнью, и чревато печальными последствиями.
Режим Назарбаева, внешне выглядящий абсолютным монолитом, таковым не является. В Казахстане нет реальной оппозиции, но ее не было и в Египте к концу 30-летнего правления Мубарака. Между тем, южные кланы, пытавшиеся свалить Назарбаева в начале его президентской карьеры, затаились, но никуда не делись.
К этому можно добавить уже упомянутый мусульманский фактор, неупомянутый китайский и также неупомянутый российский. По большому счету, гражданам Казахстана сейчас нужно молиться за то, чтобы 73-летний Назарбаев жил как можно дольше. Потому что, если он умрет и не оставит наследника, страна, в которой Север и Юг не имеют между собой ничего общего, может погрузиться в хаос конфликта, подогреваемого внешними силами.
СБУ ответила за пытки
Скандальный доклад ООН о пытках в Украине возымел действие. Вчера генпрокурор Луценко совместно с омбудсменом Лутковской проверил следственные изоляторы СБУ, а сопровождавший их глава спецслужбы Грицак дал внеплановый брифинг.
Председатель СБУ ничего прямо не отрицал (вместо него о "технической ошибке" ООН заявила Лутковская), – наоборот, делал акцент на том, как в будущем намерен предотвращать факты, звучавшие в ооновском докладе. В частности, представителям ООН предоставят доступ во все места заключения, которые находятся в ведении спецслужбы, а для сотрудников СБУ проведут спецтреннинг, на котором будут рассказывать о недопустимости пыток.
Оперативная реакция власти указывает на то, что ооновский доклад сильно зацепил ее. Причем вряд ли дело в самой ООН – куда важнее то, что о содержании этого доклада упомянул в своем заявлении американский Госдеп. Впрочем, Штаты выразили надежду, что украинская власть разберется в этом вопросе, – и вот она разобралась, оперативно и конструктивно. В отличие от ряда ситуаций, когда, к примеру, призывы посла Евросоюза оставались неуслышанными.
С другой стороны, эта же ситуация вскрыла старую проблему, о которой замалчивалось - само по себе существование тюрем (СИЗО) СБУ противозаконно.
Все дело в том что еще 13 лет назад в 2003 году Украина отчиталась перед Советом Европы,что все изоляторы СБУ переданы в ведение Департамента исполнения наказаний и находятся под эгидой Минюста. СБУ неоднократно официально давала сообщения что все ее СИЗО СБУ, которые действовали в Киеве, Харькове, Одессе, Львове и Ужгороде, ликвидированы в марте 2003 года в связи с внесением изменений Верховной Радой Украины в статью 25 Закона Украины «Про Службу безопасности Украины».
Теперь же, получается, признано, что это не так. Как из столь щекотливой ситуации будет выпутываться СБУ - увидим в ближайшее время.
ДУК "Правый сектор": новый криминал
Не успел утихнуть скандал вокруг убийства львовянина Познякова, взявшего попутчиков через BlaBlaCar, в котором обвинили двух бойцов "Правого сектора", как случилась новая трагедия: в Киевской области убита целая семья – девушка и ее родители, а по обвинению в убийстве арестован снайпер Добровольческого украинского батальона "Правый сектор". Причем и в этом, и в предыдущем случае целью убийств является нажива.
Все эти факты вновь в полный рост ставят вопрос о качественном составе добровольческих батальонов, где кандидаты не проходили никакой проверки, а потому среди них оказалось много уголовных элементов.
Что касается ДУК "Правый сектор", то о нем вопрос вообще стоит отдельно: как известно, этот батальон так и не признал себя подразделением Нацгвардии или Минобороны, а потому возникает вопрос – откуда в нем вообще оказалось оружие и на каких основаниях. Причем этим вопросом стоит задаться не прессе, а силовикам, – ведь бесконтрольное оружие уже приводит к неоднократным жертвам. Причем не в зоне АТО, а в тылу.
"Евро" не для украинцев?
Чемпионат Европы по футболу еще не начался, но уже привел к скандалу в Украине. В эпицентре скандала оказалось французское посольство, которое отказывает в визах украинским болельщикам. Причем среди отказников оказался 8-летний львовянин Володя Бубенчик, являющийся постоянным посетителем тренировок сборной Украины.
Интересно, что даже после скандала посольство подтвердило, что имело основания для отказа мальчишке. При этом посол Франции Дюмон объяснила, что семья Бубенчиков не связывается с посольством, чтобы исправить ситуацию, и вообще уровень отказов в визах сейчас – 2%, что ниже, чем обычно. Другое дело, что количество претендентов на поездку во Францию намного больше, чем обычно.
Однако активисты все равно вчера пикетировали французское посольство, поскольку обнаружили другие факты дискриминации украинцев. Так, посольство в Киеве якобы предлагает оформлять визу за месяц, в то время как на сайте посольства в Москве говорится о специальной процедуре, по которой виза оформляется за три дня.
Думается, французы действительно лукавят, когда говорят о равном подходе к гражданам Украины и других стран. Речь идет о совпадении двух факторов: с одной стороны, повышенных мер безопасности во Франции в связи с прошлогодними терактами, с другой – войны в Украине, в связи с которой наша страна выглядит источником потенциальной террористической угрозы.
ЛГБТ-парад: охранять будет некому?
Продолжает разгораться скандал вокруг марша ЛГБТ, который должен пройти в Киеве в воскресенье. Как мы уже сообщали, радикалы сразу трех организаций пообещали участникам марша "кровавую кашу", после чего стало известно, что на прайд пребывает специальный ЛГБТ-посол США. Это вынудило власти отреагировать, и начальница Нацполиции Деканоидзе объявила, что ее подчиненные дадут жесткий отпор любым вылазкам радикалов.
Казалось бы, на этом на данный момент можно было ставить точку – до воскресенья. Однако ситуация не завершилась. Вчера Всеукраинский союз ветеранов АТО, возглавляемый украинской иконой гомофобии Ильей Кивой (экс-глава Департамента по борьбе с наркотиками МВД, а ныне - кандидат в депутаты Рады) анонсировал пресс-конференцию полицейских, которые якобы отказываются защищать секс-меньшинства и требуют отставки Деканоидзе.
Пока неизвестно, идет ли речь о реальном бунте или предвыборном пиаре Кивы, но все это похоже на правду. Поскольку Нацполиция в значительной степени комплектовалась по идеологическому принципу (и в ней довольно много людей правых и националистических взглядов), то, естественно, рядовому составу ближе по духу радикалы "Правого сектора", чем те, кого нужно охранять. И
даже если бунта не будет, очень сомнительно, что полицейские действительно будут жестко применять силу против радикалов. А потому крайне важная для власти задача обеспечения безопасности ЛГБТ-парада остается открытой. В конце концов в прошлом году гей-парад в Киеве тоже охраняли тысячи милиционеров, но это не помешало радикалам избить как представителей секс-меньшинств, так и самих правоохранителей.