Бывший охранник Бориса Березовского сделал очередной громкий каминг-аут.
Сергей Соколов рассказал, что создавал фейковые "террористические организации" атошников на территории России. Причем уведомил он об этом сразу две спецслужбы - СБУ и ФСБ.
В Украине это дело напрямую касается Дарьи Мастикашевой - гражданской жены Соколова, которую Киев подозревает в организации терактов на территории России руками укранцев-атошников.
Соколов - личность колоритная. Он стал известен как шеф службы безопасности одного из главных олигархов ельцинской России. А после изгнания и смерти Березовского, Соколов попытался заняться "большим бизнесом", который балансировал на грани законности. Также известны его проделки в информационной войне России и Украины.
В итоге сейчас глава известной на всё СНГ охранной фирмы "Атолл" находится в России под следствием по незаконному обороту оружия. И после его заявления дело Мастикашевой в Украине может предстать в новом свете.
"Страна" разбиралсь, кто такой Сергей Соколов и каких "террористов из Украины" он засылал в Россию.
Что заявил Соколов
Сергей Соколов, прославившийся в 90-е годы сбором компромата на высшее руководство РФ по заданию Бориса Березовского и арестованный за организацию подпольных баз для "украинских террористов" на стратегически важных объектах, начал сотрудничество сразу с двумя спецслужбами.
Об этом сообщил "Коммерсантъ".
ФСБ он рассказал, что базы были ложными и создавались по заказу коммерсантов, желающих скомпрометировать руководителей предприятий и занять их место. При этом покаянное письмо арестант направил и в СБУ, в котором поклялся, что формировал "подполье" не по заданию ФСБ, а только ради наживы.
"Коммерсантъ" напоминает, что пик известности Сергея Соколова пришелся на середину 90-х.
Тогда он руководил подконтрольным Борису Березовскому охранным предприятием "Атолл-1" и прославился своими громкими заявлениями в СМИ, в которых утверждал, что его структура занимается частными расследованиями и собрала компромат едва ли не на все высшее руководство страны, крупных политиков и бизнесменов.
Что известно о шефе охраны Березовского
Сергей Соколов родился в Ташкенте в 1953 году. По образованию он юрист, окончил Академию МВД. После окончания вуза 4 года проработал политтехнологом. С 1992 года возглавил охранное предприятие "Атолл", принадлежащее бизнес-структурам миллиардера Бориса Березовского. Оно появилось из структур АО "ЛогоВАЗ", принадлежавшего тому же Березовскому.
"Атолл" занимался охраной Березовского и близких к нему людей, а также ведением слежки за представителями политического истеблишмента. Для сбора информации сотрудники использовали любые способы - прослушивание телефонов, помещений, скрытые видеокамеры, наружное наблюдение.
По слухам, Соколов участвовал в различных секретных операциях в разных странах. Например, его имя связывают с поставками оружия в Венесуэлу в начале нулевых годов. Также сотрудникам "Атолла" приписывают участие в боевых действиях в Чечне, однако все эти слухи не доказаны.
В 1999 году Соколов обвинил Березовского в том, что тот не выплачивает деньги сотрудникам "Атолла". Вскоре после этого Березовский уехал из России, а Соколов начал активно раздавать нелицеприятные интервью об олигархе.
Он вспоминал, как создавал свое агентство. Тогда якобы сложился союз: "Борис Николаевич, Борис Абрамович и я". В целом он любил рассказывать о событиях на самых высоких уровнях власти и подчеркивать, что неким образом причастен к происходящему.
После смерти Березовского его экс-охранник начал еще охотнее общаться с прессой. В частности, он заявлял, что Березовский являлся резидентом двух разведок: английской МИ-6 и американского ЦРУ. По словам Соколова, олигарх был задействован в спецоперациях, преследующих цель смены власти в России.
Соколов утверждает, что Борис Березовский работал на иностранные разведки, еще будучи членом Совета безопасности России. По поводу смерти олигарха он высказывал разные версии: сначала – что это естественная смерть, потом – что политическое убийство.
Через некоторое время экс-глава "Атолла" пропал из поля зрения СМИ.
Соколов и Украина
С Украиной Соколов был связан еще с 90-х годов. Он говорил, что принимал активное участие в первой предвыборной кампании президента Украины Леонида Кучмы, в которой "победил с бюджетом в шестьдесят тысяч долларов".
В украинском информационном поле он появился снова в 2014 году, позиционируя себя в качестве независимого эксперта, в том числе по ситуации в Украине. Его представляют как эксперта центра "Аналитика и безопасность" и члена совета общественного движения "За правду!".
В телеинтервью он активно изображал сотрудника спецслужб, причем с обеих сторон – Украины и России. Одному из телеканалов он продал за $10 тысяч "эксклюзивное" интервью украинского военного пилота, который, сидя спиной к камере, рассказал, как расстрелял ракетами "воздух - воздух" разбившийся в Донецкой области малазийский Boeing 777.
В роли летчика выступал нанятый статист, а озвучивал ролик сам Соколов. При этом он надел на голову кастрюлю, чтобы зритель поверил, что голос военного изменен для обеспечения его безопасности.
Подобный трюк тремя годами позже на другом телеканале пиарщик проделал и после убийства в Киеве беглого экс-депутата Госдумы Дениса Вороненкова. Тогда на видеозаписи бородатый мужчина в балаклаве, выступившик как "организатор преступления" по кличке Соболь, расписывал детали и мотивацию покушения.
У Соколова есть гражданская жена, которая имеет украинский паспорт, но планировала менять прописку на РФ. Она родом из Каменского (бывший Днепродзержинск). Дарья Мастикашева – трехкратная чемпионка Украины по теквондо и серебряный призер чемпионата Европы среди юниоров. С 2013 года женщина жила в Москве, где имеет вид на жительство, и руководила спортивной общественной организацией "Золотая лига" по содействию детского и юношеского спорта в провинции.
История с "атошниками-террористами"
В августе 2017 года глава Службы безопасности Украины Василий Грицак обвинил Дарью Мастикашеву в подготовке терактов в Москве и других городах России с помощью украинских граждан, бывших бойцов АТО. Мастикашеву и еще одного человека, Александра Каратая, задежали по подозрению в госизмене.
В СБУ считают, что Мастикашева и Каратай вербовали украинцев из числа бывших участников АТО с целью в дальнейшем подставить их в России.
По версии следствия, Мастикашева и Каратай предложили трем жителям Днепропетровской области - Юрию Бондарю, Сергею Морозову и Станиславу Юркевичу - приехать в Москву и поработать на стройке за хорошую плату. Как заявили в СБУ, на этих бывших военнослужащих планировали повесить диверсии и теракты в Москве - и не только в Москве.
Сама же Мастикашева заявляла о пытках, которым подверглась в украинской тюрьме. По словам супруги Соколова, в Каменском, где ее задержали, она навещала мать и сына. Все обвинения она опровергает.
Дарья Мастикашева
На данный момент Мастикашева более года находится в СИЗО №4 города Днепропетровска. 4 октября суд без рассмотрения дела по сути постановил оставить ее под стражей еще на 30 дней.
О том, что Мастикашева подвергается незаконному преследованию и пыткам упоминала в прошлом году международная правозащитная организация Human Rights Watch.
Сел по делу атошников
В 2017 году Сергея Соколова арестовали в России по тому же делу, за которое в Украине преследуют его жену. Вот как это было.
По данным "Коммерсанта", Сергей Соколов постоянно находился в поиске по-настоящему масштабного и высокооплачиваемого заказа. Из материалов уголовного дела следует, что весной 2016 года к политтехнологу обратился известный в деловых кругах специалист по управлению капиталами из Санкт-Петербурга Валентин Гонастарев, попросивший Соколова посодействовать смене руководства ОАО "Тольяттиазот".
По версии самого Гонастарева, он продавал ТоАз по поручению собственника завода, живущего в последнее время в США бизнесмена Сергея Махлая, а Соколова нанял для сбора неофициальной информации о предприятии. Когда же в ноябре 2016 года покупатель потерял интерес к сделке, финансист, по его словам, отказался от услуг Соколова.
В свою очередь Сергей Соколов утверждает, что заказчик представлял интересы некой финансово-промышленной группы, пытавшейся осуществить рейдерский захват ТоАза. Этому плану мешали гендиректор предприятия Вячеслав Суслов и глава ООО "МСА-строй" Магомед Шишханов.
План Гонастарева, по словам Сергея Соколова, состоял в том, чтобы раскрутить в СМИ темы якобы имевших место утечек аммиака на ТоАзе, задержек с выплатой зарплаты рабочим и т. п. и добиться таким образом масштабных проверок предприятия.
И на этом месте начинаются "атошники-террористы". Соколов утверждает, что сам предложил заказчику разыграть террористическую тему, получил от него согласие и $1 млн на реализацию плана. Исполнители приобрели гранатомет РПГ-18 "Муха", несколько автоматов Калашникова и десяток тротиловых шашек.
Как пишет "Коммерсантъ", Соколов был намерен привлечь к “спектаклю” граждан Украины, не поясняя отведенные им роли. Он связался со своей возлюбленной Дарьей Мастикашевой, и та стала подыскивать у себя на родине отставных военных, готовых на выгодных условиях поработать на российских стройках. Завербовать удалось как минимум пятерых из числа бывших участников АТО. Они приехали в Россию, где их встретили и расселили по квартирам-”базам”.
Таким образом к августу 2017 года команда Сергея Соколова создала по сути “террористическое подполье” федерального масштаба, отмечает российское издание.
Их базы располагались в Москве, Уфе, Курчатове и Тольятти, где после провала операции на заводе сообщники “на перспективу” создали еще один арсенал в снятой квартире. Злоумышленникам оставалось лишь сделать несколько анонимных звонков и запустить масштабную антитеррористическую операцию. Однако ее сорвал украинский плиточник Александр Коротай. Обследовав предоставленную ему квартиру на Сиреневом бульваре в Москве и заподозрив неладное, строитель, не прощаясь с заказчиками, уехал обратно в Киев, где сразу направился в СБУ. В результате он сам и Дарья Мастикашева были арестованы.
Оба раскаялись и дали следствию показания, основываясь на которых, глава СБУ Василий Грицак заявил, что обвиняемые “работали на ФСБ”. После этого разбежались и остальные строители, причем одни, как пояснил “Ъ” близкий к ним источник, опасаясь преследования со стороны ФСБ, уехали домой в Украину, а другие, напротив, спрятались от СБУ у родственников в России.
Осенью прошлого года территориальные подразделения ФСБ по Москве, Самарской и Курской областям, Тольятти и Уфе возбудили пять уголовных дел по фактам незаконного оборота оружия (ст. 222 УК РФ) и боеприпасов (ст. 222.1 УК РФ). По ходу их расследования было установлено, что все “закладки” были совершены одной группой, и дела объединили в одно, передав его в центральный аппарат ФСБ РФ. В январе этого года Соколов и его сообщники были задержаны.
Из арестованных сегодня не признают вину только Валентин Гонастарев и Руслан Эминов, пишет "Коммесантъ". Первый утверждает, что пиарщика Соколова и его команду он нанял только для сбора "объективной информации" по финансовому состоянию ТоАза, а покупка вооружения и имитация террористической атаки на завод были личной и несогласованной с ним инициативой участников проекта.
Руслан Эминов, в свою очередь, говорит, что был уверен, что участвует в операциях, контролируемых российскими спецслужбами, и потому стремился им помочь. Все остальные заговорщики сотрудничают со следствием, в том числе и Сергей Соколов, которому грозит до 12 лет лишения свободы.
А недавно бывший охранник Березовского написал письмо на имя Петра Порошенко. В нем Сергей Соколов заявляет, что он сам придумал и реализовал проект с украинскими диверсантами и вовлек в него свою подругу Дарью Мастикашеву, которая не знала об истинных намерениях заговорщиков.
При этом он уверяет, что "никогда в жизни" не сотрудничал с российскими спецслужбами, "не выполнял их поручений", а разворачивая диверсионную сеть в России, не преследовал "никаких политических целей". "Я делал все только ради денег", - клянется Сергей Соколов.
Учитывая, что в январе этого года Лефортовский суд Москвы заключил Соколова под стражу.
А сейчас следствие ФСБ вышло на финишную прямую, то можно предположить, что речь в случае с вербовкой "атошников-террористов", о которой так пафосно рассказывал Василий Грицак, действительно не идет о спецоперации российских спецслужб. И в этом плане дело той же Мастикашевой смотрится уже совсем под другим углом.