Старый год заканчивается для Беларуси новыми проблемами. Перед лидером страны Александром Лукашенко стоит нелегкий выбор: или потерять экономические преимущества союзника РФ - или отдать часть суверенитета в пользу единых структур с Москвой.
Такой выбор перед Лукашенко ставит Россия. Она согласна и дальше дотировать Беларусь дешевой нефтью - но только в обмен на более тесную интеграцию в рамках союзного государства. Речь о единой таможне, эмиссионном центре и других институциях, которые стирают и без того призрачные границы между РБ и РФ.
Именно это обсуждалось на тяжелых переговорах президентов двух стран, которые прошли 25 и 29 декабря. Итоги встреч никак не комментировались, что еще больше нагнетало атмосферу. А противники как Лукашенко, так и Путина и вовсе заявили, что лидер Беларуси уже 31 декабря, "под елочку", объявит о вхождении его страны в состав России.
"Страна" разбиралась, произойдет ли это.
С чего все началось
"Страна" уже рассказывала о подоплеке нового кризиса в российско-белорусских отношениях.
С 1 января Россия меняет схему продажи нефти: постепенно обнуляет экспортную пошлину и увеличивает налог на добычу. Эта манипуляция никак не отразится на цене для зарубежных покупателей нефти: налог зеркально заменит пошлину в конечной стоимости продукта.
А вот для тех, кто получал "черное золото" без экспортной пошлины - а это, конечно, Беларусь - его цена возрастет пропорционально росту налога.
Вводить внутренний "налог на нефть" планируют в течение шести лет - постепенно снижая экспортную пошлину и повышая внутренний тариф.
Но уже на первом этапе этого процесса в Беларуси запаниковали, оценив свои потери до 2024 года в 10,5 миллиардов долларов. И вспомнили, что из-за предыдущих российских налоговых маневров потеряли на нефти почти пять миллиардов.
Ранее Минск, получая нефть по внутрироссийской цене (то есть, без экспортной пошлины) перерабатывал ее в топливо и продавал за рубеж по рыночным ценам. В том числе и Украине. Да и в целом дешевая нефть давала серьезное конкурентное преимущество белорусской экономике, влияя на конечную цену товаров, которыми, кстати, завалена и наша страна.
С введением налога эти преимущества обнуляются - причем с эффектом бумеранга по всей экономике Беларуси, которая строится на перерабатывающей промышленности и ориентирована на экспорт.
Поэтому реакция президента Беларуси была апокалиптической. Он заговорил о разрушении своей страны и попытке затянуть ее в состав РФ.
"Получите нефть, но давайте разрушайте страну и вступайте в состав России. Я всегда задаю вопрос: такие вещи во имя чего делаются? Вы подумали о последствиях? Как на это посмотрят в нашей и вашей стране и международное сообщество? Не мытьем, так катаньем инкорпорируют страну в состав другой страны", – возмущался Лукашенко.
Что интересно, в РФ не отрицали планов инкорпорации, хотя и в не такой радикальной форме, о которой говорил Бацька. Еще раньше глава правительства Дмитрий Медведев даже очертил, чего именно хотят от Беларуси.
"Есть два сценария интеграции, – сказал на заседании Совета министров РФ 13 декабря Медведев. – Один – консервативный, при сохранении контуров того союзного государства, которое было создано, без повышения уровня интеграции до тех пределов, которые установлены в договоре от 8 декабря 1999 года, без формирования всех институтов, которые заложены в этот договор. Второй вариант сотрудничества, продвинутый вариант, основан на повышении уровня интеграции до пределов, которые установлены в договоре, с одновременным повышением взаимозависимости экономик и возможностью оказания помощи и поддержки в ходе союзного строительства, решения самых разных вопросов, которые относятся к интеграции. Россия готова и дальше продвигаться по пути строительства союзного государства, включая создание единого эмиссионного центра, единой таможенной службы, суда, счетной палаты".
Судя по действиям России и словам Лукашенко, "консервативный" вариант Москву устраивать перестал. Попробуем разобраться, почему.
Почему Москва захотела интегрировать Минск
Беларусь имеет слишком привелигированное, по мнению российских чиновников, положение: ей открыты обширные рынки РФ, она пользуется внутренними ценами на сырье. При этом в свою экономику Лукашенко российских олигархов не пускает и весь сверхдоход распределяет по своему усмотрению.
Такая ситуация могла устраивать Москву в фазе роста экономики. Но после истории с Украиной и санкциями, ресурсы РФ начали сокращаться. Это поставило вопрос, а оправданны ли такие льготы для Минска? Напомним, попытки тем или иным способом "обрезать" белорусские привилегии (например, в цене на газ) участились как раз после наступления украинского кризиса.
Тем более, что Беларусь, пользуясь санкциями против России, начала откровенно зарабатывать на них, ввозя европейскую запрещенку в РФ под белорусскими этикетками (между странами действует зона свободной торговли). Так появились знаменитые белорусские креветки или минский хамон.
То есть - Минск занялся тем, чем планировала заняться Украина после подписания договора об ассоциации с ЕС. Но РФ тогда остановила эти поползновения контрсанкциями против Украины. С Беларусью же этого сделать было нельзя - Минск является членом Евразийского экономического союза. Кроме того, это ближайший военный союзник и партнер России.
Впрочем, как видим, уже и военный союз в последнее время не является для Москвы решающим фактором. Ведь он может быть легко разрушен, если белорусская элита решит сыграть в "украинскую игру" - и киевская история это показала со всей отчетливостью. Единственная гарантия, что этого не случится - это более тесное слияние двух стран. При котором действия отдельно взятого Лукашенко или его окружения уже ни на что во внешней ориентации Минска не поменяют.
Еще одна причина, почему Москве стал нужен более тесный союз с Минском - это возможность заявить, что создано новое государство. Это однозначно поднимет падающий рейтинг российской власти и будет воспринято как "новый Крым".
Причем здесь открываются возможности для изменений в Конституцию, которые позволят тому же Владимиру Путину возглавлять новое образование дольше, чем это положено по действующей конституции РФ. Таким образом власть может решить "проблему 2024" - очередных выборов президента России.
Поэтому тему союзного государства, о котором в России до 2014 года вообще не вспоминали, вдруг начала педалировать сама Москва.
А Лукашенко, который еще несколько дней назад обличал россиян в попытке поглотить Беларусь, внезапно замолчал и провел уже две многочасовые встречи с Владимиром Путиным.
Пять мешков бульбы и тайные переговоры
Накануне Нового года Лукашенко встретился с Путиным два раза - 25 и 29 декабря. И оба раза в Кремле, что уже намекает на попытки белорусского лидера "уломать" российского коллегу на некий компромисс.
Впрочем, обе встречи проходили без брифингов и пресс-конференций - за исключением рукопожатия нескольких малозначащих фраз перед тем, как закрыться от прессы.
На второе рандеву с Путиным Лукашенко даже привез "взятку" - пять мешком белорусской картошки и кусок сала, объявив это новогодним подарком. В сети даже пошутили, что таким образом между странами началась программа "нефть в обмен на продовольствие".
Но куда интереснее, что было за день до этой встречи. 28 декабря премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании рабочей группы, которая будет заниматься подготовкой интеграции России и Беларуси.
Статус у этой группы весьма высок - ее возглавит министр экономического развития РФ Максим Орешкин. Также в ее состав войдут представители всех ведомств - правительственных, Госдумы, Совета Федерации, Счетной палаты. Что показательно - пока в ней нет белорусов.
Россияне утверждают, что группа создана по совместному решению Путина и Лукашенко. И последний на вчерашнем коротком брифинге в Кремле этого не опроверг. Значит, начало более глубокой интеграции Москва уже продавила. Впрочем, ничто не мешает белорусскому президенту торговаться о модальностях самого процесса - который может пройти быстро или же затянуться на много лет.
Видимо, об этом - сроках интеграции и размерах компенсации для экономики Беларуси - и торгуются лидеры РФ и РБ уже вторую встречу подряд. К чему они в итоге пришли - сказать сложно: результаты встреч не комментируются. И только в СМИ появляются догадки, что же на самом деле происходит за закрытыми дверями в Кремле.
Так, "Московский комсомолец" утверждает, что Лукашенко под нефтегазовым давлением Москвы согласился решать вопросы, прописанные в договоре о создании Союзного государства. Это унификация законодательства, создание единого парламента, кабинета министров и других органов верховной власти, а также переход на общую символику и единую валюту.
Показательно, что на хоккейный матч, организованный после встречи в Москве, Лукашенко так и не пошел - хотя Путин его звал.
"Предлагал Александру Григорьевичу поиграть, встать на лед уже сегодня в составе одной из команд, но он отказался. Его понять можно, скоро Новый год, он сказал, что ему нужно быть дома в Минске, там много вопросов, дел текущих. Перед Новым годом их всегда очень много. Но мы с ним договорились, что мы с ним увидимся и поиграем вместе и на лыжах покатаемся", - рассказал Путин вчера.
Российские СМИ еще раньше предполагали, что если Лукашенко (заядлый хоккеист, кстати) согласится на матч после встречи, значит соглашение между странами достигнуто. Однако белорусский лидер уехал домой, даже не общаясь с прессой. Видимо, окончательных решений еще нет - или же Александру Григорьевичу нужно обсудить вопрос с коллегами - прежде чем давать Путину окончательный ответ.
"Объявит о вхождении в Россиию на Новый год"
Тем временем в сети уже заявили, что вхождение в состав РФ - решенный вопрос. Сообщение влиятельного телеграм-канала о российской политике "Незыгарь" быстро подхватили оппоненты и Лукашенко, и Путина.
Канал сообщил, что в Минске готовятся к оставке Александра Лукашенко. А в полдень 31 декабря телеканалы Беларуси поставили в сетку вещания экстренное обращение президента к народу.
Отметим, впрочем, что через "Незыгарь" ранее уже вбрасывалась информацию против Лукашенко, которая не находила своего подтверждения (например, о его тяжелой болезни).
Да и официально в Беларуси обращения к народу никто не подтверждает. Но если оно не состоится, интересно будет послушать, что скажет Лукашенко тем же вечером, поздравляя свою страну с Новым годом.
Тем не менее в самой России заявляют, что речь об "аннексии" Беларуси вообще не идет.
Пока Путин и Лукашенко общались за закрытыми дверями, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отбивался от журналистов. Он заявил, что никаких планов включения Беларуси в состав России не существует, а этапы интеграции двух стран четко описаны в Союзном договоре.
"Здесь не нужно быть голословным, здесь нужно вспомнить 1999 год, документ, на основе которого мы — РФ и Белоруссия — и стали Союзным государством. Есть определенные вехи — это и фискальные дела и т. д., такие шаги на пути интеграции. Конечно, речь не идет о каком-то присоединении и т. д. Это скорее движение навстречу друг другу, это не движение в одну сторону", — заявил Песков.
Так войдет Беларусь в состав России?
Зная темперамент Лукашенко с одной стороны, и понимая зависимость Беларуси от РФ - с другой, можно сделать вывод, что процесс интеграции будет все-таки начат. Но белорусский лидер явно найдет аргументы, чтобы растянуть его по времени и выторговать максимальное количество поблажек от России.
Впрочем, и в РФ вряд ли позволят процессу идти так, как он шел с 90-х: чисто формально, без привязки к реальности и с имитацией союза. На этот раз в Москве настроены серьезно и постараются выбить из Минска конкретные сроки по взаимному слиянию.
Альтернативой может стать постепенное отключение РБ от сверх-привелегий в торговле и перевод республики на уровень стандартных членов Евразийского союза. И, видимо, для Минска это крайне неприятно - раз он так яростно сопротивляется инициативам Кремля.
Однако даже такой пониженный уровень интеграции не может перечеркнуть для Беларуси ценность России - с ее огромным рынком сбыта. Пример Украины показал, что Евросоюз этот рынок заменить не в состоянии. И разворот от России в сторону Запада чреват закрытием производств. Тем более, что в Беларуси они больше перерабатывающие, чем сырьевые, как в Украине. А ЕС в основном настроен импортировать из стран бывшего Союза сырье, чем готовую продукцию (ее он успешно производит и сам).
Поэтому сторонникам версии "Лукашенко теперь войдет в Европу" - а таковых особенно много в Украине - вряд ли стоит радоваться. Белорусский президент ставит экономику во главу угла, и не позволит ее разрушить волюнтаристским решением. Если, конечно, Европа не предложит ему больше. Что крайне сомнительно - глядя на ту же Украину.
Вспомним события в Украине 2013 года. Тогда Кремль поставил перед президентом Януковичем условие - или вы подписываете Соглашение об ассоциации с ЕС и тогда можете забыть о дешевом газе и наших рынках. Или же не подписываете, и тогда получаете скидку на газ, большой кредит и прочие "ништяки" с перспективой более тесной интеграции в евразийские структуры. Янукович, как мы помним, выбрал тогда Россию - потому что Европа не давала обязательств, подобных тем, которые брала на себя Москва.
И тут же получил Майдана в Киеве.
Зная Лукашенко, которые куда более жестко контролирует ситуацию в своей стране, чем Янукович ее контролировал в Украине, в Кремле надеются, что белорусский лидер примет условия Москвы. Причем без риска получить Майдан в Минске.
Что касается возможного поглощение Россией Беларуси, то источник в экспертных кругах близких к Кремлю опроверг эти слухи.
"Слухи о поглощении - это просто игра на нервах, - говорит источник. - Причем с обоих сторон. Россия пугает Лукашенко, а Лукашенко пугает Запад - мол, смотрите, Москва скоро нас аннексирует, а потому давайте дружить. Ну и плюс к тому эти слухи подхватывают в Украине и на Западе, чтоб показать агрессивность России. На самом деле никаких планов по аннексии нет и не было. В Кремле есть желание к более тесной интеграции - вплоть до введения в Беларуси рубля. Но без присоединения Беларуси к России. Здесь есть двоякая задача. С одной стороны - более плотно привязать Минск к РФ. Рано или поздно, но Лукашенко уйдет, а его наследник может сменить курс на прозападный. Поэтому нужны гарантии неизменности курса. Вторая задача - отработать сам механизм введение рубля в качестве платежного средства во всех странах ЕАЭС. Но при этом нет уверенности, что Лукашенко вообще пойдет навстречу этим пожеланиям не на словах, а на деле. Он будет торговаться и пытаться укрепить отношения с Западом и с Китаем. В Минске ожидают в ближайшее время заключения очень крупного пакета контрактов с Китаем. И за счет этого выровнять экономическую ситуацию. То есть пока непонятно - будет ли на практике запущена более тесная интеграция".