В течение прошлого года на 50% увеличилось количество физических нападений на женщин-журналисток в Украине. Вместе с тем, возросли и онлайн-атаки, которые чаще всего поступают в адрес работниц СМИ, занимающихся журналистскими расследованиями, а также освещающих агрессию России на востоке страны.
Как бороться с этой проблемой и к кому могут обращаться журналистки, которые стали жертвами травли в интернете, дискутировали во время круглого стола "Онлайн-безопасность журналисток. Угрозы и влияние на свободу выражения мнений", организованного Национальным союзом журналистов Украины (НСЖУ) в партнерстве с Центром развития демократии.
Первый секретарь НСЖУ Лина Кущ рассказала, что в последние годы все актуальнее становится тема онлайн-атак на журналисток.
"К сожалению, онлайн-атаки на журналисток - актуальная тема не только для украинского общества. Подобное явление широко распространено и в Европе, в частности, западные коллеги отмечают, что женщины-журналистки получают в три раза больше угроз через интернет, чем мужчины", - приводит статистику Лина Кущ.
Председатель НСЖУ Сергей Томиленко отметил, что для Союза является приоритетным вопрос физической безопасности журналистов и защита их прав.
"Ежедневно происходит все больше случаев, связанных с ущемлением журналистов. И сейчас атмосфера вражды приобретает особенно угрожающие масштабы. Наши международные партнеры, в частности представитель ОБСЕ в Украине Арлем Дезир и представители других международных организаций, отмечают: если не бороться с онлайн-атаками на журналистов, то они перерастут в более опасные проявления. В условиях нашей страны мы определяем две печальные реалии: онлайн-атаки на журналистов и физические атаки. А по итогам прошлого года вынуждены констатировать, что на 50% возросло количество нападений на женщин-журналисток", - сообщил Сергей Томиленко.
Травля - неотъемлемая часть профессиональной жизни журналиста и ее не всегда можно отличить или отделить от профессиональной дискуссии, убеждена собкор "Новой газеты" в Украине Ольга Мусафирова.
"Если дискуссия ведется на очень высоком нерве, а в последнее время в нашем обществе именно так и происходит, то все, кто сейчас работает в медиа, являются и субъектами и объектами травли. Также из своего профессионального опыта и из общения с коллегами отмечу, что больше всего профессионального буллинга испытывают женщины-журналистки, которые работают в зоне АТО. Которые имеют "наглость" выражать собственные, часто острые и критические, мысли по поводу того, что происходит на передовой и в "серой" зоне", - сообщила Ольга Мусафирова.
Эксперт ОО "Информационная безопасность" Татьяна Попова рассказывает, что и сама за годы профессиональной карьеры пережила жестокий буллинг и вынуждена была даже писать заявление на увольнение.
"Все это пришлось на годы работы в Министерстве информационной политики: из-за профессиональной деятельности в мой адрес стали поступать страшные угрозы, касающиеся жизни и безопасности моей семьи, и в частности ребенка, которому на тот момент исполнилось лишь четыре года. Тогда вынуждена была написать заявление в правоохранительные органы, однако должной реакции не было. Поэтому, переживая за собственную безопасность, а главное, за безопасность своих родных, вынуждена была уйти с работы. А что касается нынешних реалий, то отмечу: немало угроз в свой адрес получают журналистки, которые проводят расследования и публикуют такие материалы", - рассказала Татьяна Попова.
Известная телеведущая 5-го канала Янина Соколова рассказывает, что для нее и ее команды этот год выдался особенно "щедрым" на буллинг и атаки. Ведь журналистка начала острую антипропагандистскую программу "Вечер с Яниной Соколовой".
"Каждое утро начинается с этого, каждый день так же заканчивается угрозами. Проблема в том, что мы привыкли молчать о таких вещах. Каждую неделю получаю сообщения типа: "осталось недолго", "ты не выйдешь из подъезда" или "кирпич уже ждет твое авто"... Очень обидно такое читать, но подобным меня не запугать. Про такие угрозы всегда информирую правоохранительные органы и советую своим коллегам так же не игнорировать подобные вещи", - сообщила Янина Соколова.
Особенно уязвимы к угрозам журналистки-расследователи, которые живут и работают в регионах. О влиянии таких атак на профессиональную и личную жизнь хорошо знает волынская журналистка Арина Крапка.
"Луцк, где мне пришлось проработать длительное время, относительно небольшой город, где все друг друга знают. Поэтому делать что-то смелое, говорить правду и идти против всех - достаточно опасно: всегда найдутся те, кто готов делать что угодно, чтобы дискредитировать тебя и обесценить твою работу. Отмечу, что угрозы, которые я получала, можно разделить на две категории. Первая касается материалов-расследований, вторая - гендерной тематики. Мне часто говорили, зачем занимаюсь этими расследованиями, ведь я девушка, а потому подвергаю себя еще большей опасности", - говорит она.
Арина Крапка отмечает, что после ряда угроз, связанных, в том числе и с материалами относительно незаконной добычи янтаря, обращалась в полицию, прокуратуру.
"Правоохранители уверяли, что все держат под контролем, хотя на самом деле угрозы продолжали поступать. В конце концов, из-за волны агрессии, которая на меня лилась в течение длительного времени, почувствовала, что больше не могу так жить, что устала и решила уехать из родного Луцка в столицу", - рассказала журналистка.
Похожее пришлось пережить и журналистке-переселенке Марине Курапцевой, которая также долгое время работала в небольших городах в Донецкой области.
"До войны на востоке работала в городке Торецк, вот там я очень хорошо почувствовала, что значит жить в условиях безысходности, где на тебя, с одной стороны давят и навязывают свои мнения, а с другой, не знаешь, куда податься, потому что здесь только две газеты и никому не нужна журналистка, которая имеет смелость готовить объективные материалы и высказывать собственную позицию. Вместо поддержки в свой адрес слышала лишь фразы типа: "вот зачем оно тебе, ты же девушка, пиши о чем-то мирном-спокойном, не лезь в острые темы. Зато об угрозах и атаках журналисты в провинции не привыкли говорить в целом или сообщать в полицию. На такое закрывают глаза, хотя это очень неправильно - свои права нужно защищать, а еще нужно бороться за общество, где свобода слова - не пустые слова", - сообщила Курапцева.
В комментарии пресс-службе НСЖУ участница круглого стола, председатель профсоюза работников культуры Украины Людмила Перелыгина отметила, что надо дать посыл власти, уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека немедленно активизировать выполнение принятых стандартов по безопасности журналистов и борьбы с насилием против женщин.
"Кроме того, пора провести наконец парламентские слушания по вопросам физической безопасности журналистов и свободы слова - предлагаю от нашего собрания обратиться с этим требованием к Верховной Раде", - сказала Людмила Перелыгина.
По итогам круглого стола в Национальном союзе журналистов Украины планируют подготовить специальные рекомендации по онлайн-безопасности женщин-журналисток.
Напомним, с начала года в Украине совершено 13 атак против журналистов.
Также мы писали, что в 2018 году до судов дошли лишь 26 из 258 дел, связанных с преступлениями против журналистов.