Опубликована заключительная часть нашумевшего расследования по махинациям в украинской оборонке. Его провели журналисты программы "Наши деньги с Денисом Бигусом".
Оно касается реакции правоохранителей на факты коррупции - НАБУ, СБУ и прокуратуры. Как оказалось, они были давно в курсе всех схем, но закрывали все дела по ним. Причем не бесплатно.
Это следует из переписок главных фигурантов фильма - Виталия Жукова и Андрея Рогозы. Интересно, что на них в этот раз нету Гладковского-младшего - видимо, его эксклюзивной задачей было решать вопросы со своим отцом, а не с правоохранителями.
"Страна" собрала сюжеты всех частей фильма. Но начнем мы с последней.
Финал трилогии
"Все правоохранительные органы годами знали об этом схематозе", - заявил в начале программы Денис Бигус.
За годы функционирования схемы Гладковского, начиная с 2016-го, ей занимались все спецслужбы. "Но все расследования скисали не бесплатно", - говорят журналисты.
В новой порции переписок между фигурантами скандала обсуждаются суммы взяток, которые "заносятся" в СБУ, военную прокуратуру и налоговую за закрытие дел по скандальной фирме "Оптимумспецдеталь".
Фигурирует в фильме и НАБУ, но у бюро оказалась особая роль.
Взятки обсуждают между собой Виталий Жуков (контактер с оборонными заводами и сыном зампреда СНБО Олега Гладковского) и Андрей Рогоза (организатор контрабандных поставок). А также - ряд сотрудников правоохранительных органов.
Один из фигурантов переписок - следователь киевского СБУ Дмитрий Москаленко. С ним контактирует Рогоза. Он жалуется, что в прокуратуре закрывать дела стало дорого.
В одной из бесед они обсуждают сумму взятки. Москаленко не удовлетворен тем, что привез ему водитель Рогозы.
Судя из этой переписки, Москаленко брал с Рогозы не только деньгами, но и автомобилями. Об этом обмолвился Жуков, когда отказал Рогозе в деньгах.
Вместо этого он предложил своему партнеру забрать у "Димы" BMW, который дал ему Рогоза.
А вот Жуков и Рогоза обсуждают, куда они еще заносят деньги. Из него следует, что получают свою долю не только СБУ-шники. Но и налоговики, и военная прокуратура, которая обозначена как "ВП".
Но самое интересное - это явная помощь "Оптимумспецдетали" со стороны НАБУ. Ведомство за подписью первого зама Гизо Углавы в 2017 году вычеркнуло скандальную фирму из списка фиктивных. Что вернуло ей контракты с оборонными заводами.
Но сначала один из схемщиков Виталий Жуков был в полном шоке от того, что их "золотую" фирму внесли в такой список.
А вот Рогоза уже рапортует Жукову, что вопрос решен - "Оптиму" из списка сомнительных уберут.
Журналисты опубликовали документ, подтверждающий, что скандальной компании уже нет в "черном списке" НАБУ.
Но произошло это не бесплатно, судя по следующему скриншоту. Здесь появляется некий "Женя" - а на деле агент НАБУ Евгений Шевченко, который в интервью журналистам признал, что работал с Жуковым и Рогозой.
Месяцем ранее Рогоза решал тот же вопрос с детективом НАБУ Дмитрием Литвиненко.
Первая и вторая часть
25 февраля журналисты обнародовали первую серию масштабного расследования о тайной переписке окружения Порошенко. В хищениях миллионов гривен в оборонной сфере, контрабанде из России и отмывании денег участвовал, в частности, сын одного из влиятельных чиновников и друга президента Олега Гладковского - Игорь.
Гладковский-младший, которому на тот момент было 22 года, вместе с партнерами организовал в 2015 году поставки контрабандных российских деталей для военной техники, говорится в расследовании. Государственные оборонные предприятия переплачивали за товар в 2-4 раза, покупая его у фирм-прокладок.
Бизнесом на государственных закупках, кроме Игоря Гладковского, занимался также его друг Виталий Жуков, который "оформляет документы, заносит откаты". Он работал в "Укроборонпроме", но в 2014 году уволился и ушел в частный сектор.
Третий организатор схемы – Андрей Рогоза. Его авторы расследования называют "специалистом по контрабанде", утверждая, что он уже очень давно зарабатывал на сомнительных оборонных контрактах.
Как свидетельствуют обнародованные данные переписки, Гладковський-младший согласовывал договоры, в частности, через своего отца. Гладковский-старший, кроме должности в СНБО, также имеет бизнес-отношения с президентом Петром Порошенко. Жуков и Рогоза занимались непосредственной организацией поставок, договоренностей с поставщиками и переводом денег.
Журналисты установили минимум 250 миллионов гривен, заработанных через 3 основные фирмы-прокладки. Но в переписках Рогоза вспоминает 500 миллионов, поэтому расследователи предполагают, что настоящий заработок от схемы был значительно больше.
Кроме того, в 2016 году бизнесмены, вероятно, перепродавали запчасти, которые уже принадлежали украинской армии и должны были быть утилизированы.
К слову, после скандала Гладковский-старший был отстранен, а затем и уволен с должности зампреда СНБО.
Третья часть
Следующая часть расследования появилась в начале марта. В ней говорится, что осенью-зимой 2016-2017 года Украина закупала высотомеры – приборы, которые обозначают положение самолета в воздухе. Они были нужны для исполнения контракта с Казахстаном по ремонту военных транспортных самолетов Ан.
Эти детали завозила из России группа бизнесмена Виталия Жукова, который вел переписку об этой поставке с Игорем Гладковским, выяснили журналисты. В 2017 году они ввезли из России шесть таких приборов. Запчасти монтировались на казахские транспортные Ан-26 в Киеве.
Поставка осуществлялась из Москвы через фирму-прокладку в Арабских Эмиратах, откуда детали уже завозились в Украину под видом запчастей для гражданской авиации. При этом в Москве их приобрели за 84 тысячи долларов, в Эмиратах они стоили уже 90 тысяч, "Укроборонпрому" же они обошлись в полмиллиона долларов – в семь раз дороже первоначальной цены.
Жуков, если верить расследованию Бигуса, один из главных участников схемы. Он - связующее звено между поставщиками, которые везут товар, и украинским ВПК в лице Гладковского-младшего и главы "Укроборонпрома" Павла Букина. "Откат" посредникам, которых контролирует Виталий Жуков, – около 450 тысяч долларов.
Журналисты привели скриншоты переписки фигурантов расследования – Жукова, Гладковского-младшего и главы "Укроборонпрома" Павла Букина, в которых обсуждается, сколько и кто получает с этой сделки. В переписке фигурирует некий ОВ. Журналисты считают, что это Олег Гладковский – его отчество Владимирович.