3 июня стало известно, что пресс-секретарем президента стала 32-летняя Юлия Мендель. Она обошла в конкурсе на эту должность почти четыре тысячи человек.
После того как стало известно о назначении, журналистка написала, что это большая честь и ответственность для нее.
"Страна" собрала информацию о том, кто такая Юлия Мендель, которая теперь будет представлять президента в публичном пространстве.
Досье
Юлии Мендель 32 года. Она родилась в Херсоне, училась журналистике в Киеве, в 2015-2016 годах была на тренинге в Йельском университете и в редакциях крупнейших американских изданий: The Wall Street Journal, The New York Times, CNN. Рассказывала, что во время поездки в США поняла, как сотрудничать с международными ньюзрумами.
Работала на телеканалах ICTV, "Эспрессо-ТВ" и "Интере", сотрудничает с The New York Times, писала для украинского Forbes и американского Politico. Также Мендель указывалась как координатор по связям с медиа представительства Всемирного банка в Украине.
Резюме для участия в конкурсе на должность пресс-секретаря президента Юлия Мендель отправила на следующий день после его объявления – 1 мая.
После назначения 3 июня на своей странице в Facebook она поблагодарила всех за поздравления.
"Спасибо всем за поздравления! Ответить на такое количество звонков и СМС просто не имею возможности. Быть отобранной из 4000 кандидатов – это большое достижение. Однако это еще и большая честь и ответственность – быть пресс-секретарем Президента Украины. Мы будем как можно более открытыми! Начнем сегодня в 16:00 на первом брифинге возле Администрации", – написала она.
Также новый пресс-секретарь сменила аватарку в соцсети и почистила посты. На ее странице больше нет постов "из прошлой жизни".
О назначении Мендель еще 30 мая написал международный лоббист Илья Осадчук.
"Зеленский обещает завтра назвать имя своего пресс-секретаря. Помогу ему и назову сегодня. В США принято решение назначить Юлию Мендель. Она сегодня директор киевского бюро газеты Нью-Йорк Таймс. Президент еще не знает имя, но сейчас узнает и сообщит", – заявил он в Facebook.
Сама Юлия Мендель в интервью рассказала, что узнала о посте в соцсети от своего друга – журналиста из Полтавы и что восприняла слова Осадчука со смехом, настолько его описание далеко от истины. "Сообщение доказывает, насколько автор невежественный. Он назвал меня директором бюро The New York Times. Но бюро в Украине нет. Я была только их автором. "Директор бюро" без бюро", – сказала пресс-секретарь президента.
Странный конкурс
Когда объявили конкурс на должность пресс-секретаря президента, среди требований было знание трех языков, готовность работать 24/7, опыт работы в публичной сфере или журналистике.
На первом этапе проверяли соответствие кандидатов всем требованиям и большую часть отсеяли. Затем последовали телефонные собеседования, после которых 50 человек получили творческие задания.
В финальной части, куда прошли три кандидата из почти четырех тысяч претендентов, на импровизированной пресс-конференции, которую устроили конкурсантам, оценивались понимание политического контекста в Украине и мире, стрессоустойчивость, мировоззренческие позиции, чувство юмора и скорость реакции. Вопросы задавали на украинском и английском языках. Также претенденты прошли личное собеседование с Владимиром Зеленским.
При этом некоторые участники конкурса жаловались на его организацию. Они обращали внимание, что не были озвучены критерии отбора и сроки, что могло быть признаком того, что конкурс организован с недочетами либо был прикрытием. И что сам конкурс проходил в закрытом режиме, то есть невозможно было проверить, какое реальное количество кандидатов подавалось, на каком этапе, по какой причине и кто был отсеян.
Участники, которых допустили к дальнейшему отбору, после телефонного звонка получили тестовое задание – в сжатые сроки подготовить видеообращение и тест. Вот такое письмо получили участники второго этапа.
"Доброго дня, це ЗЕ HR команда!
Дякуємо, що відгукнулися та поділилися вашим бажанням прийняти участь у конкурсі на посаду речника Президента України.
Ми раді повідомити, що Ви успішно пройшли відбір для подальшої участі в конкурсі!
Наступним етапом конкурсу буде креативне завдання для вас написати текст та записати ваше відео звернення до українців з нагоди 8-9 травня – 74-ї річниці Перемоги над нацизмом у Європі.
Відеозапис та текст запропонованого вами звернення Президента просимо надіслати у відповідь на цей лист до 18:00 вівторка 7 травня. Зверніть увагу на те, що в темі вашого повідомлення необхідно написати "Другий етап конкурсу. Відеозвернення"
Бажаємо вам натхнення, креативу та успіху!
Побудуємо країну мрій разом!
Интересно, что это письмо пришло 6 мая, а ответить нужно было до 18:00 7 мая. То есть сроки были очень сжатыми.
Отправившие видеообращение 10 мая получили ответ от команды Зе:
"Доброго дня.
Ми вам вдячні за виконану роботу.
Зі зворотним зв"язком за підсумками конкурсу ми плануємо вийти після 14 травня.
ЗЕ HR команда"
Далее был этап с личным собеседованием у Владимира Зеленского. Однако после этого письма перезванивали не всем. После этого письма больше никаких официальных контактов и обратной связи не было, рассказывает "Стране" один из претендентов на эту должность.
"Идея устраивать открытый отбор на должность пресс-секретаря президента похожа на формат талант-шоу, а не реальный серьезный конкурс. Пресс-секретарь президента – это громоотвод в сложных вопросах, человек, который должен уметь выстраивать отношения в ситуации полного недоверия СМИ президенту", – комментирует экс-начальник департамента информационной политики и связей с общественностью ПАТ "Укрзалізниця" Даниил Ваховский. – По состоянию на сейчас журналисты сталкиваются с глухой стеной в общении с новой администрацией, и многие баллы новая команда уже из-за этого потеряла. Работа европейских государственных органов должна строиться на полной открытости и сотрудничестве со СМИ, пока со стороны этого не видно". Он считает, что президенту в этой ситуации нужен такой пресс-секретарь, который вместо селфи с шаурмой организует ему общение с критически настроенными редакторами, и напомнит о протоколе и этикете, и что неуместно в определенном виде встречаться с международными послами.
Мендель и Зеленский
До назначения Юлия Мендель встречалась с Владимиром Зеленским по крайней мере один раз, на закрытой встрече с представителями иностранных СМИ. Тогда они успели сделать совместное фото.
Судя по профилю нового пресс-секретаря в Facebook, у нее много друзей из студии "Квартал-95", например, бывший сценарист и нынешний замглавы АП Юрий Костюк и технолог Никита Потураев, который консультировал команду Зеленского во время избирательной кампании. Также она "дружит" через соцсеть с главой АП Андреем Богданом.
Секс-скандал в Facebook
В 2016 году Юлия Мендель фигурировала в скандале с интернет-домогательствами, который случился в декабре 2016 года. Тогда Мендель опубликовала пост со скриншотом сообщения от незнакомого мужчины, Андрея Дрогобыцкого, который прокомментировал одну из ее фотографий. Дрогобыцкий написал: "есть в тебе что-то бля*ское" и сопроводил сообщение недвусмысленным намерением. Мендель сообщение показалось мерзким, особенно на фоне образа мужчины в соцсетях. После этого она решила сделать его известным.
Пост собрал более сотни комментариев. Под ним развернулась дискуссия, можно ли выносить личную переписку на публичное обозрение.
Трения с "порохоботами"
В феврале 2018 года она написала о коррупции в украинской армии, из-за чего ее невзлюбили "порохоботы" во главе с блогером Андреем Дзындзей.
Статья под названием "В Украине коррупция сейчас подрывает военную сферу" вышла в New York Times. Там говорилось, что с 2014 года расходы на оборону и безопасность в Украине выросли с 2,5% ВВП до более чем 5% или $6 миллиардов. "Пропуская такое количество денег через руки украинских чиновников и бизнесменов, что часто одно и то же, власть сдерживает борьбу с коррупцией и злоупотреблениями служебным положением, а они считаются самым опасным врагом Украины", – говорилось в тексте.
Также там рассказывалось о непригодных машинах скорой помощи, которые были проданы на фронт скандальной фирмой Свинарчука.
Блогер Андрей Дзындзя назвал материал "вбросом", который дискредитирует Украину и основывается "на лживых показаниях наших антикоррупционеров".
Первый брифинг Юлии Мендель
3 июня пресс-секретарь Владимира Зеленского вышла на свой первый брифинг. На нем она быстро представилась и рассказала о текущей повестке работы президента. После чего перешла на вопросы журналистов.
Юлия Мендель. Фото "Страны"
Во вступительном слове обращает на себя внимание заявление Мендель о событиях в Харькове, где националисты повалили памятник маршалу Георгию Жукову.
"Это пример несовершенной и непродуманной гуманитарной политики, которая продолжалась последние несколько лет. Должны быть разработаны новые механизмы, которые помогут возобновить диалог власти и общества", – заявила Юлия Мендель.
"Закон о декоммунизации предусматривает, что должны быть снесены памятники советским деятелям. Но там есть пункты... которые говорят, что если эти деятели были задействованы в противостоянии нацистской оккупации, то они являются исключениями. Это касается не только памятника Жукова, но и переулка (на самом деле проспекта. – Прим. ред.) Жукова", – отметила она.
По ее словам, Зеленский призывает власть Харькова выяснить эту правовую коллизию, "поскольку тут должны идти консультации с общественностью" и должно быть найдено решение, максимально приемлемое для каждой стороны.
Позже она уточнила, что речь идет о согласовании решений власти с территориальной громадой. Характерно, что по поводу методов "декоммунизации" у Зеленского не сказали ничего. Очевидно, что снос любого памятника незаконным способом не может являться актом декоммунизации. Это чисто уголовное преступление.
Но этот скользкий момент у президента обошли и напомнили, что инцидент уже начала комментировать Россия.
"Это снова доказательство того, что РФ вмешивается во внутренние дела суверенного государства и собственно призывает этого больше не делать", – отметила Мендель.
В итоге оказывается – позиция Зеленского в том, что незаконный снос памятника он не осуждает, хотя и открыто не приветствует. То есть вопрос беспредела, который радикалы творят на улицах и на глазах бездействующей полиции, президент затрагивать не хочет. При этом заметно, что он склоняется к трактовке закона о декоммунизации, которую озвучивают у Кернеса: Жуков под закон не подпадает, поскольку боролся против нацизма.
Ответила Юлия Мендель и на вопрос "Страны".
– Предыдущая команда президента называла некоторые СМИ и отдельных журналистов "агентами Кремля". Практиковались "подпольные" интервью, когда президент отвечал только на удобные вопросы. Как вы сейчас планируете выстраивать взаимоотношения со СМИ?
– К сожалению, так вышло, что я тоже "агент Кремля" по прежней работе. Я имею в виду, что я тоже была в этой шкуре. Тем не менее, смотрите. Президент не прячется от медиа. Мы видим каждую неделю, что он появляется на камеры, и каждую неделю он что-то комментирует. Я являюсь дополнительным элементом, потому что он не может присутствовать одновременно в нескольких местах. К тому же он не хочет светиться на камеры, чтобы, условно говоря, перерезать какую-то ленту на открытии какого-то детсада, потому что это не уровень президента. Но он не прячется, у нас есть большая коммуникационная команда, и я, как дополнительный источник, и президент, который появляется каждую неделю и никогда не отказывает в комментариях. Собственно, про "агентов Кремля" я ничего не могу сказать.