А может быть все-таки их снизить? 5 вопросов об обоснованности новых тарифов
Повышение тарифов на коммунальные услуги вновь оказалась в центре политической повестки дня. В среду несколько тысяч человек, ведомые профсоюзами, пришли к Раде и Кабмину. Требует снизить тарифы и оппозиция. Правительство их обвиняет в популизме. Кто прав, а кто не очень прав, выясняла "Страна".
1. На сколько поднимут тарифы
Старт новому сезону повышения тарифов дало правительство, отменив льготную цену на газ в отопительный сезон, благодаря чему цена на голубое топливо и для населения, и для коммунальных предприятий выросла почти в 2 раза до 6879 гривен за тысячу кубометров (или же 275 долларов). Повышение стоимости газа для теплокоммунэнерго повлекло за собой рост цен и на отопление, и на горячую воду с 1 июля. Опять же, почти в 2 раза. Кроме того, на 30-60% в зависимости от региона подорожала холодная вода. Наконец, с сентября месяца должны увеличиться тарифы на электроэнергию. По итогу, к концу года платежка за коммунальные услуги достигнет в среднем по стране 3000 гривен за обычную "двушку" для семьи из трех человек. Что составляет более половины средней зарплаты в Украине.
Кроме того, стоит напомнить, что после Майдана страна пережила уже несколько крупных повышений тарифов. Еще в конце 2015 года (то есть, до всех последних повышений) стоимость платежки выросла в сравнение с ноябрем-декабрем 2013 года в 3-4 раза. При том, что соцвыплаты были с начала 2014 года заморожены. Небольшая индексация прошла лишь в этом году.
Отметим, что основная "заслуга" в нынешнем повышении цен на коммунальные услуги принадлежит повышению цены на газ, которое потянуло за собой подорожание и отопления, и горячей воды.
2. Насколько обосновано такое повышение цены на газ?
Как известно, потребляемый в Украине газ имеет два вида происхождения.
Во-первых, это собственно украинская добыча (в прошлом году на него пришлось 55% всего потребления). О себестоимости украинского газа говорят разное. Тимошенко, например, считает, что она составляет не более 25 долларов за тысячу кубометров. Арсений Яценюк в конце прошлого года называл другую цифру - 100 долларов. Ее же называют и независимые эксперты из программы "Публичный аудит", считая, что добыча украинского газа обходится в среднем в 2470 гривен. Со всеми накрутками (налоги, транспортировка), по подсчетам "Публичного аудита" выходит 3500 гривен (или же 140 долларов).
Во-вторых, это импортный газ, который мы сейчас закупаем по 180 долларов (в среднем). А скоро можем закупать еще дешевле, так как на третий квартал "Газпром" выставил цену в 167 долларов. Плюс налоги и транспорт. Выходит где-то 230-240 долларов.
Таким образом, получается, что даже с учетом все налогов и накладных расходов, средняя себестоимость добычи и доставки газа составляет 180-190 долларов. При этом, как мы помним, газ продается по 270 долларов. Итого получается, что норма прибыли по продаже газа достигает 100%!
Это как-то слишком много для такой не очень богатой страны как наша.
3. Почему такая большая маржа?
Правительство, в ответ на все обвинения, заявляет, что расчеты согласованы с МВФ и являются экономически-обоснованными. Правда, злые языки говорят, что обоснованы они лишь с точки зрения тех структур (приближенных к власти), которые сейчас реально контролируют НАК "Нефтегаз Украины" и государственные газодобыващие компании. Также есть мнение, что тарифы повышают под будущую приватизацию газодобывающих компаний, в которой планируют принять участие транснациональные корпорации. И, возможно, компании приближенные к власть придержащим. При нынешних тарифах новым владельцам обеспечены сверхприбыли.
4. Хватит ли денег на компенсации?
Еще одним аргументом властей является то, что всем малоимущим будут выплачены субсидии и в среднем расходы на коммуналку, как обещает Гройсман, не превысят 15-20% от дохода семьи. Правда, с компенсациями есть проблема. По новым тарифам их нужно дополнительно 35 млрд. грн. - в сравнение с той цифрой, что уже заложена в бюджет. И где взять средства непонятно. Проводить эмиссию не разрешает МВФ. Да и курс гривны это снова опустит и инфляцию разогреет. Поэтому все чаще из недр правительства доходит информация, что разрабатываются различные механизмы, чтобы сократить число получателей субсидий. Впрочем, если малоимущие не получат субсидий они, скорее всего, не будут платить в полном объеме за коммунальные услуги. И тогда 35 млрд. гривен дефицита (или сумма близкая к этой) вылезет из-за неплатежей.
5. Грозит ли социальный взрыв?
Социальный взрыв из-за непомерных платежек коммунальных прогнозируют уже давно. Однако, предыдущие повышения тарифов, которые регулярно проводились в 2014-2015 годах, к "взрывам" не приводили. Народ ворчал, но терпел. Главная проблема - отсутствие руководящей и направляющей силы, которая бы могла организовать и возглавить процесс. И, кроме того, в предыдущие два года большую роль играл фактор войны - всех, кто протестовал против тарифов объявляли "агентами Москвы", а власть призывала затянуть пояса, чтоб пережить трудности военного времени. Сейчас же большой войны нет уже давно. Постепенно увеличивается число лиц и политических сил, которые заинтересованы в досрочных выборов, поводом для которых как раз и могут стать массовые акции протеста. Акция протеста профсоюзов, хорошо организованная и достаточно массовая, судя была репетицией более серьезных событий осенью. Когда придут первые платежки с новыми ценами за отопление и электроэнергию.
Вывод
Вопрос о пересмотре тарифов, скорее всего, встанет перед правительством. Ведь слишком большая политическая цена может оказаться у 100% рентабельности газового бизнеса.