Вчера вечером в Сети разгорелся скандал – ведомство Ульяны Супрун, как оказалось, без каких-либо изменений копирует медицинские протоколы США.
То есть речь даже не о переносе методик лечения из Америки в Украину, а о дословном копировании внутренних американских документов. Без малейшей попытки локализации и со ссылками на законодательство Штатов.
Ульяна Супрун – гражданка этой заокеанской страны. Она приехала руководить украинской медициной из Детройта. Однако никто не думал, что американский опыт будет переноситься на украинскую землю простым переводом методик с одного языка на другой. Да еще и директивным их внедрением.
Это еще один пласт проблемы – украинские врачи в разработке протоколов лечения, по которым им же и работать, вообще не участвуют. А соцсети заговорили о том, что с украинцами обращаются, как с туземцами в колониях.
"Страна" разбиралась, что написано в "американском" протоколе Супрун.
Что это за документ
Скандал в Сети вызвал приказ Минздрава №1269 – "Об утверждении и внедрении медико-технологических документов по стандартизации экстренной медицинской помощи".
Новым документом Ульяна Супрун отменила два старых – протоколы о неотложной помощи детям и о стандартизации документов по экстренной помощи. То есть детей уравняли со взрослыми.
Вместо этого МОЗ принял новый протокол экстренного лечения пациентов. Следить за его внедрением будет скандальный заместитель Супрун Александр Линчевский, который когда-то предлагал не оплачивать лечение раковых больных, которые "все равно умрут".
В конце данного текста на 317-й странице говорится, что это – адаптированный документ Американского хирургического колледжа из Чикаго, изданный в 2006 году в соавторстве десятка медицинских ассоциаций США.
Но, как оказалось, недостаточно адаптированный. Точнее, следов адаптации нет вообще. А есть прямые отсылки не только к законам США, но и к нормам отдельных штатов, включая Аляску.
Американский след
Так, например, на 20-й странице протокола встречается ссылка на официально утвержденный в США список инвалидностей. На следующей странице уже идет ссылка на американский закон, которому, видимо, предлагается следовать и украинским врачам.
На странице 243 перечисляется список разрешенных для лечения наркотиков-опиатов. Правда, не говорится, в какой именно стране они разрешены. И тут же делается оговорка, что "производные опиатов, такие как героин, запрещены в США".
О запрете того же героина в Украине – ни слова. Как и о списке разрешенных в нашей стране медицинских наркотиков.
На странице 289, рассуждая об использовании уксуса в неотложной помощи, авторы документа пишут, что он хорошо снимает ожоги медуз. Но только не американских, которые от уксусной кислоты становятся только агрессивнее. Важная оговорка для Украины.
Фибрилляцию желудочков предлагается делать согласно нормам Американской ассоциации сердца. А также властей штата Аляска, которые знают, как лучше перезапускать сердце у пациентов с переохлаждением.
На странице 17 встречается интересное уточнение, что пожилой возраст в каждом штате определяют по-своему. То же пишется и по теме, как определять, согласен ли пациент на оказание помощи: "Законы отличаются в различных штатах".
Лечить ожоги рекомендуется по нормам университета ожогового центра штата Юта.
В целом этот припев встречается в тексте документа не менее десятка раз: там подчеркивается, что США – это федерация, и медицинское законодательство в разных регионах может отличаться.
Вот, например, об издевательствах над пациентами: "Каждый штат имеет законодательные акты, обязывающие сообщить о таких преступлениях, как небрежное отношение или издевательство. Важно знать данные законы штата".
Опять же – весьма ценные замечания для украинских врачей.
Приводится также очень "полезная" для Украины статистика: "Остановка сердца в неклинических условиях в Штатах имеет показатель смертности более 90% и вызывает около 300 000 смертей ежегодно".
То есть размах проблемы понятен – команда Супрун даже не удосужилась вставить в доклад точно такую же статистику из Украины и ссылки на украинское законодательство.
Ведь в случае ошибки отвечать докторам придется по украинским законам, а не американским.
Ну и вишенка на торте – это обсуждаемая со вчерашнего дня рекомендация при отравлениях звонить на бесплатную из любой точки США "горячую линию".
Отдельно порадовали "федеральные запасы антидотов". "Они разворачиваются на площадках, определенных штатами".