Жители Москвы теперь регулярно соблюдают правила ПДД и вежливы друг с другом – поразительный контраст с 1990-ми годами, пишет обозреватель New York Times.

Часть опрошенных газетой экспертов считает это стремлением москвичей к более цивилизованной – то есть западной – жизни; другие, наоборот, уверены, что город возвращается к былой советской дисциплине.

"На улице почти не было машин, да и ГИБДД тоже не было видно, – но все равно с десяток пешеходов терпеливо стоял на тротуаре, ожидая, пока истекут 160 секунд до зеленого сигнала светофора. А ведь в 1990-е годы в городе Москве правила дорожного движения считали чем-то совершенно необязательным", -  пишет корреспондент New York Times Эндрю Хиггинс.

"Я всегда стараюсь следовать ПДД. Я хочу жить в цивилизованной стране", - заявил журналисту 22-летний курьер Алексей Смирнов.

Такие слова – напоминание о том, насколько Россия – или хотя бы ее столица – изменилась. И, как это часто бывает, понимание того, в какую сторону меняется страна, зависит от точки зрения на самого Путина – жуткий ли он офицер КГБ, стремящийся затащить всех обратно в СССР, или жесткий, но современный правитель, который намерен навести порядок в творящемся хаосе.

В глазах чиновников перемены в поведении на светофорах – признак того, что "железная власть" Путина и его человека на посту мэра Москвы Сергея Собянина поспособствовали переменам в обществе в сторону большей вежливости и законопослушности.

Заместитель директора Центра организации дорожного движения столицы Александр Поляков указывает на то, что людей теперь с детства учат соблюдать ПДД. Он уверен, что законы сегодня соблюдаются не из страха перед штрафами (максимум 500 рублей), а из уважения к себе и другим. В отличие от 90-х годов, люди не стремятся идти на риск, настаивает Поляков, — что, по замечанию New York Times, перекликается с призывами Путина к дисциплине и порядку. 

Социолог из Высшей школы экономики Леон Косальс рассуждает в статье New York Times следующим образом: москвичи знают, что не могут добиться правосудия, но правилам ПДД следуют потому, что "хотят жить в современной стране, а не потому, что считают, что система теперь справедливая". И такое поведение – не одобрение действий Кремля, а, наоборот, показатель молчаливого протеста – демонстрация желания приобщиться к западным ценностям, поясняет газета.

Властям Москвы, уточняет Косальс, стоит отдать должное за борьбу с коррупцией в ГИБДД и инвестиции в облагораживание города. Но основной причиной нынешнего явления он все равно считает стремление москвичей к более цивилизованной жизни. В результате родилась "очень редкая, к сожалению, история успеха для России".

В то время, как Кремль выступает с осуждением США и Европы, Москва становится все более европейской по вкусам и привычкам. Например, люди стали часто придерживать двери на входе в метро, чтобы она не ударила идущего сзади.

Татьяна – жена дипломата, который в советское время базировался в Лондоне, считает, что стремление соблюдать ПДД – это скорее "здоровое возвращение" к дисциплинированности советской эпохи: "При Ельцине все было в хаосе. Он был вечно пьяный и никто правил не соблюдал. Теперь все возвращается к тому, как было". Она также уверена, что пешеходы ждут сигнала светофора потому, что боятся штрафа или того, что их переедут.

Как сообщала "Страна", военный конфликт на Донбассе не мешает жителям Украины массово выезжать на заработки в Москву. Поезд Львов-Москва традиционно переполнен заробитчанами, которые едут в российскую столицу работать преимущественно на стройках.

Читайте Страну в Google News - нажмите Подписаться