Китай сотрясает ковид-майдан - крупнейшие акции протеста в КНР со времен площади Тяньаньмэнь, когда в 1989 году военные подавили выступления студентов.
Демонстрации продолжаются в Пекине, в крупнейшем городе Китая Шанхае, а также в Гуанчжоу, Нанкине, Чэнду, Ухане и в других городах.
Протесты, спусковым крючком для которых стали строгие ковидные ограничения, переросли в выступления против властей и конкретно против переизбравшегося в октябре на третий срок главы Компартии Си Цзиньпина (при том что акции с политическими требованиями нетипичны для Китая).
Многих возмутила его политика "нулевой толерантности к ковиду" с массовыми тестированиями, длительными карантинами и внезапными локдаунами, когда даже из-за единичных случаев власти закрывают целые города.
Иногда людей запирают в квартирах, на заводах и в офисах. А в Шанхае, например, вокруг домов установили металлические барьеры, чтобы жители не могли попасть в город.
Узнавали, какова ситуация в Китае и во что могут вылиться протесты.
"Революция белых листов"
Несмотря на жесткие меры, число заражений в Китае продолжает расти. Заболевших сейчас больше, чем во время предыдущего пика пандемии в апреле этого года. Тогда китайским властям пришлось полностью закрыть на карантин Шанхай, и два месяца 25-миллионный город провел в полной изоляции.
Теперь же именно Шанхай стал центром протестной активности. Люди требовали отмены жестких карантинных мер и расследования трагедии в Урумчи, когда во время пожара в закрытом доме погибло 10 человек (многие считают, что трагедия случилась из-за ковидных ограничений, по которым людям было запрещено покидать дом).
Движущей силой протестов стали студенты. Во многом это объяснялось тем, что студенческие кампусы также блокировались на вход и выход, что привело к быстрому росту протестной самоорганизации среди молодежи.
Обстановка обострилась в воскресенье вечером, когда полиция пыталась разогнать большие толпы.
Участники выступлений часто выходят на улицы с пустыми белыми листами бумаги вместо лозунгов - таким образом они пытаются обойти цензурные запреты (как во время демократических протестов в Гонконге три года назад). Некоторые уже называют происходящее "революцией белых листов бумаги", "революцией чистых листов" или "революцией A4". Другие несли белые цветы - символ траура в китайской культуре. Люди скандировали: "Долой компартию! Си Цзиньпина в отставку! Свободу всему Китаю!".
В городе Шэньчжэнь рабочие крупнейшего в мире завода iPhone устроили бунт. Там всех обязали иметь QR-коды, власти закрыли местным выход из районов и устроили карантинную зону-лагерь. Все это, а также избиения полицейскими нарушителей, вылилось в массовые протесты и побоище.
В Гуанчжоу тысячи протестующих сносили ограждения, бросали предметы в полицейских, перевернули один из их автомобилей.
Стычки с полицией произошли в нескольких городах страны, часть демонстрантов арестовали, а в города стягивают спецтехнику. На месте протестов в Шанхае установили высокие заграждения.
Все эти инциденты также происходят на фоне роста недовольства в стране за последние два года, особенно среди молодежи. Этим летом фраза "последнее поколение" стала популярной в Китае, и молодые люди использовали хэштег, который теперь подвергается цензуре, чтобы рассказать о своем разочаровании в жизни и критиковать правительственную стратегию нулевого COVID.
Многие протестуют против проблем, с которыми они сталкиваются во время каждого локдауна: не хватает продуктов питания и товаров первой необходимости – все магазины закрыты, многие надолго или насовсем лишаются доходов. Но самое главное – у людей нет доступа к экстренной медицинской помощи. Из-за этого на прошлой неделе в городе Чжэнчжоу погибла четырехмесячная девочка, запертая с родителями в гостиничном номере из-за карантина. Это уже вторая смерть ребенка из-за неоказанной медицинской помощи в связи с локдауном.
Тем временем протестующих в Китае наказывают своеобразно - дистанционно меняют им QR-коды в смартфонах на желтые и красные. Желтые означают, что их не выпустят из того района, в котором они находятся, а также не пропустят обратно домой. Красные означают принудительную отправку в ковидные лагеря за свой счет.
С началом пандемии граждан Китая обязали установить на смартфонах приложение под названием Alipay Health Code, которая назначает им цветовой код - зеленый, желтый или красный - в зависимости от их состояния здоровья.
В работе этой системы активное участие принимают правоохранительные органы. Как только пользователь скачивает приложение и предоставляет ему доступ к личной информации, его геолокация, город проживания и идентификационный номер загружается на государственные серверы. При этом никто не знает, как именно работает классификация жителей и выдача им того или иного кода, что вызывает страх у местного населения. Некоторые из них получили красный код и вынуждены оставаться взаперти, хотя у них нет никаких симптомов заболевания.
Зеленый код позволяет жителю свободно ездить по стране. Желтый означает, что пользователя могут обязать остаться дома на неделю. Красный предусматривает двухнедельный карантин.
Код здоровья нужно показывать специальному сотруднику, например, на входе в метро. Кругом висят баннеры с напоминанием правил:"Зеленый код - свободное передвижение. Красный или желтый - срочно свяжитесь с соответствующими органами".
"Накопился гнев"
Эксперты говорят: протесты сейчас неорганизованные и неструктурированные, а потому пока неопасные для власти. Но есть риск, что оппозиционные Си Цзиньпину силы могут воспользоваться обстановкой. Сам же лидер Китая может жестко подавить ковид-майдан.
"Протесты достигли новой точки, особенно когда появились лозунги, призывающие Си уйти в отставку. Си может прибегнуть к репрессиям в той или иной форме, чтобы подавить дальнейшие протесты против политики и его руководства. Отказ от "нулевого Covid" сейчас был бы слишком неловким и признаком слабости", - сказал BBC Стив Цанг, глава Китайского института SOAS в Лондонском университете.
"За последние три года у людей накопился такой гнев", - сказал медиа один из участников акции, пожелавший остаться неизвестным. Другой сказал, что мероприятие началось как мирное шествие в паять о людях, погибших в пожаре в Урумчи, но "вышло из-под контроля".
Некоторые люди, собравшиеся на месте, жаловались на отсутствие свободы и на сомнительный характер политики Китая в отношении Covid.
В Пекинском университете появились граффити с лозунгами "Нам не нужны ПЦР-тесты, нам нужна еда".
Студенты, протестующие в элитном пекинском университете Цинхуа в минувшее воскресенье, скандировали "За демократию и верховенство закона, свободу выражения мнений". А демонстранты в Пекине выкрикивали лозунги с требованием "свободы искусства" и "свободы писать".
Шина Честнат Грейтенс, эксперт по Китаю Американского института предпринимательства, заявила Financial Times, что нынешние беспорядки могут "стать серьезной проверкой инструментов социального контроля, разработанных при Си".
Один житель города Шэньчжэнь сказал изданию, что толчком для демонстраций стали провалившиеся переговоры с местными властями о снятии блокировки с одного из жилых комплекса.
По его словам, он и его соседи собрались у ворот и кричали "освободите нас", после чего местные власти уступили.
Керри Браун, профессор китайской политики в Королевском колледже Лондона, сказал Sky News, что у китайского правительства есть огромные ресурсы, чтобы подавить протесты, если они полностью не выйдут из-под контроля, что возможно, но маловероятно в данный момент.
Журналист Том Чесире, до недавних пор работавший для Sky News в Азии, рассказал, что жизнь в режиме ковид-ограничений последние три года измотала многих, и его в том числе.
"ПЦР-тестирование стало повсеместным: каждый день я стоял в очереди, чтобы сдать мазок из горла. Поездки внутри страны постоянно срывались - если в месте, которое вы хотели посетить, были случаи COVID, это означало карантин по возвращении в Пекин. Или, если в Пекине будут случаи, города откажут во въезде. Когда число случаев росло, вводились жестокие блокировки, как мы видели в Шанхае и многих других городах в этом году. Даже более легкая версия означала закрытие ресторанов, парков, кинотеатров и школ, как это происходило в Пекине в течение всего года. Появление человека в белом защитном костюме было худшим предзнаменованием. Это означало, что жилой комплекс или офисное здание вот-вот закроют - мы сбежим и остановимся в доме или отеле друга, если заметим такое. Но в других случаях вы не получали физического предупреждения: вместо этого код здоровья вашего телефона становился оранжевым, возможно, потому, что вы пересекались с подозреваемым случаем COVID-19 - это означало в лучшем случае домашний карантин или транспортировку во временную больницу. Короче говоря, это было довольно жалкое существование. Китай называет свою борьбу с COVID "народной войной". Но люди устали. Протесты, распространяющиеся в Китае, были вызваны яростью по поводу жесткой политики правительства по борьбе с коронавирусом, но также продемонстрировали разочарование в отношении политической системы страны", - сказал Чесире.
В то время как многие ожидали смягчения политики после переизбрания Си, Пекин вместо этого ужесточил правила. Это вызвало общественный гнев, который вылился на улицы крупнейших городов Китая.
"Люди достигли точки кипения, потому что не было четкого пути к прекращению политики нулевого Covid", - сказал AFP Альфред Ву Мулуан, эксперт по китайской политике в Национальном университете Сингапура.
Яшэн Хуанг, профессор Массачусетского технологического института, заявил в Твиттере, что новое высшее руководство партии, состоящее из сторонников Си Цзиньпина, привержено цели нулевой эпидемии коронавируса.
"Перед 20-м съездом Компартии была надежда на изменение политики, но состав руководства Конгресса полностью разрушил это ожидание, заставив людей брать действия в свои руки", - написал Хуанг.
По словам аналитиков, наиболее важная особенность нынешних протестов - это гнев протестующих против высшего руководства Китая. Они утверждают, что такая ситуация беспрецедентна со времен митингов 1989 года,
"С точки зрения как масштаба, так и интенсивности, это самый крупный протест молодежи в Китае со времен студенческого движения в 1989 году. В 1989 году студенты были очень осторожны, чтобы не атаковать партийное руководство поименно. На этот раз они были очень конкретными, желая смены руководства", - сказал AFP старший научный сотрудник Джеймстаунского фонда Вилли Во-Лап Лам.
Лам сказал, что примечателен масштаб протестов - от элитных университетов в Пекине до крупных китайских городов, таких как Ухань и Чэнду.
"В ходе этих протестов центральное правительство теперь становится мишенью, потому что люди понимают, что борьба с коронавирусом является центральной политикой", - сказала AFP Мэри Галлахер, директор Центра китайских исследований Мичиганского университета.
Выгода США и угроза переворота
Но есть мнение, что нынешние протесты не сравнить с Тяньаньмэнем.
"В 1989 году миллионы людей протестовали в каждом крупном китайском городе в течение двух месяцев. То, что мы наблюдаем сейчас, имеет большое значение для Си Цзиньпина, но далеко по масштабам до площади Тяньаньмэнь", - написал в Twitter Ян Бреммер, президент Евразийской исследовательской и консалтинговой фирмы по политическим рискам.
Но есть и сходство между протестами на площади Тяньаньмэнь и нынешними беспорядками: как и в 1989 году, митинги перекинулись на крупные города по всему Китаю.
Чонг Джа Ян, профессор факультета политологии Национального университета Сингапура, сказал "Стране", что нынешний бунт нетипичен, ведь в Китае обычно на митингах требуют повешения заработной платы или улучшения условий труда.
"КПК обычно дает протестам немного постоять, чтобы протестующие измотались, а затем приступает к аресту лидеров, разгоняя толпу и арестовывая часть протестующих. Реакция китайского правительства может зависеть от того, насколько масштабными будут эти протесты, как долго они продлятся и насколько организованными они станут. Для подавления протестов также требуются ресурсы. Эти протесты, безусловно, являются вызовом для Си, поскольку он решил взять на себя политику "нулевого COVID". Это делает эти акции более значимыми, чем прежние локальные протесты, которые, как правило, имели место в Китае", - сказал Чонг.
Некоторые протестующие, полагает эксперт, будут обвинены в преступлениях и заключены в тюрьму - по разным обвинениям, включая "сговор с враждебными иностранными силами".
"Одна из опасностей заключается в том, что Си Цзиньпин может спровоцировать международную конфронтацию, чтобы отвлечь внимание от протестов и попытаться привлечь на свою сторону китайских националистов", - сказал Insider Перри Линк, профессор Принстонского отделения восточноазиатских исследований, имея в виду, вероятно, силовые акции Китая в отношении Тайваня.
При этом протесты в Китае, говорят эксперты, могут быть на руку в первую очередь американцам.
"Пекин для Вашингтона - стратегический соперник, который к тому же быстро развивается, что вызывает недовольство американцев. США опасаются потерять свое экономическое и политическое первенство. Штаты всячески препятствуют развитию КНР, один из ярких примеров - ситуация с Huawei, производителем смартфоном, против которого американцы ввели санкции за якобы связи со спецслужбами", - говорит Син Гуанчэн, директор Института по изучению приграничных районов Китая.
Некоторые не исключают попытки переворота.
"Внутри Компартии Китая существуют глубокие разногласия. Кампания Си Цзиньпина по искоренению коррупции и политических противников принесла ему множество врагов, равно как и шаги по изменению деловой, политической и культурной среды Китая. Регулирующие органы установили строгие условия для крупных компаний в сфере технологий, онлайн-образования и видеоигр, в результате чего они потеряли значительную часть своей рыночной стоимости. Новые ограничения на "социально вредное поведение" также оказались непопулярными. Спусковым крючком для переворота может послужить угроза финансовой войны с Соединенными Штатами, которая нанесет ущерб экономике Китая", - полагает Роджер Гарсайд, китаист, бывший британский дипломат в Китае.