В Европе активизировался "зеленый курс".
Напомним: Евросоюз еще несколько лет назад утвердил курс Green Deal, который предусматривает постепенную декарбонизацию экономики. В его рамках, к примеру, отказ от производства автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, запрет угольных электростанций, введение налога на товары, при производстве которых используются "грязные" технологии, развитие альтернативной энергетики и прочее. Украина еще до войны тоже присоединилась к Green Deal.
Ожидалось, что на фоне войны в Украине и масштабного энергокризиса в Европе зеленый курс как минимум притормозят. Но, похоже, все, наоборот, ускоряется. Судя по всему, сторонники "зеленого курса" увидели в росте цен на энергоносители шанс на куда более быстрый, чем ранее предполагалось, переход к "зеленой энергетике" за счет резкого сокращения потребления нефти, угля и газа.
На минувших выходных в ЕС достигли соглашения о первом в мире крупном налоге на выбросы углерода. Налог коснется не только бизнеса, но и рядовых граждан. Пока точно известно об одной из составляющих персонального углеродного налога - на топливо. Бензин и дизель дополнительно подорожают в пределах 10,5 цента на литре.
"Также в ближайшее время будут представлены дополнительные налоги на автомобили с двигателями внутреннего сгорания - в зависимости от уровня выбросов вредных веществ", — говорит руководитель специальных проектов НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев.
По его словам, если ранее много мероприятий в рамках Green Deal были ориентированы на 2030 год, то сейчас план конкретных действий по зеленой повестке должен быть сформирован уже к 2025 году. Ожидается, в частности, что ускорятся реализация проектов по водородному топливу, малым атомным реакторам и прочему.
"Главная цель — максимально быстро избавить Европу от зависимости от импорта энергоносителей", — пояснил эксперт.
Также будет ужесточаться налоговая политика по карбоновому следу. Это значит, что, чем "грязнее" технологии производства, тем больше придется платить налогов за товар, который с помощью этих технологий произведен. Причем это будет касаться не только товаров, произведенных в Европе, но и экспортируемых в ЕС из других стран.
"Это означает, что для сохранения конкурентоспособности по экспорту в ЕС нам придется существенно модернизировать целые отрасли экономики, в частности сельское хозяйство и металлургию. Пока непонятно, дадут ли нам послабления из-за войны. Но в любом случае речь идет о миллиардных вложениях. Да и рядовых украинцев зеленая повестка Европы напрямую коснется, в частности, через цены на топливо и перевозки", — говорит Рябцев.
Разбирались, сколько придется доплачивать "за углеродный след".
Подорожание бензина и климатические "желтые жилеты"
На минувшей неделе государства - члены ЕС достигли соглашения о первом в мире крупном пограничном налоге на выбросы углерода.
Решение было предварительно согласовано на прошлой неделе, хотя и не без боя.
Аргумент противников закручивания карбоновых гаек — создаются протекционистские торговые барьеры, что может сильно ударить по экспортерам из стран третьего мира. В целом такая политика идет в разрез с правилами ВТО.
Тем не менее был утвержден Механизм корректировки углеродных границ (CBAM).
Как пишет Financial Times, ожидается, что сделка, являющаяся центральной частью стратегии ЕС по сокращению выбросов углерода до нуля к 2050 году, будет официально согласована лидерами в Европейском совете и принята Европейским парламентом в качестве закона ЕС с вступлением в силу в 2026 году.
Агентство Reuters цитирует представителя Европарламента Питера Лизе, который отметил, что CBAM является "самым большим законом о климате, когда-либо существовавшим в Европе, а некоторые говорят, что и в мире".
Также договорились реформировать систему торговли квотами на выбросы углекислого газа (ETS), которая действует в Европе с 2005 года.
Что предусматривают нововведения?
1. Будет внедрен Механизм регулирования углеродных выбросов (Carbon Border Adjustment Mechanism или CBAM). Он предусматривает введение налога на карбоновый след. Его запуск обсуждался уже давно, по предварительным расчетам, ставка должна была составить порядка 30 евро на тонну СО2 в производстве товара.
Но эту ставку для некоторых отраслей (в частности, автомобильного транспорта, теплоснабжения, а также тех, что используют "сжигание ископаемого топлива") могут повысить до 45 евро. Налог может затронуть "технологическое тепло" от промышленной деятельности и даже отопление офисов.
Налог будут платить все - и европейские производители, и импортеры (последних могут заставить приобретать специальные сертификаты ЕС, но до 2034 года продажу таких сертификатов хотят отменить, это значит, что даже за деньги "грязную" продукцию ввезти в Евросоюз не удастся), и рядовые граждане - через ценник на топливо и налог на автомобильные выбросы. Аналитики Потсдамского института климатических исследований подсчитали, что, к примеру, литр бензина на европейских заправках после введения нового налога может подорожать на 10,5 центов, а дизеля - на 12 центов.
При этом, как пишет FT, генеральный директор базирующегося в Париже аналитического центра Института Жака Делора, Женевьев Понс сказала, что предложение субсидий любого рода будет одним из "основных рисков" CBAM, если они будут введены. "Вряд ли это будет совместимо с ВТО", — отметила она.
2. Целевой показатель по сокращению выбросов в отраслях, охватываемых Европейской системой торговли квотами на выбросы до 2030 года планируется сократить до 62%, что на 1% больше, чем обсуждалось ранее.
Для достижения этой цели в 2024 году квоты на выбросы в ЕС будут снижены на 90 млн тонн эквивалента СО2, в 2026 году — на 27 млн тонн. Также ежегодно квоты будут снижаться на 4,3% (в 2024-2027 годах) и на 4,4% в 2028-2030 годах.
"Эта сделка позволит нам достичь климатических целей в основных секторах экономики, обеспечивая при этом эффективную поддержку наиболее уязвимых граждан и микропредприятий в переходный период", — цитируют СМИ Мариана Юречка, министра окружающей среды Чехии.
3. Министры европейских стран договорились постепенно, к 2034 году, отказаться от бесплатных разрешений на выбросы в энергоемких секторах, включая производство цемента, алюминия, железа и стали.
В течение 8-летнего периода бесплатные квоты будут поэтапно сокращаться. К примеру, в 2026 году запланировано их уменьшение на 2,5%. Затем - по нарастающей, вплоть до полного отказа от бесплатных квот до 2034 года.
4. Ожидается, что цены на ресурсы, используемые для отопления, такие как газ, уголь, печное топливо вырастут.
"Граждане ЕС должны ожидать более высоких цен на CO2", — пояснил Майкл Блосс, депутат от "зеленых".
Паскаль Канфин, председатель парламентского комитета по окружающей среде, заявив, что новая система — "политически самоубийственна" и может вызвать общеевропейское движение, подобное "желтым жилетам" во Франции.
При этом, в связи с продолжающимся энергетическим кризисом новая схема может быть отложена на год, до 2028 года, если цены на энергоносители останутся "исключительно высокими".
6. Планируется создать Социальный климатический фонд. Он должен помочь уязвимым домохозяйствам, малым предприятиям и пользователям транспорта справиться с ведением таксы на карбоновый след. Фонд может начать работать уже в 2026 году, и будет предлагать ряд субсидий для перечисленных выше категорий пользователей. Ожидаемое финансирование до 87 млрд евро. Средства будут поступать от налога на карбоновый след, уплаченного производителями "грязных" товаров. Плюс 25% финансирования предоставит ЕС.
Однако "зеленые" политики заявили, что фонда "недостаточно, чтобы компенсировать это бремя". "Защита климата ЕС имеет антисоциальный уклон, — цитирует Майкла Блосса, члена Европарламента издание Eurasctiv.
7. До 2027 года планируется создать механизм ETS II (торговли квот на выбросы) для автотранспорта и строительного сектора. Запустить его могут с 2028 года. Но, к примеру, в Германии подобная система уже работает.
Отметим, что последние "экологические" решения ЕС максимально конкретные.
"Это уже не просто курс на перспективу, а конкретный план",— говорит Рябцев.
Зеленое ускорение
Ранее ожидалось, что на фоне войны в Украине и энергокризиса в Европе зеленую повестку, наоборот, притормозят.
"Краткосрочно по зеленому курсу действительно взяли паузу. Это касается, в частности, послаблений по тепловой энергетике и использованию угля, а также планов по закрытию атомных станций, в частности, в Германии. Но это только временная передышка", — говорит аналитик центра "Объединенная Украина" Алексей Кущ.
С ним согласен Геннадий Рябцев.
"На этот сезон снизили темпы декарбонизации, а в целом зеленый курс, наоборот, ускоряется. Много мероприятия, которые планировали проводить постепенно, теперь будут форсировать - чтобы быстрее снять зависимость Европы от российских энергоресурсов. Это, к примеру, и ужесточение "карбонового" налогообложения, и ускорение проектов по малым атомным реакторам и водороду. По тому же водороду, который недавно считали лишь "перспективным" ресурсом, проекты будут реализовать уже в 2025 году. В целом принятые ЕС решения пока еще не достаточно конкретные. Ожидается, что на их базе уже вскоре появятся цифры по налогам, в частности, сколько будут платить предприятия и рядовые граждане за загрязнение окружающей среды", — отметил Рябцев.
По мнению Куща, могут появиться и дополнительные "сюрпризы".
"К примеру, не исключено появление налога за след российского газа в товарах (летом этого года Европарламент отказался причислить газ к безвредным источникам энергии - Ред.), что ударит по импорту в ЕС товаров из Китая и Азии", — добавил он.
"В целом, все идет к тому, что "карбоновый фактор" станет одним из инструментов торговых войн, только "упакован" он будет в "климатическую обертку", — подытожил Кущ.
Сколько заплатит Украина
Что значит "зеленое ускорение" Европы для Украины? Еще до войны наша страна присоединилась к зеленому курсу ЕС, подписавшись на постепенное закрытие шах и "грязных" тепловых электростанций, а также на внедрение "чистых" технологий в энергетике и ряде отраслей экономики (металлургии, сельском хозяйстве и пр.).
Впрочем, до конкретики дело так и не дошло.
Сейчас в Украине война, поэтому, как считает Кущ, "зеленые нововведения" Европы для нас мало что значат. "Понятно, что пока идут боевые действия, для нашей страны стоит вопрос выживания, и модернизировать экономику в свете зеленого курса никто не будет. Да и многие пункты в списке требований Европы могут сняться сами собой. Территории, на которых велась добыча угля, частично под оккупацией, ТЭС разрушены, и еще непонятно, можно ли их вообще будет восстановить", — отметил эксперт.
Тем не менее, остается открытым вопрос по экспорту нашей продукции в Европу. В частности, речь идет о сельскохозяйственных товарах (агросектор считается одним из самых грязных в плане карбонового следа), металлопродукции и др.
"Еще до войны Киевская школа экономики посчитала, что из-за внедрения зеленых инициатив Европы (в частности, СВАМ) наши производители могут ежегодно терять до 400 млн евро", — говорит глава секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский.
Согласно исследованию Киевской школы экономики, запуск СВАМ может стоить ВВП Украины примерно 0,08% в год, и коснется украинского экспорта на 2,9 млрд долларов в год. К примеру, карбоновый налог на украинскую сталь может составить 77 евро на тонну, что приведет к ее подорожанию на европейском рынке на 45 евро. В целом, по прогнозам аналитиков, это может привести к сокращению украинских поставок металлопродукции в ЕС на 9%. Но это расчеты довоенных времен, они базируются на актуальных на то время объемах производства и экспорта украинских товаров в ЕС.
"Не исключено, что в новых условиях условия для Украины изменятся, в частности, нам будут представлены льготы или более продолжительный переходной период", - считает Рябцев.
В целом же, по словам Забловского, "зеленая повестка" может проявиться во время восстановления Украины после войны.
"Скорее всего, программа восстановления страны будет базироваться на зеленых технологиях и идее уменьшения карбонового следа и энергоэффективных принципах. Это может стать одним из условий предоставления финансирования со стороны наших международных партнеров", — считает Забловский.
Рябцев говорит, что рядовые украинцы заплатят за "карбоновый след" еще раньше.
"Нас это коснется опосредованно через более высокие ценники на европейское топливо, подорожание логистики, а значит, и всех товаров. А также пассажирских перевозок", — подытожил эксперт.
Напомним, ранее "Страна" писала о том, что в Украине может повториться топливный кризис с дефицитом бензина и дизеля и ростом ценников.