"Украинофоб" Булгаков и "коллаборант" Довженко. Как современной Украине относиться к деятелям прошлого
История с объявлением Институтом национальной памяти писателя Михаила Булгакова украинофобом является частью более общего вопроса: как современная Украина должна относиться к деятелям прошлого, которые, будучи рожденными в Украине, при этом либо писали по-русски (как Николай Гоголь или Булгаков), либо считали себя русскими (как Игорь Сикорский), либо стали знаменитыми в Москве и с Украиной себя не идентифицировали (как Сергей Королев), либо творили во времена советской власти по-украински, но с определенным идеологическим уклоном.
Как относиться к автору "Песни о Сталине" Максиму Рыльскому? К автору многочисленных стихов о Ленине Павлу Тычине? К лауреату Сталинских и Ленинских премий, знаменитому режиссеру Александру Довженко, который помимо прочего снял известнейший фильм "Щорс", где в карикатурном виде изображена УНР и в героическом – Красная армия? Фильм "Щорс" на десятки лет стал в СССР канонической версией событий в Украине 1918-1919 годов. И явно сыграл в продвижении советских "нарративов" многократно большую роль, чем "Белая гвардия" Булгакова.
В сравнении со "Щорсом" и другими произведениями указанных выше авторов "Белая гвардия" выглядит нейтральным историческим повествованием. А сам Булгаков, явно не обласканный советской властью, - настоящим диссидентом.
Довженко, хотя и служил в армии УНР, в итоге перешел на сторону большевиков и покаялся в "грехах молодости", написав в автобиографии, что "зашел в Революцию не в ту дверь" (да, это выражение было в ходу еще задолго до Филиппа Киркорова и "голой вечеринки"). И если Булгаков по нынешним официальным меркам – украинофоб, то Довженко тянет на коллаборанта.
При желании претензии можно предъявить вообще кому угодно. Тарас Шевченко, например, прозу писал по-русски. Впору задать вопрос: чому не державною? Автор "Энеиды" Иван Котляревский служил офицером в русской императорской армии, воевал против турок, в 1812 году создал полк для борьбы с Наполеоном. Его тоже можно записать в коллаборанты или даже оккупанты.
Поэтому, применяя мерки нынешнего времени и нормы Уголовного кодекса Украины в редакции 2024 года к деятелям прошлого, можно зайти слишком далеко. "Заканселить" сотни известных украинцев или уроженцев Украины, которые жили до 1991 года. И это будет уникальным опытом. Потому что, как правило, любая страна стремится объявить своими как можно большее число известных людей, создавая и приумножая свой символический исторический капитал.