«ТЕНЕВАЯ» ЭКОНОМИКА – ЭТО СЛЕДСТВИЕ ОТСУТСТВИЯ ДОВЕРИЯ К ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИНСТИТУТАМ: ДЕШЕВЛЕ ДАТЬ ВЗЯТКУ И НЕ ПЛАТИТЬ ЗАВЫШЕННЫЕ НАЛОГИ
Управляющий партнер Национальной антикризисной группы Тарас Загородний в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал, что государство не справляется с функциями регулятора, независимый суд как способ решения налоговых споров отсутствует, а реальной экономикой по факту является теневая.
Уровень теневой экономики в Украине в 2015 году снизился до 40% от ВВП по сравнению с 43% в 2014 году. Экономика из тени немного вышла , благодаря макрофинансовой стабилизации, контролю инфляции и курсовой стабильности.
При этом, эксперты отмечают, что теневая экономика сегодня вносит существенный вклад в экономический рост, около половины ВВП в Украине создается с использованием нелегальных схем и операций.
В эфире радиостанции Голос Столицы управляющий партнер Национальной антикризисной группы Тарас Загородний пояснил, что зарегулированность экономики, отсутствие культуры сбора налогов способствуют процветанию теневого бизнеса.
— Если теневая экономика сегодня вносит существенный вклад в экономический рост государства, можно ли в нынешней ситуации отделять теневой сектор от легального? Получается, что сегодня одно не может существовать без другого?
— Теневой сектор может спокойно без государства существовать, по крайней мере, в нынешней зарегулированности экономической жизни, отсутствии культуры сбора налогов, завышенных налогах, которые не может выдерживать экономика. Из-за непрофессионального отношения государства к предпринимателям как к дойным коровам и каким-то преступникам сложилась ситуация, что люди уходят в тень. Я не согласен, что существуют теневые схемы и так далее. Это не теневые схемы. Например, работники получают деньги в конверте, потому что предприниматель не может выплачивать высокие налоги, ведь если он выплатит, например, существующие сейчас налоги на зарплату, предприятие просто закроется. И сама система, которая построена в стране, стимулирует, чтобы люди уходили в тень. Потому что уровень коррупции, в первую очередь, в налоговых органах никуда не делся, он только вырос. Налоговики создают целую специальных нормативных документов, которые не дают возможности работать «в белую». Открыто сейчас могут себе позволить работать только крупные компании, у которых процент выплат по зарплате достаточно небольшой. И в результате мы видим, что фактически зажат бизнес, и как ни странно, реальной экономикой как раз является теневая экономика. А по поводу официальных заявлений о том, что она сократилась на 3%, то можно сказать, что она никак не сократилась. Потому что 3% - это статпогрешность называется. Например, заместитель министра финансов в прошлом году вообще заявляла что у нас теневая экономика составляет 67% экономики. Это говорит о том, что государство не справляется с функциями регулятора, оно не способно поддерживать жизнеспособные системы, и люди просто уходят в тень.
— Как можно поменять фискальную политику, чтобы повернуть вспять нынешнюю ситуацию?
— Бизнес должен начать доверять государству, потому что даже если государство сейчас снизит налоги или уберет все преграды в ведении бизнеса, это не вызовет доверия. Нет доверия государству. Никто не уверен, что ничего не поменяется, и не введут штрафы задним числом, за то, что ты что-то там не доплатил.
— А мораторий?
— В стране отсутствует независимый суд как способ решения налоговых споров. Фактически у нас налоговая часто пишет обязательства, которых нет в нормативных актах, и делают, что угодно: арестовывают предприятие, могут довести его до банкротства, просто прийти и провести выемку документов, а ты в суде не получишь никакой защиты. Поэтому без решения этих главных вопросов ни о какой детенизации говорить нет смысла.
— Мораторий на изменения в налоговое законодательство позволил бы вернуть доверие предпринимателей?
— Нет к этому доверия предпринимателей. Они введут новые драконовские правила и их не будут менять три года. Все попытки исполнительной власти бороться с теневой экономикой ни к чему не приведут. Потому что уровень коррупции остается высоким.