Почитал обещания Кирилла Шевченко. Мне очень понравилось, что новый глава НБУ собирается сделать акцент на активизации роста экономики. Это правильное направление, о котором и слышать не хотели ни центральные банкиры времен Януковича, ни Степан Кубив, ни Валерия Гонтарева, ни Яков Смолий с их командами экономистов, молодых и не очень.
То есть, акцент на развитии кредитования – это не вопрос законности или незаконности. Это вопрос желания.
Просто предыдущие руководители НБУ изо всей силы не хотели никакой ответственности. Поэтому из профильного закона о работе Нацбанка они через лояльных депутатов убрали все пункты, кроме одного: что Нацбанк отвечает только за ценовую стабильность. Как мы довольно быстро поняли, ценовую стабильность они понимали как инфляцию, близкую к нулю. А для этого, только и всего, нужно было вынимать из оборота "лишние" миллиарды, продавая банкам депозитные сертификаты. Ну и не вспоминать об отсутствии кредитования - делать вид, что проблемы нет.
И о чудо, инфляция начала снижаться. Правда, вместе с ней начала загибаться отечественная экономика, а страна все больше переходила на импорт. Но это в НБУ никого не волновало, потому что по закону… ну, вы знаете. А значит, как в стихотворении Маяковского:
"выполнил план – посылай всех в п@зду".
Чем собственно Нацбанк и занимался. Никакие увещевания, что промышленность сжимается, что банки не кредитуют и уходят в спекуляции, что Украина превращается в поставщика аграрного сырья и живых заробитчан, - не действовали. По закону ответственность минимальна, а выше закона – только МВФ. Понравиться МВФ было важнее, а уж если понравился МВФ – считай, что купил золотой билет в будущее.
Так что я приветствую желание Кирилла Шевченко заниматься активизацией кредитования. У меня нет никаких сомнений, что он как профессионал понимает, как это нужно сделать и как этого точно не нужно делать. Слова о том, что он не допустит "неконтролируемой инфляции", - как раз об этом. На финансовом сленге это означает как минимум несколько вещей. Первая – что инфляция до 10-12% в год является вполне себе полезной для экономики. А в районе 2% - сродни удавке. Вторая – обычно всплеск инфляции в Украине вызывали или мировые тренды, или неправильные решения Кабмина, или избыточная эмиссия. За первые две парафиии Шевченко точно не отвечает. Поэтому я уверен, что он имел в виду, что не допустит избыточной эмиссии. Уверен, этой эмиссии очень хотят определенные группы влияния, и даже понятно, зачем. Надеюсь, новый глава НБУ не зависит от этих людей.
Главное, чтобы он так же не зависел от МВФ и узких воротничков, которые мировое сообщество любит надевать на центральных банкиров стран третьего мира. Эти воротнички очень скоро превращаются в ошейники, а если банкиры ведут себя смирно – в золотые ошейники. И вот, через время парни и леди в ошейниках уже привыкают к своему новому статусу и понимают, кто их водит и кто их кормит. После этого им становится совершенно все равно, в какой стране они работают. Возникают те люди, которых с таким трудом удалось выковырять из НБУ. Уверен, что я вижу ситуацию искаженно, но этот момент в работе руководителей Нацбанка 100% присутствует. И они его признавать, конечно же, не желают.
Осмелюсь от себя набросать еще несколько шагов, которые лично я как многолетний сторонний наблюдатель был бы рад видеть от Кирилла Шевченко. Я не банкир, но в силу многолетнего пребывания в сфере кое-какие темы улавливаю.
1. Защиты прав вкладчиков. Это не просто слова. У нас этой защитой вроде как занимается Фонд гарантирования вкладов. Но на самом деле, Фонд занимается тушением пожаров, когда они уже возникли. И к сожалению, Фонд не способен защитить вкладчиков свыше 200 тыс грн. Недопущением пожаров должен заниматься Нацбанк. В его парафии находится надзор, главная задача которого – пресечь мошенничество и воровство в банках. Много сказано, да и Шевченко об этом хорошо знает, что крупные мошеннические схемы в банках возможны исключительно с позволения НБУ. И тот факт, что Николай Лагун, Константин Жеваго, Леонид Климов, Борис Кауфман и многие другие вывели миллиарды, заставив государство платить по их счетам, - вопиющий. Надзор обязан переродиться и действительно начать выполнять функцию недопущения, а не так, как сейчас работает вся правоохранительная система – для своего кармана. Тогда и права вкладчиков будут защищены, потому что они будут понимать: нести миллиарды в банки – это безопасно.
2. Защиты прав кредиторов. Банки должны быть уверены, что они достанут должника на краю Земли. Даже если предприятие взяло в кредит миллиарды и может проплатить все суды Украины, законы должны быть прописаны так, чтобы этих вариантов не было. Поэтому в интересах Нацбанка давить и на правоохранителей, а даже на суды, чтобы те работали честно и по правилам. В этом должен быть заинтересован Нацбанк, потому что банки начнут кредитовать. Массово, а не так, как сейчас.
3. Расшить накопившуюся "проблемку" в банках, особенно в государственных. Это мегапроблема. Половина всех активов банковской системы Украины – это NPL. Плохие, проблемные, невозвратные, безнадежные кредиты. Предыдущие лет десять эту проблему никто не собирался решать. А госбанки даже научились вынимать на ней из государства десятки миллиардов гривен ежегодно. Зачем убивать раковую курочку-некроманта, если она несет золотые яйца? "Укргазбанк" как раз не был замечен в злоупотреблении такими схемами, а вот "Ощадбанк" и "Укрэксим" – очень даже. Пора положить конец этой паразитарной модели. И насколько я знаю, работа в этом направлении ведется даже по линии МВФ. Так что будем надеяться.
4. Помочь догнать банкиров, которые вывели из банков миллиарды. Речь о Жеваго, Лагуне, Бахматюке, Коломойском и других прекрасных людях. Также речь о непорядочных клиентах вроде Тараса Барщовского, который выстроил свой соковый бизнес на кредитах "Дельта Банка", вернуть которые Барщовский "забыл". Долгие годы НБУ делал вид, что он не причем ко всем этим процессам. Сбросил все проблемы на Фонд гарантирования, а сам – вроде как "очистился". Но на самом деле, сотрудники НБУ, которые помогали "распиливать" миллиарды, остались не наказанными. Ну ок, уже решим, что ответят перед Всевышним. Но НБУ как коллективный разум может хотя бы осознать свою ответственность и помочь взыскать деньги в пользу обманутых вкладчиков и ограбленной экономики. Для этого у Нацбанка многое есть. Как минимум, он видит все следы движения денег, украденных когда-либо. Это сумасшедшая власть, которой можно распорядиться верно.
5. Ну и хотелось бы, чтобы НБУ перестал делать вид, будто работает в Западной Европе, где экономика уже преимущественно прозрачна и легальна. Он работает в Украине, где более 50% экономики – в "тени". Да, эта экономика не слишком красива. Но она обеспечивает работой миллионы людей и понемногу меняет лицо Украины. Не слишком правильно пытаться за один месяц удавить всю "тень" – хотя бы потому, что она не умрет, а создаст лишь еще более глубокую "тень". Нацбанк Украины должен гордиться тем, что он работает в Украине, и искать способ помочь всем нам стать богаче, а затем – лучше.